Ольга Штефан
Конспект занятия «Юные финансисты» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста
«Юные финансисты»
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных элементарных экономических представлений; обобщение знаний о потребностях человека.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия „Юные финансисты“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2020
- активизировать познавательный и творческий интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике;
- расширять представления детей о деньгах и статьях расхода семейного бюджета;
- закрепить названия основных потребностей и что к ним относится;
- подвести к пониманию того, что человек не может иметь все, что хочет;
- сформировать чувство уважения к труду взрослых.
Ход образовательной деятельности
Вводная часть.
Идет Буратино считает монеты.
Воспитатель: Буратино, куда ты идешь?
Буратино: У меня есть 5 золотых монет, и я иду в магазин, хочу купить на них шахматы, видеоигру и конструктор. Уж очень мне эти игры нравятся. А если деньги останутся, то куплю ещё самокат.
Воспитатель: Ты что, Буратино, разве можно на игрушки сразу тратить все деньги? Сейчас мы с ребятами тебе поможем. Садись.
- Мы можем начинать, но сначала: «Здравствуйте»! Хотим мы Вам сказать.
- Сегодня мы много интересного узнаем о деньгах и для чего они нам нужны.
Основная часть
Воспитатель: Ребята, я хочу вам предложить сыграть в игру, которая называется «Брейн-ринг». Она состоит из 4-х раундов, за каждый раунд команда, давшая правильный ответ, получает золотую монетку. Сейчас мы разделимся с вами на две команды, команда «Смешарики» и «Почемучки». А я буду ведущей нашей игры. Команде «Смешарики» - я даю красные флажки, а команде «Почемучки» - зеленые. Если команда готова к ответу, то игроки поднимают флажок.
1-раунд «Деньги».
Воспитатель: - Ребята ВНИМАНИЕ! Послушайте мою загадку:
Бывают они медные, блестящие, бумажные,
Но для любого из людей, поверьте, очень важные! Что это?
Дети: Деньги, монеты.
Воспитатель: - Совершенно верно. А для чего нужны людям деньги?
Ответы детей.
Воспитатель: Вы правы. Деньги нужны, без них прожить невозможно! Обе команды дали правильные ответы и получают по золотой монетке.
Физкультминутка "Буратино".
Воспитатель рассказывает стихотворение, и дети выполняют соответствующие движения:
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
2-раунд «Потребности».
Воспитатель: - Что такое потребности?
Ответы детей
Воспитатель: Значение слова потребность, происходит от слова, требуется. Потребности – это то, без чего человек не может жить и всё то, что он хочет иметь. Перед вами картинки для каждой команды, вы должны среди них определить и выбрать жизненно важные потребности человека (вода, одежда, еда, жилье). А Буратино будет за вами наблюдать, правильно ли вы выбираете картинки.
Воспитатель: - Без чего человек не может жить?
Ответы детей
-Человек нуждается в пище, если он не будет питаться, то погибнет.
-Человеку нужна вода. Без воды он может прожить не более двух суток. А кому ещё нужна вода для существования? (Животным, растениям)
-Человек не может прожить без воздуха.
- Давайте, проведём эксперимент, сколько времени мы с вами сможем без воздуха.
(Зажимают нос)
- Чтоб нам лучше дышалось, давайте потренируем наше дыхание.
Дыхательная гимнастика.
Воспитатель: Давайте дальше будем играть, какие же ещё потребности у человека?
- У человека есть потребность в одежде. Для чего существует одежда? (Она защищает человека от холода, от жары)
- А какая бывает одежда? (Осенняя, зимняя и т. д.). А животные испытывают потребность в одежде? А что их защищает от холода, от жары? (Шерсть, шкура, мех.)
-Ещё человек нуждается в жилье, в доме человек может укрыться от непогоды, от посторонних людей. Дом – это семейный очаг, где собирается вся семья вместе.
Ответы детей
Воспитатель: обе команды дали правильные ответы и получают по золотой монетке.
3-раунд «Что можно купить за деньги?
Воспитатель: Я предлагаю поиграть вам в игру! «Что можно купить за деньги?» Если этот предмет можно купить за деньги, то хлопните в ладоши, если нет – то топайте. (Воспитатель показывает картинки: солнце, велосипед, река, лиса и т. д.). Я буду по очереди подходить к вашей команде и называть предметы, а Буратино мне поможет. Чья команда больше даст правильных ответов, та и получит монетку.
Воспитатель: Ребята, прежде чем что-нибудь купить, надо рассчитать бюджет. А давайте с вами вспомним, что такое бюджет?
Ответы детей.
Воспитатель: Бюджет – это подсчет доходов и расходов.
Доход - это деньги или материальные ценности, полученные в результате работы. Расход - это деньги или материальные ценности, затраченные на оплату услуг и на покупку вещей.
Воспитатель: А теперь давайте, подумаем, почему иногда, когда вы просите у мамы что-нибудь купить, мама вам не покупает?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, все верно, если каждый день что-то покупать, то нужно очень много денег, а родители столько не зарабатывают. В каждой семье родители подсчитывают свой семейный бюджет. Давайте мы с вами попробуем помочь родителям распределить семейный бюджет поиграем в игру «Хочу и надо».
Игра «Хочу и надо»
Перед вами схема потребностей и пять монет. Ваша задача распределить ваш бюджет по потребностям, не забывая выделять важные потребности. На поле каждой потребности изображены кружочки, которые обозначают, сколько монет нужно потратить, чтобы удовлетворить данную потребность.
Выполнения задания детьми, объяснение своего выбора.
Сначала нужно оплатить квартплату – 2 монеты, купить одежду – 1 монета,
на продукты – 1 монета.
Воспитатель: Когда куплены все жизненно важные потребности, можно и купить то, что вы хотите или отложить на следующую покупку.
Воспитатель: обе команды дали правильные ответы и получают по золотой монетке.
Физкультурная минутка: «Будем денежки считать»
Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)
Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы)
4-раунд «Домик, в котором живут деньги».
Воспитатель: Ребята, а для чего же нужна копилка?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно, чтобы копить деньги. Но мне очень интересно узнать, а зачем людям копить деньги? Что на них можно купить?
Ответы детей
Игра «Для чего нам нужны деньги?»
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Для чего нам нужны деньги?». Я бросаю мяч вам и называю, для чего нам нужны деньги, а вы продолжаете.
Итак, деньги нам нужны: (Ответы детей)
для покупки продуктов питания;
для оплаты бытовых услуг;
для оплаты развлечений ;
для оплаты проезда на транспорте;
для покупки подарков.
Воспитатель опрашивает всех детей по очереди. Если дети указывают не все значения денег, можно предложить решение данного вопроса в виде проблемных ситуаций.
- Если мы едим на автобусе, мы платим?
- Если мы захотели кушать и пошли в магазин, за что мы платим? И т. д.
А сейчас ребята я предлагаю вам склеить кошелечек из бумаги для нашего друга Буратино, что бы он мог спрятать в него свои монеты. Изготовление, детьми кошелечка используя схему.
Воспитатель: Молодцы ребята! Красивые кошелечки у вас получились.
Воспитатель: Подошло время подвести итог нашей игры. Поздравляю вас! Вы успешно справились со всеми испытаниями. Предлагаю подсчитать, сколько у каждой команды золотых монет. Дети приносят золотые монетки, сообщая, сколько заработала каждая команда. Звучит торжественная музыка. Командам вручаются дипломы.
Заключительная часть
Воспитатель: Вот и пришло время прощаться с нашим другом Буратино. Давайте, попробуем для Буратино сформулировать правила обращения с деньгами.
1. Экономно распоряжаться деньгами.
2. В первую очередь удовлетворяй жизненно важные потребности.
3. Невозможно иметь все, что хочешь.
4. Деньги можно накопить или потратить. Накопление должно быть привычкой, завести копилку и откладывать туда деньги.
5. Бережно относись к деньгам!
Буратино: - Спасибо, ребята! Я понял, что такое деньги и как нужно с ними обращаться.
Воспитатель: Поиграли мы для вас. Вам понравилось у нас? Приходите в гости к нам! Мы споём и спляшем вам, а сейчас уже пора - ждут нас игры и дела. Благодарю всех участников этой игры за активное участие.