Инна Горбатова
Эти невероятные левши
▼ Скачать + Заказать документы
«Эти невероятные левши»
Проблема межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия – одна из наиболее актуальных в современном мире.
В обществе сложилось не однозначное отношение к леворукости, одни считают это серьёзным недостатком, другие – проявлением гениальности. Существование таких крайних точек зрения свидетельствует о малой изученности этого явления.
Одно очевидно: леворуким всегда было не очень уютно в праворуком мире.
Почему человек – левша?
Публикация «Эти невероятные левши» размещена в разделах
Начнём с того, что головной мозг состоит из правого и левого полушарий. Правое полушарие созревает раньше. Поскольку развитие головного мозга идёт с права на лево. Два полушария, говорят ещё правый и левый мозг абсолютно по разному воспринимают, и обрабатывают информацию.
Правое полушарие воспринимает мир, информацию, целиком (едино моментно, оно отвечает за эмоциональную сферу, за узнавание лиц, форм, цвета, мелодии.
Левое полушарие, это полушарие, которое воспринимает мир поступательно, пошагово, оно склонно анализировать. Эта часть головного мозга, которая отвечает за речь, чтение, письмо, логику, движение.
Особенность функционирование мозга, является то, что у нас перекрёстное управление. То есть работой правой стороной тела управляет левое полушарие, соответственно работой левой стороной тела, управляет правое полушарие.
Следует различать понятия Леворукости и Левшества.
Понятие леворукости включает в себя ведущую левую руку.
А понятие левшество – это понятие более комплексное, характеристика, которого отражает большее участие ведущего полушария. Левша – это ребёнок, у которого не только рука ведущая, но и левая нога, ухо, глаз.
Причин возникновения левшества несколько. (Психологические особенности «леворуких» .)
1 Врождённое (наследственное, генетическое). Когда эта особенность передаётся из семьи. Как правило от мамы, папы, бабушки, дедушки.
(Если речь идёт о гармоничном развитии такого ребёнка, то мы не сталкиваемся с какими либо нарушениями).
2 Патологическое (компенсаторное) левшество- это более сложный случай. Из-за определённых нарушений во время беременности, родов. Например: Ребёнок получает внутриутробную инфекцию, что происходит.
Как я уже говорила, правое полушарие созревает раньше левого, соответственно левое является более хрупкой структурой. Таким образом функции левого полушария берёт на себя правое полушарие, но работает по своим законам.
В этом случае ребёнок нуждается в помощи и понимании.
3 Вынужденное левшество. (приобретённое) (Это если травмирована правая рука, или ребёнок подражает взрослому).
4 Скрытое левшество. Когда у ребёнка доминирует правое полушарие, но по каким, то причинам он пишет правой рукой.
Известно, что до 3 лет ребёнок может абсолютно полноценно пользоваться и правой и левой рукой.
Традиционно в 4. 5 - 5 лет используют тесты для выявления леворукости:
Когда ребенок учится правильно держать карандаш, ручку, учится писать, необходимо, чтобы он выполнял эти сложные действия ведущей от природы рукой, так как переучивание может отрицательно отразиться, на развитие ребенка, осложнить процесс адаптации к школе, привести к серьезным нарушениям здоровья. Ради сохранения здоровья придется смириться с неважным качеством почерка, которое наблюдается у левшей. Ведь почерк – пустяк, по сравнению с неврозами, возникающими у левшей, которых насильно подвергают переучиванию.
Таким образом, основными признаки невроза у переученных детей считаются: нарушение сна и аппетита, головная боль, боли в животе,
страхи, энурез, заикание, тики, навязчивые движения, повышенная возбудимость, раздражительность, укачивание в транспорте, повышенная чувствительность к жаре, духоте, запахам, двигательное беспокойство, вялость, заторможенность.
Если ребенок – левша, то нам просто необходимо знать психологические и другие особенности таких детей.
Леворукие малыши очень рано начинают проявлять свои художественные склонности. Они любят рисовать, что-нибудь мастерить, у них прекрасный музыкальный слух и они с необыкновенной лёгкостью обучаются игре на любом музыкальном инструменте. «Левши» доверчивы, наивны, непосредственны, зачастую капризны и не уравновешены. Они очень чувствительны к словам и действиям окружающих, их легко обидеть или ранить неосторожным словом до глубины души. Вместе с тем, отличительной чертой «левшей» является упрямство и эмоциональная экспрессивнось, что связано с доминированием правого полушария и поэтому с такими особенностями характера приходится мириться, ибо исправить их нельзя.
(Экспрессивность – это эмоциональный окрас информации, которая субъективно воспринимается и бессознательно воспроизводится говорящим)
У большинства левшей речь эмоциональна, богата интонациями и жестиуляцией. При разговоре мимика ребенка постоянно меняется, реагируя на происходящее. В речи нет особой «выраженности», бывают запинки, ребенок часто сбивается, теряет ход мысли, говорит много лишних слов.
У таких детей отмечается зеркальное рисование. Особенно четко это прослеживается при копировании фигур ( фигуры меняются местами: правые – налево и наоборот, причем ребенок не чувствует неправильности. Наиболее распространенные ошибки при овладении чтением – это перестановка букв (вместо он – но т. п., зеркальное чтение букв, замена букв близкими по конфигурации, «перескакивание» через строку. Дети левши могут иметь свое индивидуальное предпочтение направления чтения. Иногда дети читают текст с конца, слово – слогами. При этом инверсия слов не мешает понимать им смысл текста.
У таких детей хорошо развита интуиция, образное мышление, а вот логика хромает.
Внимание левшей недостаточно устойчиво, ребёнок не может длительное время концентрироваться на одном объекте, отмечается снижение скорости распределения и переключения внимания.
Они испытывают трудности концентрации внимания на нескольких объектах.
У левшей несколько снижен объём кратковременной, долговременной, произвольной образной памяти.
У большинства левшей наблюдаются трудности в различении правого и левого направлений пространства и в целом худшее выполнение пространственных задач.
Чтобы грамотно взаимодействовать с ребёнком, чтобы понимать, как с ним общаться, есть несколько особенностей взаимодействия с ребёнком левшой.
1 Нужно понимать, что ребёнку левше трудно переключаться с одного вида деятельности на другой. Ему требуется дополнительное время, на то, чтобы переключиться, войти в задание, понять и выполнить.
2 Ребёнку левше очень трудно делать несколько дел одновременно. ( Например: Он рисует, а вы с ним разговариваете. Он не поймёт, что вы ему говорили и не выполнит вашу просьбу).
3 Давать инструкции очень чётко, конкретно, малословно.
4 От ребёнка левши очень сложно дождаться, чтобы он, глядя на вас, научился что то делать руками, (лепить, вырезать, шнуровать, пользоваться ложкой и т д) то есть мелкую моторику ребёнка левши надо развивать самым активным образом.
Например: Лучше сразу взять его руки в свои и несколько раз вместе с ним повторить нужное движение.
5 Так как правополушарный ребёнок – это ребёнок эмоциональный, то следует как можно больше включать в процесс обучения восприятия сенсорных систем (это не только слух, но это ещё и зрение – зрительные опоры, это ещё и тактильное восприятие, дайте ему возможность потрогать, понюхать, чем полноценнее спектр восприятия, тем он легче это усвоит.
6 Начало любого занятия (деятельности) нужно выстраивать с опорой на предыдущее: вспоминаем, что делали, что запомнили, тем самым восстанавливаем связь с настоящим занятием, т. е. учитываем закономерности памяти леворуких детей – от настоящего к прошлому.
7 Ребёнок левша- это эмоциональный, умный, творческий ребёнок. Надо стараться его больше хвалить. Даже за незначительные достижения. Ни с кем не сравнивать. Сравнивать с ним самим. Что было и что стало.
8 Довольно часто не праворукие дети несмотря на проводимую педагогическую работу затрудняются в определении правой и левой руки. В таких случаях может быть рекомендована маркировка левой руки, браслетом, часами или чем либо другим.
Рабочее место левши тоже должно быть организовано особым образом. Ребёнок должен сидеть слева от соседа, чтобы не сталкиваться локтями. Свет от окна или лампы должен падать с правой стороны.
Существуют специальные канцелярские принадлежности для леворукого ребенка. (Ножницы, линейка, ручка.)
Нашу группу посещают 3 ребёнка – левши.
В дошкольном возрасте рекомендуется не обучать детей письму, а только готовить к этому руку. Для тренировки пальчиков мы предлагаем ребё нку игры: закручивание и откручивание крышек, нанизывание бус на нитку, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков, шнуровка. Большое удовольствие малыши получают от разрывания или разрезания газет и бумаги. Хорошо развивают мелкую мускулатуру занятия с пластилином.
В подготовительный группе очень важно использовать различные задания и упражнения, которые постепенно готовят руку ребёнка, особенно левши, к письму. Самый простой и эффективный способ - раскрашивание карандашами. Это занятие тренирует мелкие мышцы детской руки, делает ее движения более сильными и координированными. При подготовке руки к письму используют такие приёмы как обводка, штриховка, дорисовывание изображения до целого, срисовывание.
В одном из источников я нашла задания по развитию графических навыков у ребёнка-левши с ЗПР.
Например задание «Заштриховать предмет».
Начинать обучение штрихованию леворукого ребенка нужно справа налево.
(А не слева на право, как обычно обучаем праворукого ребёнка)
В задании: "Дорисуй половинку".
Ребенку с левой ведущей рукой, удобнее дорисовывать левую половину.
Леворуким детям трудно ориентироваться в пространстве. У них часто недоразвито зрительное внимание и зрительное восприятие, поэтому работу с ребенком - левшой по формированию графических навыков следует начинать не на линованном листе бумаге.
Знакомство с игрой "Продолжи ряд", во всех её конфигурациях, так же начинается справа налево.
Все вышесказанное, на мой взгляд, убеждает в том, что нельзя пытаться изменить природу так, как удобно учителям и родителям. Вероятно, в этой ситуации лучший выход - приспособиться к особенностям леворукого ребенка самим и помочь ему адаптироваться в правоориентированном мире.
Спасибо за внимание.