Елена Чужайкина
Роль семьи в этнокультурном образовании ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Этнокультурное образование – это образование, направленное на защиту и развитие этнокультурной идентичности дошкольника, приобщение к родному языку и культуре своего народа.
Основная цель этнокультурного образования – это воспитание духовно-нравственной личности, которая знает, уважает и продолжает традиции своей семьи, этноса.
Публикация «Роль семьи в этнокультурном образовании ребенка» размещена в разделах
Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Именно в детском возрасте нужно возбудить в душах детей интерес к своему народу, его культуре, истории, зародить в их сознании чувство любви к Родине, принадлежности к великому народу. Дать детям то ценное, что создано народом за его историю.
Жизнь в русле родной культуры очень важна для ребенка - дошкольника, так как в этом возрасте ребенок начинает познавать мир. Интерес к своим народным корням у ребёнка возникнет только тогда, когда будет затронута его эмоционально-чувственная сфера. Поэтому на протяжении многих веков мир семьи являлся сильнейшим фактором формирования личности ребенка.
Цель этнокультурного воспитания в семье - приобретение детьми понимания смысла жизни и выработка жизненной позиции с детских лет. Семья является каналом формирования у детей потребности в своей национальной культуре, в языке, стремления идентифицировать себя со своим народом. Семья воспитывает гражданское отношение к истории родного края, духовно нравственным ценностям своего народа, национальным традициям как части мировой культуры.
Воспитание детей в семье - дело сложное, деликатное, требующее от родителей заинтересованности в положительных результатах, терпения, такта, знания в области детской психологии и педагогики. Специфика воспитания в семье определяется и ее типом, и условиями проживания, и степенью подготовленности родителей к реализации воспитательной функции в семье. Семья, где основной целью воспитания является забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного опыта, накопленного предшествующими поколениями, является мощным фактором, влияющим на развитие личности детей и на их последующую судьбу.
Одной из самых эффективных форм воздействия на ребенка в семье были и есть народная сказка. В большинстве русских народных сказок главный герой – богатырь, заботясь о своих близких, своём народе, сражается с различными чудовищами и уничтожая зло, устанавливает справедливость и согласие в мире.
В сказках часто даётся образец отзывчивого отношения к окружающему: к животным, к растениям, воде, предметам обихода.
Чтобы человеку оставаться человеком, ему необходимо помнить свои корни. Недаром в старину каждый ребёнок знал свою родню, чуть ли не до седьмого колена. Внимательное отношение к своим родственникам, составление своей родословной, укрепляли гуманистическую направленность развивающейся личности.
Кратко и лаконично выражаются идеи гуманистического воспитания в народных пословицах, поговорках, колыбельных песен, закличках.
Колыбельная песня, прежде всего, отражает мир мыслей и чувств матери, поглощённой уходом за ребёнком. Ребёнка, утомившего криком и беспокойством, в раздражении обещают поколотить, пугают старичком, хворостиной, волком, таинственной букой, живущем под сараем, но чаще уговаривают обещанием пряника, калачей, обновы. Такие нехитрые приёмы имеют целью овладеть вниманием ребёнка, успокоить его.
Воспитание у детей активности, сноровки, сообразительности в полной мере развёрнуто в необозримо разнообразных народных играх. Игра формирует интеллектуальные и физические особенности, с которыми ребёнок будет жить долгие годы. И прав был А. В. Луначарский, сказавший: «Игра, в значительной степени является основой всей человеческой культуры». Народные Игры развивают ловкость, быстроту, силу, меткость, приучают к сообразительности и вниманию.
В играх используются «считалки» – одна из древнейших традиций. С их помощью определяют кто «водит», и тех, кто попадает в благоприятное для себя положение.
Обыкновение пересчитываться идёт из быта взрослых. Традиция пересчитывания в считалках преображена : детям доставляет удовольствие сама возможность играть словами – возникают забавные в своей нелепости сочетание слогов и слов.
В скороговорках предлагаются стихи с нарочитым скоплением труднопроизносимых слогов. При повторении этих стихов возникает уподобляющее воздействие одних слогов на другие – и в результате происходят ошибки, смещение звукового ряда, искажение смысла.
Также в семье используются перешедшие от взрослых в детский быт разного рода приговорки – обращение к улитке – «лизовище», гадание по полёту «божей коровке», разные приговорки о корове, телёнке, о птицах – журавлях, воробьях, воронах и т. д. Избавлялись от залившейся в уши воды, прыганием с приговором – «вылить воду на дубовую кору». Бросали в подпечек выпавший молочный зуб с просьбой к мышке дать костяной зуб.
Но не только сказки, пословицы, поговорки, скороговорки, заклички положительно влияют на развитие и воспитание ребёнка, но и многочисленные обычаи и традиции в народных праздниках.
Народные праздники были и есть настоящим кодексом неписанных норм и обязанностей. Обряды отображают нравственные устои русского народа, закрепляют чувство верности к друзьям, развивают эстетические чувства. Это ярко представлено в таких праздниках как Троица, Масленица, Крещение, Святочные вечера, Покров, Святая Пасха, Красная горка.
Родители также являются активными участниками педпроцесса по приобщению детей к народным традициям в детском саду.
Цель совместной деятельности педагогов и родителей заключается в объединении детей, родителей, педагогического коллектива детского сада в коллектив единомышленников, который решает следующие задачи:
- повышение общего культурного уровня семьи, формирование и укрепление традиций рода;
- организация встреч с мастерами народных промыслов и интересными людьми;
- пропаганда здорового образа жизни;
- проведение национальных праздников по народному календарю;
- организация совместных выставок, концертов;
- участие в городских мероприятиях;
Педагог должен правильно донести до родителей роль этнокультурного воздействия на детей. Сотрудничество детского сада с семьей реализуется через коллективные и индивидуальные формы взаимодействия.
К коллективным формам работы относятся родительские собрания, дни открытых дверей, утренники, выставки поделок и рисунков дошкольников, народные праздники.
Индивидуальные формы работы - консультации и беседы, поручения при подготовке к проведению праздников, открытых занятий, организации развивающей среды, например: оформление казачьего уголка в группе:
• с помощью родителей изготовлен казачий курень, обшиты куклы, в дальнейшем планируем собрать и пополнить уголок казачьей утварью, оформить семейный альбом, оформить справочник-словарь старинных казачьих слов,
• совместная с детьми творческая деятельность (разучивание казачьих песен, стихов, поговорок, выражений, игр, чтение казачьих сказок,
• помощь в организации экскурсий, походов.
Для достижений поставленных целей в этнокультурном воспитании детей каждый педагог должен:
- уметь создавать условия неформального общения, способствующего проявлению инициативы, активной позиции родителей;
- уметь влиять на общение, отношения между людьми;
- уметь строить взаимоотношения на основе общения на равных: педагог, родитель, дошкольник;
- формировать интерес к народной культуре, развивать механизм самообразования родителей;
- развивать у взрослых интерес к совместному проведению времени с ребенком.
Благодаря совместным действиям детского сада и семьи можно добиться хороших результатов в воспитании национального самосознания у воспитанников. Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».