Александра Наводчикова
Эссе Я — воспитатель
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе «Я- воспитатель».
«Человек, воспитывающий детей, должен очень любить их, тогда и он, и они будут счастливы» (С. В. Образцов)
Нелегко детей воспитывать!
Но в одном со мной согласитесь-
Не профессия быть- воспитателем,
Воспитателем быть- это жизнь!
Есть такая профессия – любить детей. Всегда с гордостью произношу: «Я - воспитатель!». Воспитатель - это не профессия, не работа, это – призвание, состояние души, образ жизни.
Самое главное в нашей профессии - любить детей, любить просто так, ни за что, отдавая им свое сердце.
Работа в детском доме отличается от работы в других образовательных учреждениях. Это, наверное, и не работа, а стиль, образ жизни, совершенно другой взгляд на привычные вещи, ситуации, другое мышление. Нам, воспитателям детского дома приходится нести ответственность не только за жизнь и здоровье наших воспитанников, но и за их раненые души. За короткую, едва начавшуюся жизнь они уже испытали и предательство и равнодушие самых близких людей, т. к. наши воспитанники, в основном, - социальные сироты.
Конечно, воспитатель в детском доме и не мама, и не «учительница», а близкий человек, почти «родственник», которому можно довериться. Каждому педагогу на собственном опыте приходится находить свой оптимальный уровень близости. То, что дистанция необходимо, понимают все. Случайные люди здесь просто не задерживаются надолго, остаются только «те самые». Не каждый сможет вкладывать свою душу, тратить время, силы, нервы, здоровье на чужих нам в принципе детей. Существует очень распространенное мнением о том, что воспитатели занимаются только бытовыми вопросами, на самом деле наша работа очень похожа на работу врача. «Не навреди! Помоги ребенку!» Воспитатель в детском доме – это самый главный человек, потому что именно от него зависит все, что происходит в группе или с каждым ребенком в отдельности
Ведь в каждом ребенке нужно разглядеть личность, подобрать к ней ключик: кого-то нужно выслушать, помочь, посоветовать, пожалеть, успокоить или подбодрить, а может быть и поговорить «по-душам», помочь сделать выводы.
Мы зовёмся воспитателями только формально.
Воспитатель детского дома- это особая профессия.
Ведь именно воспитатель посредством сердечного ума, такта, мудрости, жизненного и педагогического опыта способен восстановить равновесие в душе ребенка.
Воспитатель должен не просто «работать с детьми», он должен жить с ними, делить радости и печали, успехи и падения, не допуская фальши в отношениях.
Дети – наше зеркало.
Они подражают нам, берут пример с нас. Словом, жестом, действием, молчанием педагог непрерывно влияет на всех воспитанников сразу и на каждого из них в отдельности.
Очень точно подметил эту особенность А. С. Макаренко. «Не думайте, – говорил он, – что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни.
Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь– всё это имеет для ребёнка большое значение».
Поэтому постоянно приходится учиться и работать над собой.
Мое педагогическое кредо:
Понимать и чувствовать детский мир, «подобрать именно тот ключик» к каждому ребенку, который раскроет его индивидуальность!
«Мой девиз по работе»
«…как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (Сухомлинский В. А.)
Мои принципы работы:
• Относись к детям так, как бы ты хотела, чтобы относились к тебе;
• Учись сама, чтобы научить других;
• Позволяй детям учить тебя тому, что знают и умеют они;
• Стремись понимать детей такими, какие они есть;
• Не быть назойливой, у каждого свой мир интересов и увлечений;
• Детям больше самостоятельности и права выбора;
• Уметь встать на позицию ребенка, видеть в нем личность, индивидуальность;
• Предоставляешь требования к воспитанникам, проверь, соответствуешь ли им сам.
Мечтала ли я стать воспитателем? Нет. Я даже мало, что знала об этой профессии. Воспитателем я стала по воле сложившихся обстоятельств. Но почему-то, же эти обстоятельства сложились именно так, а не иначе? А может, это все было не случайным, а закономерным!
Сегодня, спустя 13 лет от начала педагогического пути в детском доме, я вижу, что на этом пути были радости и огорчения, взлёты и падения, успехи и неудачи. Но, не смотря ни что, я не могу провести грань, когда заканчивается моя работа и начинается личная жизнь, я не просто работаю воспитателем, я живу в своей профессии.
Мне приятно прийти на работу после выходного дня или отпуска, когда мои дети бегут навстречу с улыбками и объятиями, одни радуют своими успехами, другие огорчают, но каждый из них уверен, что в любое время он может обратиться ко мне за советом или попросить помощи. В такие минуты я понимаю, что мне доверяют, что я смогла растопить лёд в их сердцах, многому научить их и чему-то научиться у них. Но самое главное я смогла вселить в их израненные детские души надежду и уверенность, уверенность в том, что они не одни, о них кто-то думает и переживает. Каждый раз, приходя на работу, я задаю себе вопрос: «Каким будет этот день и для меня, и для моих ребят? Чего они ждут?» Любви! Тепла! Доброты! Понимания! Это - мои дети!
Я читаю во взглядах, устремленных на меня, детские мысли и чувства, улавливаю их настроения, заглядываю к ним в душу. Они все такие разные: крикуны, шалуны, забияки, молчуны, говоруны, скромники. К каждому надо найти свой подход: понять, посоветовать, выслушать, утешить, наконец, помочь раскрыть себя со всех сторон, а это непросто.
Испытываю чувство нежности, умиления и даже гордости, когда приходят в гости выпускники. Какие они взрослые, рассудительные, делятся своими новостями, достижениями, спрашивают совета. За чашкой чая мы вспоминаем их детские проказы, смеемся. А уходя, они всегда говорят слова благодарности за все, чему их научили. Это, поверьте мне, дорогого стоит. В такие минуты думаешь: значит, правильным был мой выбор профессии.
Я люблю свою профессию и горжусь ею.
Горжусь тем, что нужна детям, что они меня любят. Счастливая сияющая улыбка на лице ребятишек - высшая награда за мой труд! И поэтому делаю для них и буду делать всё, что умею.
И цель одна: чтоб детям дать добро,
Частичку сердца, да уменье жить.
Чтоб вышли в люди, не упав «на дно»,
За что смогли бы нас благодарить.