Татьяна Иванова
Эмоциональная привязанность ребенка к матери и особенности адаптации детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Основоположником теории привязанности был психоаналитик Джон Боулби* : им описаны модели поведения, которые младенец усваивает к концу первого года жизни, когда осознает, что мать — существо от него отдельное, и остро реагирует на разлуку с ней. Первые узы привязанности «мать — ребенок» строятся на самом раннем взаимодействии между матерью и новорожденным в те благоприятные моменты, когда мать всегда находится в полном распоряжении малыша.
Успокаивающая или безопасная привязанность
Публикация «Эмоциональная привязанность ребенка к матери и особенности адаптации детей раннего возраста» размещена в разделах
Когда связь «мать — ребенок» правильная, у ребенка возникает так называемая успокаивающая, или безопасная, привязанность. Даже если младенец расстраивался, плакал в момент расставания, он хранит в себе образ матери все время, пока ее нет рядом, это его успокаивает и позволяет дожидаться возвращения мамы, не слишком горюя.
Успокаивающая привязанность позволяет годовалому ребенку легче социализироваться в ясельной группе.
В два или три года ребенок с развитой успокаивающей привязанностью, отправляясь исследовать мир, относится к нему более доверчиво, и ему куда проще завязать знакомство.
Тревожно-оборонительная привязанность
Встречаются дети, для которых характерна тревожная, лишающая чувства уверенности привязанность.
В таких случаях речь идет о «тревожно-оборонительной» привязанности, главный ее признак — то, что ребенок очень сильно тоскует во время разлуки. Если защищенный успокаивающей привязанностью малыш в отсутствие матери быстро начинает интересоваться другими людьми и другими занятиями, тревожный, оставаясь беспокойным и плаксивым, цепляется за находящегося рядом взрослого, пока мама не вернется.
Тревожно-избегающая привязанность
Дети отличаются «тревожно-избегающей» привязанностью : кажется, будто они не очень-то и страдают в разлуке, но в коллективе держатся в стороне от группы, а когда мама за ними приходит, не выражают никаких эмоций, словно знают, что все равно им нечего рассчитывать на поддержку взрослого. Тревожный ребенок порой ждет и боится, что его оттолкнут. Он держится подальше от взрослых и часто проявляет враждебность по отношению к другим детям.