Анжелика Сидоренко
«Элементы туризма» как одно из нетрадиционных направлений в физкультурно-оздоровительной работе с детьми с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема ЗПР обращает на себя все больше внимания, поскольку с каждым годом растет, имеющих те или иные отклонения в состоянии здоровья детей, которые не могут не сказываться на дальнейшем становлении личности. В связи с этим нам предоставляется неоспоримой необходимость оказания ранней коррекционно-педагогической помощи детям с ЗПР, а так же подбора наиболее эффективных средств и методов для выведения их на уровень возрастной нормы. Является научно обоснованным тот факт, что средствами физической культуры возможно осуществлять коррекцию имеющихся отклонений в развитии, решать вопросы благоприятного воздействия на психофизический статус детей, расширять их познавательные интересы.
Публикация «„Элементы туризма“ как одно из нетрадиционных направлений в физкультурно-оздоровительной работе с детьми с ЗПР» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа инструкторов по физической культуре
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Темочки
В рамках физического воспитания данную проблему призваны решать технологии физического воспитания. Это обусловлено тем, что содержание физического воспитания направлено на формирование у детей с ЗПР комплекса специальных знаний, жизненно необходимых двигательных умений и навыков; на развитие широкого круга основных и специальных качеств; на повышение функциональных возможностей различных органов и систем организма детей; на более полную реализацию их генетических программ; на становление, сохранение и использование оставшихся в наличии телесно-двигательных качеств.
Общее воздействие физических упражнений на организм ребенка выражается в том, что они, как установлено исследованиями П. Ф. Лесгафта, А. Н. Крестовникова и др. содействуют повышению жизнедеятельности всего организма. Физические упражнения, особенно проводимые на свежем воздухе, улучшают обмен веществ, кровообращение, дыхание, тонизируют деятельность центрального и периферического отделов нервной системы, положительно влияют на состояние костно-мышечного аппарата.
Все это содействует улучшению общего состояния организма ребенка с ЗПР, повышению его умственной и физической работоспособности, поднятию компенсаторных возможностей ЦНС. Такая активизация деятельности всего организма является важным условием успешного обучения и преодоления недостатков детей с ЗПР.
Учитывая вышесказанное, необходима комплексная целенаправленная работа по физическому воспитанию детей с ЗПР, которая позволит скоррегировать отклонения в их физическом развитии и составит существенное звено в коррекции психических функций и в целом личности дошкольника с ЗПР.
При планировании физкультурно-оздоровительной работы очень важно опираться на особенности развития детей с ЗПР.
Необходимо отметить, что независимо от особенностей проведения физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками с ЗПР, она должна включать в себя специальные коррекционные занятия для развития общей и мелкой моторики, функции равновесия, ориентировки в пространстве, зрительно-моторной координации.
Учитывая отставание в таких психических процессах, как речь, мышление, восприятие, эмоции, память и т. д., в физкультурно-оздоровительной работе нашего ДОУ часто проводятся сюжетные занятия, используется художественное слово. Такие занятия дают детям с ЗПР возможность развивать (слово-образ).
С целью эффективности воздействия физкультурных занятий на психическое и физическое развитие детей с ЗПР, в физкультурно-оздоровительной работе было разработано новое направление. В перспективный план был внесен раздел «Элементы туризма», как еще одна нетрадиционная форма физкультурно-оздоровительной работы с детьми с ЗПР.
Этот раздел является одним из многочисленных направлений в оздоровлении, развитии и, особенно, коррекции детей, имеющими ЗПР. Опираясь на теорию П. Ф. Лесгафта, который стремился к тому, чтобы определенная система упражнений вела к всестороннему развитию и правильному функционированию организма, способствовала постепенной тренированности его физических сил, был систематизирован комплекс упражнений по данному направлению, разработаны и подготовлены теоретические сведения по данной теме, спроектирована предметно-развивающая среда с использованием нетрадиционного оборудования и инвентаря. По данной теме были разработаны конспекты занятий, как для проведения их на улице, так и в помещении, спортивные и музыкально-спортивные развлечения. Предварительно была проведена работа по развитию предметно-развивающей среды на физкультурном участке и в помещении, оснащению специальными атрибутами и оборудованием. В раздел «Элементы туризма» включен такой вид деятельности, завязывание туристических узлов. Данный вид деятельности является одним из важных в развитии мелкой моторики рук у детей с ЗПР. Так же по данному направлению разработаны теоретические сведения, которые расширяют знания и кругозор детей и дают возможность использовать их в естественных природных условиях. Обязательным пунктом в планировании является туристический слет, который проводится в конце учебного года, где дети, имеющие ЗПР, показывают практические навыки и умения, а так же теоретические знания по данному направлению. В работе с родителями, которая заключается в организации клуба «Здоровячок», так же по разделу «Элементы туризма» проводится знакомство, как с теоретической частью, так и с практической.
Так как этот вид деятельности представляет широкий спектр двигательных навыков и умений, то для детей с ЗПР открывается большая возможность совершенствовать их в условиях, приближенных к естественным.
В основу данного направления была взята теория П. Ф. Лесгафта, который является основоположником оригинальной и стройной теории физического воспитания. Основатель русской физической культуры П. Ф. Лесгафт настоятельно рекомендовал взрослым и детям прогулки, экскурсии и походы, как способ оздоровления и закаливания.
Немалая заслуга в обосновании эффективности данного направления (туризм) принадлежит К. Д. Ушинскому, А. Я. Герду, П. Ф. Каптереву. Так же интересен опыт А. С. Макаренко, который широко применял коллективные походы в целях воспитания. А. С. Макаренко считал, что нет лучшего метода воспитания и развития детей, чем походы и экскурсии.
Практическая значимость заключается в том, что организация физического воспитания детей с ЗПР в ДОУ на основе нетрадиционных форм физкультурно-оздоровительной работы позволяет повысить эффективность воздействия физических занятий на психическое и физическое развитие занимающихся.
Литература:
1. Лесгафт П. Ф. Собрание педагогических сочинений [Текст] – М. физкультура и спорт, 1951-1956 Т. ru. Wikipedia.org wiki/Лесгафт_Петр_Францевич
2. gala-d.ru parts/1098-parts 17.html.
3. sorokanahvoste.ru physi