Екатерина Сабынина
«Экскурсия как средство расширения опыта социальной жизни» (для детей со сложной структурой дефекта)
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время процесс социализации является предметом иссле-дования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, фило-софы, социологи, педагоги, социальные психологи рассматривают различ-ные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факто-ры социализации. Однако проблемы социализации умственно отсталых де-тей со сложной структурой дефекта в отечественной литературе все еще не являются предметом специального исследования. Вопросы социализации детей, подростков и взрослых с нарушениями психического и физического развития весьма актуальны и в теоретическом, и в практическом отношении.
Публикация «„Экскурсия как средство расширения опыта социальной жизни“ (для детей со сложной структурой дефекта)» размещена в разделах
Большую роль в выработке у воспитанников умений ориентироваться в окружающей жизни играют экскурсии. Их необходимо организовать таким образом, чтобы дети не только наблюдали те или иные объекты, но и обя-зательно могли там, где позволяют условия, совершать определенные дей-ствия, подражая деятельности взрослых. Пассивные, не сопровождаемые целенаправленными действиями наблюдения за предметами и явлениями окружающей жизни, малоэффективны в работе с такими детьми.
Экскурсии – форма организации обучения, которая позволяет прово-дить наблюдения, а также и изучать различные предметы, явления и процессы в естественных условиях. Экскурсия проводится вне класса, не имеет строгого разграничения во времени, может проводиться не учителем, состав учащихся может отличаться от состава класса.
По месту в учебном процессе выделяют:
- вводные,
- текущие,
- обобщающие экскурсии.
По содержанию:
– предметные,
- комплексные.
По месту проведения:
- природоведческие,
- производственные,
- исторические,
- культурологические.
Экскурсия в дидактическом плане может быть использована на любом этапе: с целью введения в тему и как способ получения новой информации, для закрепления и углубления уже имеющихся знаний. Во время нее могут применяться все методы обучения. В образовательно – развивающем плане экскурсия способствует накоплению учащимися научных, жизненных фактов, обогащает зрительными образами содержание учебного процесса, обучает умению замечать отдельные факты, подробности, детали, их место в общей системе взаимодействующих явлений и способствует развитию наблюдательности, эмпирического мышления, памяти. Экскурсия воспитывает любознательность, внимательность, визуальную культуру, нравственно - эстетическое отношение к действительности.
Для умственно отсталых детей со сложной структурой дефекта экскур-сия является наиболее действенной формой усвоения социальных знаний и получения социального опыта. В ходе экскурсий воспитанники овладевают элементарными навыками диалогической речи, учатся употреблять слова речевого этикета. Только путем закрепления на практике имеющихся знаний, умений и навыков у детей вырабатываются необходимые нормы поведения, позволяющие им приспособиться к окружающей жизни.
В ГКУ ДДИ «Южное Бутово» я апробировала самостоятельно спроек-тированный воспитательный курс «Экскурсия как средство расширения опыта социальной жизни».
Расширение социальных связей умственно отсталого ребенка, прожи-вающего в условиях детского дома; формирование определенных представлений о конкретных фактах общественной жизни, труда и быта людей; формирование общепринятых норм поведения, навыков общения – такие задачи я поставила, реализуя программу указанного воспитательного курса.
Ведущее место в обучении социально – бытовой ориентировке умст-венно отсталых детей со сложной структурой дефекта по программе моего курса занимают практические и наглядные методы обучения. Словесные ме-тоды используются также, но играют значительно меньшую роль по сравне-нию с вышеназванными. Словесные методы сочетаются с использованием наглядности и собственной деятельностью воспитанников. В процессе подготовительной работы, при проведении бесед используются иллюстративные пособия, кино- и фото- альбомы по темам экскурсий.
Занятия с детьми по бытовой ориентации организуются в форме экскурсий с обязательной пропедевтической подготовительной работой: беседами и практическими занятиями в детском доме. Именно при таком построении воспитательной работы наглядность и непосредственная деятельность с предметами занимают ведущее место в обучении воспитанников.
Центральная часть программы курса «Социально – бытовая ориенти-ровка» включает в себя следующие разделы: «Мой район», «Транспорт и правила уличного движения», «Магазины и предприятия службы быта», «Мир живой природы».
Согласно этой программе воспитанникам предлагаются следующие ви-ды экскурсий :
1. «Мой район»;
2. «Транспорт»;
3. «Поездка в автобусе, метро»;
4. «Посещение магазина»;
5. «Экскурсия в осенний парк. Мир растений»;
6. «Мир птиц и животных».
Экскурсия, являясь эффективным средством расширения опыта соци-альной жизни у умственно отсталых детей со сложной структурой дефекта, осуществляется только при условии предварительной пропедевтической подготовки, включающей:
• разработку плана экскурсии и беседы с детьми;
• осуществления системы контроля за физическим и эмоциональным со-стоянием детей на момент проведения экскурсии;
• обязательного учета индивидуальных особенностей детей;
• установки эмоционального контакта педагога с ребенком.
Программа рассчитана на год: 24 часа, ежемесячно - 2 часа, где 1 час -подготовительная работа, 1 час - непосредственное проведение экскурсии.
Учебно-тематический план курса
№
Название темы Количество часов:
Форма проведе-ния
Воспитательный продукт
Все-го Под-го-товка Бесе-да Экскурсия
1. «Мой район»
1.1.«Мой район»
1.2. «Мой район»
2 ч.
2 ч.
30 м.
30м.
30 м.
30 м.
1 час
1 час Вводная
Комплекс-ная
Террито-риальная Умение ориенти-роваться в бли-жайшем окруже-нии (знание дороги от детского дома до метро, до ближайшей оста-новки автобуса).
2 «Транспорт и правила уличного движения»
2.1. «Транспорт».
2.2.«Поездка в авто-бусе, метро».
4 ч.
4 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
2 ч. Вводная
Комплекс-ная
Транспорт-ная Умение соблю-дать правила по-ведения в салоне наземного и под-земного транс-порта в сопрово-ждении взросло-го.
3 «Магазины и пред-приятия службы быта»
3.1.«Посещение ма-газина. Обзорное зна-комство»
3.2. «Посещение магазина. Покупка товара»
2 ч.
2 ч.
30 м.
30м.
30 м.
30 м.
1 час
1 час Вводная
Комплекс-ная
Культуро-логическая Умение ориентироваться в торговом зале магазина в со-провождении взрослого;
Умение с помощью сопровождающего взрослого совер-шать мелкие покупки.
Таким образом, в результате прохождения данного курса
ребенок должен понимать:
- требования сопровождающего в момент экскурсии;
- правила поведения во время экскурсии.
Ребенок должен уметь:
- ориентироваться в ближайшем окружении (знать дорогу от детского дома до метро, до ближайшей остановки автобуса);
- ориентироваться в торговом зале магазина в сопровождении взрос-лого;
- с помощью сопровождающего взрослого совершать мелкие покупки;
- соблюдать правила поведения в салоне наземного и подземного транспорта в сопровождении взрослого;
- ориентироваться в объектах живой природы и наблюдать за ними.
Воспитательный курс «Экскурсия как средство расширения опыта соци-альной жизни» позволяет определить и задачи индивидуально - коррекци-онной работы с умственно – отсталыми детьми со сложной структурой де-фекта.
Литература
1. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. – Воронеж: ТЦ «УЧИТЕЛЬ», 2005.
2. Коджаспирова Г. М. Педагогика. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
3. Маллер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. – М. : АРКТИ, 2000.
4. Маркова Л. С. Построение коррекционной среды для дошкольников с задержкой психического развития. Методическое пособие. – М. : АЙ-РИС дидактика, 2005.