Крючкова Станислава
Взаимодействие воспитателей и родителей по развитию речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание культуры речи - проблема нравственная, имеющая социальную значимость, так как, передавая из поколения в поколение богатство и чистоту родного языка, мы сохраняем связь времен, традиции и дух народа. Воспитанность и культура человека ярко проявляются в умении оформлять свою мысль в слове, в манере говорить и общаться, в богатстве словарного запаса.
Не секрет, что многие из нас не обладают хорошо поставленным голосом, не умеют ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственные мысли в свободной устной форме и выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, не соблюдают речевую культуру и не развивают умения общаться. В статье № 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте». Я уверена, что именно педагог-дошкольник должен взять на себя ведущую роль в повышении речевой культуры родителей и ребенка. Зная приоритет семейного воспитания, я - за тесное взаимодействие всех участников воспитательного процесса - ребенок, педагог, родитель. Но сам педагог должен стараться быть эталоном, образцом русской речи.
Публикация «Взаимодействие воспитателей и родителей по развитию речи детей» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Когда-то существовал эталон культурной и грамотной русской речи. В эфире Всесоюзного радио и телевидения звучала безукоризненно грамотная речь. Радио считалось университетом культуры, речи дикторов - эталонной. Слушая радио, мы учились правильной речи. Сегодня таких ориентиров не стало. К сожалению, плохо владеют языком даже те люди, для которых речь- неотъемлемая составляющая профессии,- телеведущие, артисты, журналисты, политики. Целые сутки отовсюду звучит неграмотная реклама, боевики, детективы, кровь и насилие с экранов порождают языковую распущенность и бессмыслицу. Конечно, с этим надо бороться, но не установлением запрета, а поиском средств и методов работы по развитию речи, речевой культуры и речевого творчества. Конечно этот процесс невозможен без участия и помощи родителей.
В работе с родителями целесообразно учитывать следующие принципы:
1. Личностный подход с учетом образования, возраста и индивидуальных особенностей.
2. Применение родителями полученных теоретических знаний в повседневной практике семейного воспитания.
3. Учет уровня развития каждого ребенка и дифференцированный подход к проблеме воспитания, обучения и проведения коррекционной работы в семье.
Вся наша работа с семьей по речевому развитию детей строится по нескольким направлениям, одно из таких ФОРМЫ взаимодействия с семьями воспитанников :
• Родительские собрания
• Консультации
• Анкетирование
• Открытые показы занятий
• Индивидуальные встречи с родителями
• Подбор литературы по вопросам и проблемам речевого развития
• Предоставление наглядного материала по развитию речи
Начинали мы свою работу с убеждения родителей в необходимости взаимодействия с нами и основной целью стало формирование интереса к обучению родителей некоторым методам и приемам работы по развитию речи детей в домашних условиях.
В своей работе мы опирались на средства развития речи :
• Общение взрослых и детей;
• Культурная языковая среда;
• Обучение родной речи на занятиях;
• Художественная литература;
• Изобразительное искусство, музыка, театр;
• С использованием ИКТ технологий и других программ.
Мы используем разнообразные формы работы с родителями, стараемся не увлекаться анкетированием, так как зачастую получаем формальные отписки. С этим мы столкнулись при опросе «Книга моего детства». Но когда с каждым родителем индивидуально начали вспоминать о книгах и фильмах детства и юности, возник интерес, завязались оживленные беседы, вот тут-то мы и попросили заново заполнить анкеты.
Еще мы предложили родителям посещать родительские практикумы, сначала они отнеслись к этому с недоверием и не пониманием, но позже когда 1-2 человека посетили и поняли, что это легко и доступно, начали постепенно посещать и другие.
Беседы проходили весело, интересно. Сейчас родители часто задерживаются около воспитателя, не торопятся сразу уйти.
Благодаря такой форме работы взрослые развивают у детей чуткость к слову и умение понимать его многозначность, образность, помогают овладевать элементарными средствами художественной выразительности речи, учат употреблять в разговорной речи разнообразные глаголы, наречия, прилагательные, эпитеты.
В родительском уголке мы размещаем памятки для правильного произношения тех или иных слов, со временем в старшей группе мы планируем размещать словари русских слов. В работе мы также используем различные игры по речевому общению с родителями и детьми.
Консультируя родителей, учим их правильно знакомить детей с художественными произведениями и русским фольклором. Детская художественная литература обогащает речь ребенка, способствует его проникновению в суть родного слова, а сказки учат чувствовать выразительность слова, его образность, меткость, поэтичность.
В планах работы нашей группы - предложение вынести на поле нашего журнала ленту, которая будет называться «Словечко», где будет собран материал для родителей и детей по вопросу формирования правильной разговорной речи. Вся эта работа очень увлекательна и необходима. Мы обязаны сохранить и передать детям и внукам грамотную русскую речь.