Наталья Фогель
Взаимодействие семьи и воскресной школы в процессе духовно-нравственного воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
«Пока душа еще способна к образованию, нежна и мягка, подобно воску, легко запечатлевает в себе образы, надо немедленно и с самого начала побуждать ее к добру. Когда раскроется разум и придет в действие рассудок, тогда будут уже заложены первоначальные основания и будут преподаны образцы благочестия. Тогда разум будет впитывать полезное, а навык облегчит успех»
Святитель Василий Великий
Публикация «Взаимодействие семьи и воскресной школы в процессе духовно-нравственного воспитания» размещена в разделах
- ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики
- Православие. Основы православной культуры, праздники
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Сегодняшнее общество рассматривает сквозь призму условностей семейные и духовные ценности. Родители, в своей загруженности быта, работы, недостатка времени, требуют от детей самостоятельности. А ведь ребенок не в силах сам понять это мир. Именно семья выполняет функцию роста «правильных» ценностей молодого поколения и личности ребенка. Эта тема является особо актуальной в нашем современном мире. В первую очередь – это семейное и духовное воспитание подрастающего поколения, ведь через несколько лет мы уже столкнемся с «новыми» людьми – они будут закладывать государства, «строить» мировую политику и воспитывать уже новое поколение и другими ценностями.
Во многом воспитание в детстве : чувства ответственности, привычки характера, умение справиться с трудностями, степень религии и нравственности - обусловлено ранним воспитанием. Простые ценности, такие как поддержка, чувство любви, очень нужны детям, так как дают им чувство уверенности, защищенности, что необходимо для их гармоничного развития. Христианское воспитание в семье - это особенно не легко в подростковом периоде. А для этого нужно, чтобы чадо с детства не только знало правила духовного поведения, но и обладало внутренней гармонией, которая делала бы ясными для него различные проявления добра и зла. Это и является главной задачей духовного воспитания семьи и общества в целом. Родители должны привить ребенку любовь к Богу в самом раннем возрасте, раньше, чем ребенок утратит свою духовную пластичность.
Сейчас, интернет ресурсы и СМИ подменяют простые понятия и ценности, признающие главенствующей ролью финансы, развлечения и аморальное поведение. По данным психологов, в семьях, где происходит подмена традиционных нравственных установок, наблюдается нарушение или сведение на нет ценностных ориентиров детей.
На формирование социально правильной личности влияют отношения в семье, степень духовно-нравственной культуры родителей. Разрушение семейных связей, отсутствие любви в отношениях между родителями и детьми – одна из главных причин появления дезадаптивных детей, детей с асоциальным поведением.
Воспитание является процессом формирования нравственных и духовных основ, образование же является процессом развития интеллектуальных способностей ребёнка, без которого невозможно развивать цивилизованное общество, а также личность вообще. В настоящее время, период поиска путей духовного возрождения России, особенно актуально обращение к православной воспитательной традиции. Одним из факторов, воспитательный потенциал которых в меньшей степени подвержен нравственным изменениям, является воскресная школа.
На самом деле воскресная школа – это место, где проводятся уроки и патриотизма, и истории, и церковных праздников, и семейной культуры. Школа много всего в себе объединяет. Главным отличием воскресной школы от общеобразовательной в том, что, с моей точки зрения, не каждый человек может преподавать такие предметы, как «Закон Божий», например.
Если полагать, что воскресная школа работает только для детей и подростков, это будет не совсем верно. Много полезных знаний получают и родители. Они очень активно участвуют в жизни школы и само их участие в жизни воскресной школы – огромный плюс. Воскресная школа как раз для того и существует: чтобы, пока дети занимаются, родители могли спокойно помолятся в храме, подготовятся к исповеди и причастию. То есть родители должны собственным примером показывать, как нужно действовать детям.
Одним из способов христианского и духовного воспитания является привлечение детей в православное пространство через воскресные школы. Для многих воспитанников начальной воскресной школы и родителей процесс обучения является периодом ориентирования в системе христианской жизни, начиная с самых простых понятий и положений православной веры. За два десятка лет примерно, своего существования воскресная школа из традиционной детской постепенно преобразуется в школу семейную. А это и есть дополнение к семейному воспитанию в современных реалиях.
Так при Спасо – Преображенском соборе города Губкин (настоятель протоиерей Евгений Сапсай, Благочинный I – го Губкинского округа) организована детская воскресная школа (февраль 1997 г.). В школе около 70 детей в возрасте от 7 до 14 лет. Взаимообогащение духовной среды младшего и старшего школьника происходит при посещении им уроков, кружков, курсов, факультативов, спортивных секций; коллективных экскурсий; походов в музеи, театры и т. д. Летом совершаются паломнические поездки совместно с родителями по святым местам Белгородско - Старооскольской и близлежащих епархий. Приоритетной формой скрепления внутрисемейных взаимоотношений в воскресной школе является организация совместных праздников: «День матери», «Рождество Христово», «Пасха» и других. Дети совместно с родителями готовят роли к празднику, разучивают песни, участвуют в рождественских и пасхальных утренниках. Принимая участие в совместных мероприятиях, члены семьи получают возможность общаться с детьми и быть с ними, как говорится, на одной волне, больше доверять друг другу, а вместе с этим в семьях формируется совместная христианская жизнь. Епископ Александр Милеант писал, что воспитание — это процесс создания нравственной и духовной основы, а образование — это процесс развития мыслительных способностей ребенка.
Очень важная роль отводится преподавателю в духовно-нравственном образовании подростков (10-14 лет). Это связано с тем, что в подростковом возрасте происходит переоценка ценностей, их мнение неустойчивое, зависит от сверстников, СМИ и информации социальных сетей. Поэтому в этот ответственный период важно не дать ребенку уйти с духовно-нравственного пути. «Детский православный досуговый центр во имя святителя Иоасафа, епископа Белгородского» (ДПДЦ) (возглавляет центр протоиерей Д. Карпенко, настоятель храма апостола Иакова, брата Господня) в рамках этого направления реализует такие программы как: «Сам себе режиссер» - ребята-подростки осваивают теоретические основы кино-радиожурналистики; так же братство «Наследники Александра Невского», которое создано А. Панкратовым, протоиереем храма, направлено на подготовку и участие в водных сплавах, горные походы воспитывают у молодых людей целеустремленность, умение действовать в неординарных ситуациях, изучать историю посещаемых монастырей, воспитывать чувство сплоченности, так же задействованы подростки с асоциальным поведением. Это позволяет удержать их в духовном русле, так как известно, социальная среда, окружающая подростка, может положительно воздействовать на его духовно-нравственные качества (взаимообогащение, а может и отрицательно (влияние). Здесь ведь важно еще, чтобы и родители, и дети к одному стремились. Чтобы родители тоже Бога узнавали, воцерковлялись, работает проект «Вдохновение». Здесь организована совместная работа с родителями. Это беседы со священниками, проведение совместных походов, праздников, мастер-классов и другие мероприятия. Иначе в школе происходит одно, дома совсем другое. А так нельзя, это ведь никак не разделить. Школа не может быть отдельно от всей остальной жизни.
Пройдут века, общественные условия поменяются, а природа человеческой души останется той же.
Итак, подводя итог, можно сказать о том, что в семье человек приобретает основы духовности, а помощь в этом направление закладываются у истока веры и добрых дел.
Список литературы
1. Епископ Александр (Милеант, Религиозное воспитание детей. Миссионерский Листок. Издательство храма Покрова Пресвятой богородицы, 2000.
2. Акутина, С. П. Педагогические условия эффективного взаимодействия семь и школы по воспитанию духовно-нравственных ценностей у старшеклассников// Образование и общество, №1, 2009.
4. Дивногорцева, С. Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. – М. : Изд-во ПСТГУ, 2008. – 240 с.
5. Зелинский, К. В. Нравственное воспитание школьников : философские, психологические и педагогические истоки: науч. -метод. пособие / К. В. Зелинский; под ред. Т. В. Черниковой. – М. : Глобус, 2009. – 112 с.
6. Склярова, Т. В., Янушкявичене, О. Л. Возрастная педагогика и психология: Учебное пособие для студентов педагогических и гуманитарных вузов, преподавателей школ. – М. : ИЭОПГКО, 2006. – 144 с.
7. Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека : Сборник материалов Х-х Епархиальных Рождественских образовательных чтений /Сост. Н. В. Будзюк, И. Я. Логина. – Губкин, 2022. – 410с.
8. [Электронный ресурс]. – режим доступа: https://spsobor.ru/blessing/churches/spsobor/detskaya-voskresnaya-shkola-spaso-preobrazhenskogo-sobora.html