Алена Васильевна Москвитина
Формирование поликультурной личности детей дошкольного возраста на основе сказок народов Якутии
▼ Скачать +Заказ
Формирование поликультурной личности детей дошкольного возраста на основе сказок народов Якутии
В Стратегии модернизации содержания образования, проекте Совета Европы «Среднее образование в Европе» говорится о пяти группах ключевых компетентностей, овладение которыми и выступает основным критерием качества образования. Среди них выделяется межкультурная компетентность, которая определяется как «понимание различий, уважение друг к другу, способность жить с людьми других культур, языков и религий» [7, с. 20-23]. Основой развития межкультурной компетентности личности является формирование его этнокультурной компетентности.
Публикация «Формирование поликультурной личности детей дошкольного возраста на основе сказок народов Якутии» размещена в разделах
Формирование поликультурной личности предполагает введение ребенка изначально в родную для него культуру, а затем и иные культуры. Таким образом, в качестве одной из приоритетной цели дошкольного образования выдвигается формирование этнокультурной компетентности как основы поликультурного образования.
Этнокультурная компетентность (в ее взаимосвязи с межкультурной компетентностью) – сложное интегративное образование, включающее широкий диапазон компонентов, которые представляют собой совокупность систематических знаний о родной культуре (этнокультуре, о других народах и их культурах, умений и навыков их практического применения; понимания их своеобразия и ценности, личностных качеств (ценностное отношение к этнокультуре, эмпатия, толерантность и др., способствующих успешной их адаптации в полиэтнической среде [5;6].
Наш детский сад №89 «Парус» является городской экспериментальной площадкой по формированию одной из ключевых компетентностей детей дошкольного возраста – этнокультурной компетентности. Четвертый год мы работаем по сетевому проекту «Семь народов – семь алмазов» кафедры дошкольного воспитания и начального образования ГОУ ДПО РС (Я) «Института развития образования и повышения квалификации». Нашим научным консультантом по данному проекту является Н. Н. Лебедева, к. п. н. автор региональной экологической программы «Северное сияние», разработчик сетевого проекта «Семь народов – семь алмазов».
А теперь более подробно остановимся на опыте экспериментальной работы по направлению «Сказки народов Якутии». Взяв за основу технологию приобщения детей дошкольного возраста к культурному наследию на основе народных сказок, разработанную к. п. н. О. И. Михалевой мы проводим целенаправленную и системную работу. В своей работе мы обращаем большое внимание на смысловую нагрузку сказки, на эмоциональную отзывчивость детей, используем разнообразные формы и приемы работы. Для передачи смысла сказки, можно использовать пословицы и поговорки.
Цель нашей работы: приобретение детьми культурного наследия предков и формирование поликультурной личности детей дошкольного возраста на основе народных сказок.
Технология реализуется:
- при вовлечении детей в разнообразные виды деятельности в ходе ознакомления с содержанием сказки.
- при интеграции различных видов деятельности : игры, музыкальной, танцевальной, изобразительной, театральной.
- при создании пространственно-предметной развивающей среды с учетом этнокультурных особенностей детей.
Этапы работы со сказкой.
I этап – предварительный.
Работа по сказке начинается с выделения основной идеи, видимой и скрытой мотивации их поступков, способов преодоления трудностей, отношения к окружающему миру и самому себе, определение образов и символов в сказках.
При подготовке работы со сказкой педагогу важно предварительно изучить «сказочное пространство», которое показывает картину мира данного народа.
II этап
На этом этапе необходимо познакомить детей с текстом сказки. Одно из главных условий рассказа сказки – это эмоциональное отношение взрослого к рассказываемой сказке, выражение подлинных эмоций и чувств. Педагог во время чтения должен сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатление от прочтения. Проводить чтение сказки перед сном можно в сопровождении музыки или после полдника в полумраке в освещении свечей, при котором создается некая таинственность и волшебность. Дети воспринимают сказку с особым чувством, затаив дыхание.
III этап
Дети входят в освоение содержания сказки, включаясь в различные формы работы (игровые, театральные, изобразительные).
Эта же сказка проигрывается педагогом на фланелеграфе или на магнитной доске при помощи бумажных кукол и на различных видах театра : пальчиковый, настольный, бибабо, перчаточные куклы. Можно организовать игру-драматизацию, инсценировку данной сказки. На занятиях по изобразительной деятельности дети рисуют иллюстрации к сказке. Таким образом, одна сказка пересказывается в различной форме в течение 1,5 - 2 недель. Этот процесс настраивает детей на дальнейшее проигрывание, прослушивание сказки.
IV этап - основной
На этом этапе нужно организовать самостоятельной общение детей с персонажами сказки для уточнения, насколько ребенок запомнил сказку. Идет творческое использование сказки в самостоятельной деятельности (конструктивной, изобразительной, художественно-речевой) Дети с особым чувством подбирают роли, сами как режиссеры ставят сказку, работают над декорацией.
Особенностью данной технологии является сочетание при ознакомлении со сказками различных форм, приемов работы. При представлении сказки используются различные виды театра : кукольный, пальчиковый, настольный. Дети и рисуют сказку, делают аппликации. Использование данной технологии дает детям дошкольного возраста без труда запомнить текст сказки, стать участником действий сказки.
Можно использовать разные материалы (бумажные, деревянные, магнитные, тряпичные, вязаные, мягкие игрушки и. т. д.) для изготовления кукол - персонажей сказок и по разному преподнести их образ. Благодаря этому ребенку не преподносится образ – эталон, штамп, что способствует развитию творческого воображения. Результатом такой подачи сказки является возникновение самостоятельных вопросов и рассуждений у ребенка по смысловой нагрузке сказки.
Предложенная технология работы со сказками позволяет обогатить словарный запас, художественно-образную речь детей, также способствует общему развитию личности (коммуникативному, компетентному, любознательному, творческому).
Таким образом, формирование поликультурной личности дошкольника на основе сказок народов Якутии соответствует особенностям личностно – ориентированной модели воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения, где на равноправных условиях взрослый и ребенок проживает сказку, передавая свое собственное отношение к миру через сказочные образы. Сформированная этнокультурная компетентность детей является основой, фундаментом общения субъекта с другой культурой.
Далее прилагаем таблицы «Технология работы по сказкам с детьми дошкольного возраста», «Технологию работы по направлениям», «Подбор народных сказок по общепедагогическим особенностям», «Использование сказки с другими жанрами устного народного творчества», авторские разработки сценариев юкагирской народной сказки «Как Тартекян песца проучил», ненецкой народной сказки «Кукушка»
Использованная литература:
1. Концепция дошкольного воспитания / Дошкольное образование России : сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. – М., 1997. – 337с.
2. Концепция модернизации структуры и содержания российского образования до 2010 года // Наука и школа. – 2003. - №1. – С. 3-19.
3. Лебедева Н. Н. «Северное сияние» Москва – 2002г.
4. Михалева, О. И. Педагогические условия формирования этнической идентичности детей ст. дошкольного возраста : на материале дошкольных образовательных учреждений республики Саха (Якутия) : дис. … канд пед наук/О. И. Михалева. – Якутск, 2003.-150с.
5. Ситникова, Н. В. Ключевые компетентности: подходы к оцениванию / Н. В. Ситникова // Народное образование Якутии. – 2003. -№2. – С. 23-27.
5. Степанова О. Н. Формирование этнокультурной компетентности в поликультурной среде ДОУ : методическое пособие для воспитателей /Сост. О. Н. Степанова, П. И. Филиппова. – Я. : Изд-во ИПКРО им. С. Н. Донского – II, 2006. – 65с.
6. Степанова О. Н. Формирование этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности : дис. … канд пед наук /О. Н. Степанова. – Якутск, 2007. – 180 с.
7. Hutmacher, W.M. Un enseignement secondaire pour l'Europe. Symposium sur "Competences cles pour l'Europe". – Berne, 1996. – 141р.