Юлия Моржукова
Взаимодействие детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело не только к пересмотру, но и существенному расхождению взглядов различных социальных институтов на цели и содержание физического и психического развития ребенка дошкольного возраста.
В соответствии с ФГОС формирование основ здорового образа жизни занимает ведущее место в воспитательно-образовательном процессе дошкольников.
Публикация «Взаимодействие детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни.
Большинство выпускников дошкольных учреждений приходят в школу недостаточно готовыми к обучению с точки зрения психофизического и социального здоровья и это не, потому что с детьми не ведётся работа в ДОУ, а потому, что не все родители заинтересованы в здоровом образе жизни и полагаются только лишь на педагогов, отодвигая на дальний план воспитание и развитие детей, уверяя себя в том, что работы с ребёнком в ДОУ достаточно.
Но как показывает практика, вопросами оздоровления детей должны заниматься не только педагоги, но и родители, так как детский сад и семья —две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Основной задачей должно стать воспитание здорового образа жизни у детей, потребности быть здоровым, беречь, ценить и укреплять здоровье.
Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные компоненты: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание, благоприятная психологическая обстановка в семье. Также в здоровый образ жизни включается и утренняя гимнастика, так как именно с занятия гимнастикой мы начинаем свой день.
Вообще, можно говорить о трех видах здоровья : о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном) :
Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т. е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни.
Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.
Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.
В жизни ребенка наблюдаются несколько критических периодов. К одному из них относится дошкольный возраст. В течение всего дошкольного периода происходит формирование высшей нервной деятельности, нарастание силы и подвижности нервных процессов. Быстрой истощаемостью отличаются нервные процессы. С ростом частоты пограничных состояний и невротических реакций связано эмоциональное перенапряжение. Именно в этом возрасте не случайно родители и педагоги сталкиваются с такими негативными проявлениями в поведении детей, как повышенная раздражительность, смена настроения, плаксивость, невнимательность при выполнении заданий, психомоторная возбудимость, быстрая утомляемость. У детей могут проявляться следующие реакции: они крутят волосы, ногти грызут, не засыпают длительное время, совершают беспорядочные движения (покачивания, подпрыгивания и т. д.).
Отношение ребенка к своему здоровью зависит от сформированности этого понятия в его сознании. Для стойкого формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста можно выделить следующие возрастные предпосылки :
• активное развитие психических процессов;
• появляются положительные изменения в физическом развитии;
• старшие дошкольники самостоятельно владеют навыками самообслуживания, выполняют бытовые поручения, прилагают волевые усилия в проявлении физической активности, для достижения поставленной цели в игре.
На физиологическое состояние детей дошкольного возраста большое влияние оказывает их психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от ментальных установок. Поэтому ученые выделяют следующие аспекты здорового образа жизни дошкольников :
• эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями;
• интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах;
• духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним; оптимизм.
Каждый возрастной период определяется своими особенностями, которые необходимо учитывать в работе по формированию здорового образа жизни у дошкольников.
Дети младшего дошкольного возраста понимают, что такое болезнь, но еще не могут дать самую элементарную характеристику здоровью. Поэтому никакого отношения к здоровью у маленьких детей практически не складывается.
В среднем дошкольном возрасте дошкольники начинают осознавать угрозы здоровью от своих собственных действий (есть мороженое, мочить ноги и т. д., а также со стороны внешней среды (холодно, дождь, сквозняк).
В старшем дошкольном возрасте, личный опыт детей возрастает, существенно меняется отношение к здоровью. Дети соотносят здоровье с болезнью, но уже отчетливее определяют угрозы здоровью как от собственных действии («нельзя брать еду грязными руками», «нельзя есть грязные фрукты» и пр., так и от проявлений внешней среды. При определенной воспитательной работе понятие «здоровье» дети соотносят с выполнением правил гигиены.
Для формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни необходимы система физического воспитания, специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, Большое значение для формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни также оказывают подвижные игры Процесс формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни тесно связан с воспитанием у них любви к чистоте, опрятности, порядку.
Формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни тесно связано с охраной их жизни и здоровья.
Таким образом, взаимодействие семьи и детского сада по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста - это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания.