Язева Анастасия Сергеевна
Выявление и развитие детских талантов и одаренности
▼ Скачать + Заказать документы
«Ваши дети – это не ваши дети. Они приходят через вас, но не от вас, они с вами, хотя и не принадлежат вам. Вы можете давать им свою любовь, но не мысли, поскольку у них собственные мысли. Вы можете стараться уподобиться им, но не стремиться сделать их подобными вам.»
Халил Джебран
Ребенок приходит в мир чистым и невинным, без знаний и опыта. Нет сомнения в том, что все дети талантливы. Нередко это скрыто от окружающих. Найти, раскрыть, способствовать развитию талантов ребенка – это одна из важнейших задач взрослых. Для правильного подхода к ребенку необходимо разобраться в таких понятиях, как способности, задатки, склонности, выяснить, какая между ними связь и чем они отличаются.
Публикация «Выявление и развитие детских талантов и одаренности» размещена в разделах
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Способности – индивидуально-психологические особенности человека, которые имеют отношение к успешности выполнения одного или нескольких видов деятельности. Так, никто не сможет сразу ответить на вопрос, какими способностями обладает новорожденный малыш. Человек начинает развиваться с момента рождения. Поэтому нельзя понимать под способностями только врожденные возможности. Врожденными могут быть лишь анатомические, психологические или физиологические особенности. Еще их называют задатками, которые лежат в основе развития способностей. Сами же способности всегда являются результатом развития.
Таким образом, задатки – некоторые генетические особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей. Например, легкий опорно-двигательный аппарат и пластичные мышцы служат задатком для развития гимнастических и танцевальных способностей.
Задатки обуславливают возможности для развития способностей при обучении, воспитании, трудовой деятельности. Вот почему так важно как можно раньше выявить задатки детей с тем, чтобы целенаправленно формировать их способности.
Склонности – это первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности. Склонность проявляется в стремлении, тяготении ребенка к определенной деятельности (рисование, занятие музыкой).
Итак, способности представляют собой сплав природных и приобретенных особенностей. Природные свойства, являясь врожденными, перерабатываются и развиваются в условиях воспитания и в процессе труда.
Для того чтобы определить, какими способностями обладает ребенок, необходимо выяснить, какие они бывают.
В психологии принято выделять способности в соответствии с несколькими сферами деятельности человека: интеллектуальной, академических достижений, творческого мышления, общения и лидерства, художественной деятельности, двигательной.
Каждой сфере способностей соответствуют особые черты ребенка. При внимательном наблюдении за детьми возможно определить сферу талантов ребенка.
Интеллектуальная сфера талантов проявляется такими чертами, как:
§ Наблюдательность;
§ Разносторонняя любознательность;
§ Исключительная память;
§ Легкая обучаемость;
§ Широкий кругозор;
§ Умение хорошо излагать свои мысли.
Сфера академических достижений очень широка, соответственно, широк и диапазон талантов, проявляемых в ней. Так, если у ребенка хорошие способности к чтению (и, скорее всего, к гуманитарным наукам в целом, то он:
§ Часто выбирает своим занятием чтение;
§ Использует богатый словарный запас;
§ Подолгу сохраняет внимание, когда ему читают;
§ Способен долго удерживать в памяти символы, буквы и слова;
§ Демонстрирует умение читать.
Если дошкольник талантлив в математике, то для него характерно:
§ Проявление большого интереса к вычислениям, измерениям, взвешиванию или упорядочиванию предметов;
§ Проявление необычного для своего возраста понимания математических отношений;
§ Демонстрирование легкости в восприятии и запоминании математических символов (цифр и знаков);
§ Выполнение простейших операций сложения и вычитания без особенных усилий;
§ Умение развираться в измерении времени (часы, календари) или денег;
Для детей, имеющих способности к естественным наукам, характерно:
§ Внимание к предметам и явлениям;
§ Проявление большого интереса или исключительных способностей к классификации;
§ Частые вопросы о происхождении или функциях предметов;
§ Проявление большого интереса к естественно-научным опытам и экспериментам.
Дети, которых преобладают академические способности, хорошо учатся в школе, поскольку они умеют сидеть, слушать, изучать, впитывать, понимать. Хотя это совсем не означает того, что они смогут конструктивно использовать полученные знания в жизни.
Если у ребенка творческое мышление, то есть он имеет склонности к творчеству, то он:
§ Чрезвычайно пытлив и любознателен;
§ Способен не отвлекаясь заниматься интересующим его делом, работой;
§ Демонстрирует высокий энергетический уровень (высокую продуктивность или интерес к множеству разных вещей);
§ Часто делает все по-своему (независим);
§ Проявляет изобретательность в изобразительной деятельности, играх, использовании материалов и идей;
§ Продуцирует оригинальные идеи или находит оригинальные решения.
Дети, которые одарены творческими способностями, имеют более развитое, чем у их сверстников воображение. Такие ребята часто думают по-другому, являются оригинальными и творческими личностями.
Сфера художественной деятельности подразумевает способности к изобразительной деятельности и/или к музыке.
В изобразительной деятельности для ребенка характерно:
§ Проявление очень большого интереса к визуальной информации;
§ Проведение большого количества времени за рисованием или лепкой;
§ Демонстрирование опережающей свой возраст умелости;
§ Осознанное построение композиции картин или рисунков;
§ Отменные композиции, конструкция и цвет работ.
Способный к музыке ребенок:
§ Проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям;
§ Чутко реагирует на характер и настроение музыки;
§ Легко повторяет короткие ритмические куски;
§ Узнает знакомые мелодии по первым звукам;
§ С удовольствием подпевает.
Талант в сфере общения и лидерства можно выделить у ребенка, который:
§ Легко приспосабливается к новым ситуациям;
§ Предпочитаем другими детьми в качестве партнера по играм и занятиям;
§ В окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе;
§ Имеет тенденцию руководить играми или занятиями других детей;
§ С легкостью общается с другими детьми и взрослыми;
§ Другие дети часто обращаются к нему за советом и помощью.
Талант может проявляться и в двигательной сфере. В этом случае ребенок:
§ Проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики;
§ Любит движение (бег, прыжки, лазание);
§ Обладает широким диапазоном движения (от медленного к быстрому, от плавного к резкому);
§ Прекрасно удерживает равновесие;
§ Обладает исключительной для своего возраста физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы).
У некоторых детей заметны интуитивные способности. Они схватывают информацию на лету; им не требуется заучивать ее или слышать от взрослых. Дети, обладающие подобными способностями, будут проявлять их по-разному. Например, один ребенок может быть экстравертом (экстраверт – это тип личности (или поведения, который ориентирован в своих проявлениях вовне, на окружающих, а другой интровертом (интроверт – это тип личности (или поведения, ориентированный внутрь или на себя). Это также надо учитывать, создавая сферу, благоприятствующую развитию детских талантов.
Одаренность – это умение видеть необычный ракурс в обычном и выявлять немотивированно высокие, чаще всего творческие способности в одном или нескольких видах деятельности.
Признаки одаренности :
§ Ребенку скучно в школе или детском саду (безучастное поведение в школе или детском саду объясняется именно одаренностью ребенка, в жизни которого присутствует несоответствие способностей и внешней среды для их выражения);
§ Раннее развитие речи.
Одаренные дети – дети, обладающие несколькими видами способностей. Одаренный ребенок может даже не стараться – он творит, как дышит. Но не всегда дар проявляется сам собой, его нужно суметь выявить. Ребенок может быть очень одаренным. Но это свойство останется незамеченным никем, если между взрослым и ребенком нет доверительных отношений. Одаренность проявляется лишь в атмосфере теплоты и доброжелательности, любви и заботы. Окруженные любовью малыши развиваются интенсивнее.
Если родители относятся с прохладцей к ребенку и его занятиям, т. е. не поддерживают словесно, то у него тоже может пропасть интерес к сфере своей одаренности. Заинтересовать повторно в старшем возрасте бывает очень трудно, а порой и невозможно.
Условия для развития одаренности – подмечать интерес ребенка и уделять как можно больше внимания его занятиям в этом направлении, поддерживать, хвалить, интересоваться.
Опасны для врожденных способностей ребенка страх и неуверенность в себе. Страх мешает малышу познавать мир: изучать новые предметы, обстоятельства, положения. Но ведь именно освоение незнакомого стимулирует развитие способностей, ибо требует осмысления.
Нужно помнить: ребенок не обязан обладать талантами, которые испокон веков проявлялись в семье. Каждый человек уникален и рождается со своими способностями и одаренностью. Ошибаются те родители, которые пытаются развивать только те из них, которыми сами отлично владеют.
Индивидуальны темпы развития каждого мальчика или девочки. Одни дети растут быстрее и опережают своих ровесников по целому ряду показателей, другие – отстают в развитии. Такая ситуация может сохраняться довольно долго, а может резко измениться за очень короткое время. Это говорит о том, что ребенок – существо удивительно пластичное. Следует отметить, что в нем особенно бурно и плодоносно развиваются те способности, которые замечают и ценят взрослые.
В дошкольном возрасте нужно использовать интерактивные игрушки, краски, карандаши, пластилин, чтобы развивать воображение и творческую активность. Когда ребенок становится старше желательно не ограничиваться одной школой. Нужны кружки по искусству или математике, спортивные секции, воскресная школа. Ребенок должен заниматься в них добровольно. И очень хорошо, что в перечисленных заведениях не выставляются оценки, и все дети находятся в равных условиях.
С таких несложных и игровых занятий начинается то, что со временем превратиться в умение работать с удовольствием, а не по принуждению. Для ребенка игра – это и есть работа. Дополнительные занятия, здоровые, радостные и обязательно открывающие что-то новое для него, должны стать нормой в семье.
Возрастные особенности креативности Самый интенсивный период развития творческих способностей от 2-х до 5 лет.
По результатам проведенного исследования Торренса, креативность имеет пик в возрасте от 3,5 до 4,5 лет, а также возрастает в первые три года обучения в школе, уменьшается в последующие год-два и затем получает толчок, возможно в сочетании с подъемом уровня физического развития (предпубертат).
Важнейшая педагогическая задача
Проблема не в том, чтобы дети справлялись с требованиями специальных образовательных программ, а в том, чтобы в итоге развивался сам одаренный ребенок!