Светлана Сухарева
Конспект занятия «Всходи, зернышко, вырастай!»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Всходи, зернышко, вырастай!» познавательно – исследовательская деятельность в средней группе.
Цель: Расширить представление детей о разнообразии посевных культур в Брянской области. Поддерживать интерес к исследовательской деятельности.
Программное содержание:
Обучающие:
Расширить представление детей о разнообразии посевных культур в Брянской области. Познакомить со злаковыми семенами и необходимыми условиями для их прорастания. Формировать умение отличать семена по внешнему виду.
Развивающие:
Публикация «Конспект занятия „Всходи, зернышко, вырастай!“» размещена в разделах
Развивать умение детей анализировать объект, выделять существенные признаки, делать элементарные выводы; активизировать словарный запас и развивать связную речь; через организацию продуктивной деятельности развивать мелкую моторику пальцев рук.
Воспитательные:
Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в ходе исследовательской и трудовой деятельности, уважение к труду хлеборобов, бережное отношение к растительному миру.
Предварительная работа: Исследования условия прорастания семян, изучая влияние различных факторов на данный процесс в ходе проекта «От семян к ростку», беседа «Откуда хлеб пришел», познавательное занятие «От зерна до каравая», чтение художественной литературы: сказки: «Легкий хлеб», «Крупеничка», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»; В. Дацкевич «От зерна до каравая», К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка», В. Ремизов «Хлебный голос», Я. Аким «Хлеб», Т. Шорыгина «Ломоть хлеба», Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог», И. Токмакова «Что такое хлеб», Н. Самкова «О хлебе», П. Коганов «Хлеб - наше богатство», загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, приметы о хлебе.
Материалы и оборудование: презентация «Сельскохозяйственные культуры брянской области», ноутбук, для просмотра презентации, картинки с изображением зерновых культур, дневник наблюдения за ростом пшеницы и овса, цветные карандаши, зерна овса и пшеницы пророщенные и не пророщенные, тарелочки для зерновых, шапочка для петушка, лупы, халаты по количеству детей, грабли, лейки с водой.
Ход занятия:
1. Вводная часть:
Рассказ воспитателя о выращиваемых культурах Брянской области с показом презентации. В рассказе воспитатель делает акцент на подходящие условия в нашей области (плодородие земель, климатические условия, для выращивания сельскохозяйственных культур, в частности самых востребованных – зерновых.
2. Основная часть:
Исследовательская деятельность.
На занятие приходит человек в костюме агронома с необходимым для его работы инвентарем (тачка, грабли, лопата, семена и т. д)
-Здравствуйте ребята, я, кажется, заблудился? Где я?
Дети: Это детский сад?
Агроном: Ну вот, а я шел в теплицы, где выращивают овощи и цветы.
Воспитатель: Вы не отчаивайтесь, мы вам покажем, где находится теплица. Расскажите, кто вы такой, и чем занимаетесь?
Агроном: Я агроном, это такая профессия. Агроном занимается разведением и выращиванием культурных растений: овощей, фруктов, злаков, из которых делают хлеб.
Воспитатель: Как интересно, а мы только что смотрели презентацию о нашей области, которая славится выращиванием и овощей и злаковых культур: пшеницы, ржи, ячменя, овса.
Воспитатель: Расскажите о своей работе?
Рассказ агронома о своем труде.
Воспитатель: Как интересно.
Агроном: Но у вас тут тоже интересно. А чем вы занимаетесь?
Воспитатель: А мы тоже, как и вы проводим опыты, изучаем семена пшеницы и овса, а также необходимые условия, чтобы семена проросли, вышли в колос и дали хороший урожай зерна.
Агроном: Тогда можно я у вас останусь и посмотрю, как вы работаете?
Дети: Да!
Физминутка: Хороводная игра «Зернышко»
Дети стоят в плотном кругу, «петушок» внутри круга.
По дороге Петя шел, Петя шел, Петя шел,
(петушок проходит около детей, высоко поднимая колени, размахивая руками)
Петя зернышко нашел/2раза
(Останавливается около ребенка – тот и становится зернышком)
Наше зернышко упало
Покатилась и пропало
(петушок кружится, зернышко прячется за любого ребенка, присаживается на корточки)
Я не вижу ничего
Где растет мое зерно?
(все дети медленно присаживаются, зернышко встает, поднимая руки вверх – выросло)
Воспитатель: Дети, прежде чем приступить к работе, давайте с вами вспомним правила поведения во время опытов и экспериментов.
(Ответы детей)
Подготовка к экспериментальной деятельности и трудовому процессу (дети надевают фартуки)
- Вы вспомнили все правила, и мы можем преступить к 1 опыту.
1 опыт: «Рассматривание и сравнение зерен пшеницы и овса»
Воспитатель: Ребята, перед вами стоят две емкости №1 и №2 с зерном. Ваша задача, рассмотреть внимательно зерно, сравнить его между собой, рассказать о своих выводах.
Уточнить с детьми форму, цвет, плотность, размеры зерен пшеницы и овса, их схожесть и различие.
Вывод: В емкости под №1 находится – пшеница, зерна которой твердые, овальные, золотистого цвета и т. д.
под №2 – овес, зерна которого более мягкие, имеют с концов вытянутую форму, и т. д.
Воспитатель: Ребята, вспомните и скажите, что нужно зерну, чтобы оно проросло в земле и превратилось в колос?
Ответы детей (называют условия, необходимые для роста: земля плодородная, влага, солнечное тепло)
2 опыт: «Рассматривание пророщенных зерен пшеницы и сухих»
Воспитатель показывает детям 2 емкости с пшеницей 1 емкости - пшеница замоченная и проросшая, 2 емкость – сухая пшеница.
Воспитатель: Вы догадались, чем отличается зерно в этих ёмкостях?
Верно, одно сухое, другое напиталось водой и проросло. Давайте с помощью луп рассмотрим ростки пшеницы. Какие они?
(дети рассматривают с помощью лупы ростки пшеницы и отвечают: это молодые побеги, белого цвета, похожи на корешки растения)
Воспитатель: Во время нашего опыта мы должны узнать, какое зерно быстрее взойдет после посева – сухое или напитавшееся влагой? А вы как думаете?
Ответы детей: Зерна, напитавшиеся влагой, уже проснулись и начали расти, а сухие еще спят.
Вывод: Быстрее взойти должны зерна, напитавшиеся влагой.
Воспитатель: Давайте с вами проверим. В емкость с картинкой пророщенного зерна посадим влажную пшеницу с наклюнувшимися ростками, а в емкость с желтым зернышком посеем сухую пшеницу, будем наблюдать и каждый день отмечать в наших календарях наблюдений изменения.
Практическая часть «Посадка зерновых культур»
Воспитатель: Ребята, хочу вам сказать по секрету, что в поле уже через 2 недели после посева можно увидеть такие ростки пшеницы, а через месяц – такие (показ выращенных в емкостях двухнедельные ростки пшеницы и на картинке по прошествии месяца). А у нас с вами будет возможность самим наблюдать, как растет пшеница и овес. Предлагаю перейти на наш огород и посеять там эти зерновые культуры. И вы, уважаемый агроном пошлите с нами, посмотрите, чему мы учимся.
Воспитатель с детьми переходят на участок детского сада, отведенный для выращивания сельскохозяйственных культур.
Воспитатель: А вот ребята и наш огород. Мы его заранее вскопали, очистили грядки от сорняков, подрыхлили землю, чтобы она была мягкая. А сейчас мы будем сеять пшеницу и овес. Давайте с вами вспомним схему посадки семян.
Воспитатель показывает приемы посадки:
- Мы посадим семена в приготовленную плодородную почву. А чтобы вы не забыли, что последовательность работ, я вам даю подсказку – схему посадки семян (схема на картинке).
1. С помощью грабель делаем небольшие лунки. 2. Берем немного семян и распределяем их вдоль лунки. 3. Засыпаем лунки почвой, чтобы птицы не могли клевать их. Помогут нам в этом грабли. 4. Поливаем из леечки наши грядки.
Дети под руководством воспитателя сеют зерновые культуры (по ходу выполнения работы воспитатель произносит следующее стихотворение)
- В землю тёплую уйду,
К солнцу колосом взойду,
В нём тогда таких, как я,
Будет целая семья!
3. Рефлексия:
Воспитатель: Давайте пометим посеянные семена, табличками.
- Будем их любить, ухаживать, поливать, удобрять, а они будут нас радовать
Дети произносят русскую народную закличку на хороший урожай:
«Весна красная,
Приди с радостью,
Дождик, дождик поливай,
На бабину пшеницу,
На просо, чечевицу,
На дедов ячмень —
Поливай целый день!
Ты зерно расти, людям хлеб дари»
Воспитатель: Правильно, ребята. Молодцы! Давайте, все этапы роста пшеницы и овса зарисуем в «дневник наблюдения».