Евгения Ванагель
«Времена года». Сценарий программы для детей к Году народного искусства и нематериального культурного наследия народов РФ
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий
тематической, театрализованной игровой
программы для детей
посвященная году народного искусства и нематериального культурного наследия народов РФ.
Культурное наследие прошлого народ хранит веками. Издавна Россия славилась своими традициями, праздниками, обычаями, обрядами.
Публикация «„Времена года“, Сценарий программы для детей к Году народного искусства и нематериального культурного наследия народов РФ» размещена в разделах
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Культуру России невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории.
Предлагаем окунуться в мир прекрасного и, побывать в гостях у природы и увидеть то, что увидели мы.
«Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. Но, кроме того, только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития … Народ без народности – тело без души, которому остается только подвергнуться закону разложения и уничтожиться в других телах, сохранивших свою самобытность».
К. Д. Ушинский
Самое страшное в ребёнке это безразличие, равнодушие, отсутствие интереса к явлениям и предметам. Одним из самых эффективных способов устранения безразличия является воспитания у ребёнка способности к эстетической восприимчивости. Эстетические чувства, восприимчивость к красивому, не только обогащают жизнь ребенка, его духовный мир, но и организуют, направляют его поведение и поступки.
Красота нужна всем, но прежде всего она необходима детям. Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, пленяет и очаровывает детей. Уважение к искусству своего народа надо воспитывать терпеливо, тактично, не забывая о личности ребенка, его взглядах, интересах и желаниях. Источником творчества народного мастера является родная природа, окружающий быт.
Цель: через игру знакомить детей с фольклорными играми.
Задачи: воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству.
-продолжать знакомство детей с народным декоративно- прикладным искусством.
Знакомство детей с предметами народного творчества, народными промыслами оказывают благотворное влияние на развитие детского творчества. Красочность, эмоциональность, характер народного искусства, его неповторимость — эффективные средства для всестороннего развития ребёнка, его умственной активности. Народное искусство формирует чувства национальной гордости, патриотизма, высокой гражданственности и человечности, духовные потребности. Из всех фольклорных жанров сказка является наиболее структурированной и более всех других жанров подчиняющейся определенным законам. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки, и замысловатые авантюрные повести, и сатирические анекдоты. Каждый из этих видов устной народной прозы имеет свои отличительные особенности: свое содержание, свою тематику, свою систему образов, свой язык…
Давайте вместе с нами пофантазируем на эту тему. Готовы? Тогда усаживайтесь и читайте.
Действующие лица в игровой программе :
Ведущая: Активная, весёлая. Готовая к встрече всему прекрасному и интересному, вместе с детьми окунается в действие. Любознательная.
Осень: Яркая, хлебосольная, разговаривает на «манер» припевки, частушки. Любит трудиться, веселиться. Это пора ярких красок, пряных тыквенных пирогов и уютных вечеров рядом с близкими. Кому-то покажется, что осень с ее серыми буднями и дождливыми вечерами невозможно полюбить, если вы яркий и позитивный человек, однако осень – не синоним к слову "тоска". В этом времени года множество плюсов и положительных сторон. Наша Осень, госпожа своего времени.
Зима: Суровая, но добрая. Холодная, но где то в глубине души любит детей, потому что дети любят это, хоть и холодное время года. Зима – чудесное, сказочное время года. Это не просто мороз и холод, а приход зимы — это снег. Наша Зима, не волшебница, а просто красавица.
Весна: Яркая, теплая, звонкая. С веной приходит тепло и радость. Это пора, когда оживает природа, греет ласковое солнце, поют радостно птицы на ветках, все вокруг зеленеет, цветет, благоухает. Время прекрасного настроения, улыбок, счастья, любви.
Лето: Многие привыкли, что лето – это маленькая девочка, или красавица. Но наше Лето – это веселый бологур. Единственный брат среди своих сестер.
Выходит ведущая
Ведущий: Здравствуйте ребята. 2022 год, был объявлен Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов РФ. Кто нибудь знает из вас, что такое Народное искусство?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ
фольклор — это создаваемые народом на основе коллективного творческого опыта, национальных традиций и бытующие в народе поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.
Ведущий: А что такое нематериальное культурное наследие?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ
Обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, признанные сообществами, группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами в качестве части их культурного наследия.
Ведущий: Спасибо вам за ответы. Сегодня я пришла к вам в гости, что бы рассказать сказку. Вы любите сказки? Ведь сказка, это часть фольклора. Моя сказка будет связана со временами года. Но для начала я хочу с вами сыграть в игру, в которую играли наши предки.
«Лукошко»
Ведущий предлагает ребятам лукошко с лентами, они по желанию вытягивают ленту, на конце которой изображен какой либо предмет. Ребята угадывают, к какому времени году он относится. Данные жетоны - ленты станут «манками» для игр.
И так, начинаем.
Живут - поживают сестрицы и братец. Зима, Весна, Лето и Осень. Каждый из них по – своему прекрасен.
Зима, самая гордая. У нее длинные волосы, которые расчесывает вьюга, а белое платье ее расшито снежными узорами.
Весна же совсем не похожа на свою старшую сестру. Она весела, задумчива и все время удивляется всему новому. Весна украшала свое платье первыми цветами, а в волосы вплетала, теплы южный ветер, который подпевал сладкоголосым птицам.
Лето. Самый веселый и озорной братец. Единственный среди своих сестер. Он согревал всех своим теплым светом и одаривал всех яркими красками.
Самой гостеприимной и хлебосольной из всех сестер была Осень. Она часто то грустила, то веселилась. То дарила тепло, то брызгала на всех дождем.
Жили они все в волшебном Лесу, у озера, на берегу которого стоял огромный зеркальный замок. У каждой из сестер и брата по три сына. У зимы - декабрь, январь, февраль. У весны – март, апрель, май. У лета – июнь, июль, август, у осени – сентябрь, октябрь, ноябрь. Так и ходят, по земле, сменяя друг друга. А что бы знать какой сейчас на дворе месяц и время года, люди поместили всех сестриц, брата и их сыновей на странички. И назвали это все одним нам с вами известным словом– Календарь.
Ведущая достает календарь.
Все мы с вами живем по Юлианскому календарю, где год равен 365 дней, но раз в 4 года добавляется ровно один день в месяце феврале. И называется такой год – високосным.
Ребята, а подскажите, какое время года сейчас идёт?
Ответы детей. «Осень»
Звучит музыкальный акцент, на сцену с котомкой выходит Осень. (хохлома)
Осень: (на манер частушки)
До чего люблю я Осень –
Урожайная пора!
Всё созрело, вкусно очень!
В огород бегу с утра! Как я вас всех рада видеть! Чего сидите! Столько дел в саду - огороде! Картошку – капать – раз! Морковь убирать - два! Свеклу, чеснок, лук – три! В лес по грибы-ягоды сходить – четыре!
Ведущая: Здравствуй. А вы кто?
Осень: Меня и не узнать! Ну - ка внимательно посмотрите! Яркая, красная, желтая! А- кто Я? Правильно, красавица Осень!
Ведущий: Вот дела! Да быть такого не может! Вы же не из сказки!
Осень: Да чего гадать! Работать надо! Погода стоит! Урожай созрел! Помощники подоспели! Работай - не хочу!
Ведущая: И действительно, остался последний осенний месяц в календаре. И называется он – Ноябрь!
Осень: Не расстраивай меня, а то плакать начну! Последний месяц, а дел не впроворот!
Ведущий: Ой, только не расстраивайтесь! А то плакать начнёте, а там лужи, грязь, слякоть, галоши, зонтики.
Осень: Ну, начинается! Если я Осень, это не значит что я всегда грустная, я же – хлебосольная, дарами богатая! А когда ты сытый – то ты счастлив. Правда, ребята?
Осень, Осень золотая,
Хорошо, что ты пришла!
Ты и яблок, ты и меду,
Ты и ягод принесла! Эх!
Ведущий: И, правда, осень самая замечательная пора.
Осень: Пора ни пора! А давайте для начала поработаем! Не отказывайте, а то заплАчу! Перебрать мне нужно по кузовкам, ягоду и грибочки. Мишка!
Выходит медвежонок и выносит кузовок полный с малиной и грибами.
Расстилает на полу ткань – скатерть, выкладывает на нее все «реквизитные» предметы.
Осень: Вот спасибо.
Ведущая: А я организую помощников. Приглашаю к себе ребят, которые вытянули ленточки – красные. Вот вам и помощники. Говорите, что делать.
Осень: Есть веселая игра, называется она «У Медведя во бору». Медведь – есть, грибы-ягоды – присутствуют! Тогда поиграем.
Осень усаживает Медведя на пенёк вокруг разложенного реквизита.
Осень: Я буду говорить слова, вы ребятки ходите по кругу, как только Мишка встает с пенька и рычит, вы хватаете либо грибочек, либо ягодку и кладете их в кузовок. Попробуем! Будьте внимательны.
1. Игра «У медведя во бору»
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит
И на нас рычит.
Принцип, игры «хватай-ка». Количество грибов и малинки на одну меньше.
Кому не достанется, то выбывает из игры.
Осень: Ваша помощь очень была кстати! Порадовали, всё разобрали и порядок навели. Все это отправиться в погребок. Грибы засушим, замаринуем, засолим. Ягоду…
Ведущая: А что можно сделать из ягоды?
Ответы детей.
Осень: Какие молодцы! Ох, ребятки, но дел все равно ещё много. В саду накопилось полно листвы. Разной. Поможете мне её собрать. Мишке в берлогу листочки, что бы утеплить.
2. ИГРА «Осенний букет»
По всей сцене в разных местах, прикреплены листочки.
Задача ребят собрать их в корзинку Медвежонку.
Под веселую музыку ребята собирают листочки.
Ведущий: Какие ребята молодцы! Листочек к листочку собрали! Цвет к цвету.
Осень: Вот и лежанка для Мишки готова. Ребятки, у меня к вам вопрос. Как зовут моих сыновей?
Ответы детей.
Осень богата не только урожаем, но и праздниками. Какие праздники вы отмечаете в Сентябре: 1 - сентября
Октябрь: 1 октября, всемирный день пожилого человека, 16 октября, новый праздник – День папы.
Ведущий: Ноябрь – 4 ноября – День народного единства, День рождения Деда Мороза. И день матери, который празднуется в конце ноября.
Лист на дереве висит,
На ветру качается…
С сожаленьем шелестит:
«Осень–то кончается».
В этот момент Осень «исчезает». Оставляя свою коробочку.
Слышен звук метели. Появляется Зима.
Ведущая начинает как бы беседу с Осенью.
Ведущая: И, правда, Осень замечательная пора. То яркая, то хмурая, то холодная. Холодная!
Зима: Холодная, холодная.
Ведущая: Здравствуйте. А вы, наверное, Зима.
Зима: Она самая. Холодная, снежная, мягкая, белоснежная, суровая. Каких только прилагательных характеризующую меня вы мне не придумали.
Ведущая: Это от большой любви ко времени года. Все потом что, Зимой.
Зима: Вы чаще сидите, дома и не высовываете свои носики. Боитесь, что я вас укушу! Или пощиплю за щечки!
Ведущая: Что вы, ребята любят Зиму. Вы вот спросите их, о Зиме. Они вам много чего расскажут
Зима: Ну, хорошо. Ответьте мне ребята, чем вы занимаетесь Зимой?
Ответ детей.
Зима: Ой, каких только Снеговиков я не видала на своем веку. Лепят их конечно все и взрослые и дети. (если в зале присутствуют взрослые, то можно сыграть в игру со взрослыми.) Зайка. Неси сундук.
3. ИГРА «Снеговик»
Каждой команде выдаётся ведро, в котором лежат: пуговицы, морковка, угольки. Задача участников, передавая маленький снежок по залу, как бы накатывать его набольшей и, так до большого и маленького, из которого получается голова и тело. Участников делят на команду.
Под веселую музыка, «лепим» снеговиков.
Зима: Вы замечательные творцы! Посмотрите, какие снеговики у вас получились.
Ведущая: Я же говорю, зима – это любимое время года не только детей, но и взрослых.
Зима: А я ещё припасла для вас игры. Вот только кого бы мне выбрать для игры?
Ведущая: Я вам помогу. Приглашу к себе тех ребят, кто вытянул ленточку голубого цвета. А во что будем играть?
Зима: В народную игру «Хитрый мяч». В вашем мире, называется она, хоккей. Сейчас я выдам вам клюшки и шайбы. Клюшка – валенок. Каждая команда будет иметь защитника и нападающих. Побеждает та команда, в чьих воротах окажется больше шайб.
4. Игра «Хитрый мяч»
По окончанию игры, Зайка все убирает.
Зима: Вот развеселили! Но на этом я не остановлюсь. Клюшки мои можно превратить в весёлых коней. (Зайка показывает)
Ещё хочу показать вам игру. Называется она «Снежный колокол»
Ведущий: Очень интересно. (держа в руках валенок на палке) Валенок на палке не сможет зазвонить!
Зима: Так это не с валенком игра! Сейчас все увидите! Зайка.
Зайка выходит, в руках у него палка, на конце которой привязано ведро.
Зима: Ваша задача, снежком попасть в ведро! При ударе снежка, оно зазвонит!
Ведущий: А что бы не было переполоха, я приглашу к себе ребят, которые вытянули белые ленточки.
5. Игра «Снежный колокол»
Участникам выдаются снежки. Их задача попасть по колоколу из ведра. Побеждает та команда, у кого больше раз «зазвонил колокол»
По окончанию игры, Зайка убирает «колокол» и снежки.
Зима: Вижу, и, правда, любите вы Зиму. А скажите мне, как зовут моих сыновей?
Ответы детей.
Зима: Как мне повезло, что я встретила Вас, таких умненьких ребят.
Верно, вы угадали имена моих сыновей. А помните ли вы, какие праздники отмечают в зимние месяцы?
Ведущий: Это вообще не сложно!
Декабрь – 31 декабря – Новый год!
Январь – 7 января – Рождество
Февраль – 23 февраля, день защитника Отечества. А иногда и выпадает празднование Масленицы, это когда Зиму провожают, а весну встречают!
В это время Зима «исчезает», оставляя свой сундук, а появляется Весна.
Весна: Весна! Весне дорогу! А вот и Весна! Пришла Весна нежданно - негаданно, пустила ручейки по земле и птиц с песнями выпустила. Эх… хорошо то как!
Ведущая: Здравствуйте, Весна – красна!
Весна: Ой. Да что вы так сразу то. Вот прям как обняла бы всех! Да солнышком пригрела!
Ведущий: Весна – это самое замечательное время года.
Весна: Да и не говорите! Деревья сперва голые стоят… серые… невзрачные. Травы нет… Но как только я выпускаю лучики солнца, все сразу оживает.
Ведущий: Вот не зря, придумали такую закличку:
Весна-Красна приходи
Снег холодный растопи
Деревья зеленью одень.
Пусть теплее будет день.
Весна: Будет, будет! А вот вы мне расскажите, что еще происходит Весной!
Ответы детей.
Весна: (Это увеличение длительности дневного времени и солнечное тепло, таяние снега и половодье, образование проталин и первые ручьи, ледоход на реках, дожди и грозы, весенние ветры.)
Ведущий: Молодцы ребята! Наблюдательные!
Весна: А чего это мы все спрашиваем да разговариваем. Меня встречать надо! Играми! А ну выходи ко мне!
Ведущий: С Весной поиграть приглашаю ребят, которым достались ленточки розового цвета.
Весна: Игра моя, простая, громкая и шустрая. А называется она «Горелка». А ну Лисичка, неси платочек.
6. Игра «Горелка»
Детей ставят по парам. Один водящий у него в руках платочек. Он говорит слова «Горю, горю, с платочком стою. Раз. Два. Три. Беги!». На последние слова, последняя пара опускает руки и бежит к платочку. Тот, кто прибежал первым, передает платочек опоздавшему, тем самым делая его «голящим».
Весна: Мои ж вы замечательные! Ловкие, быстрые! Хорошо весной, птицы, поют, цветы цветут. Плетут венки из первых цветов, украшают дома. Да просто радуются весне. Не могу стоять на месте, Хочу в танце - хороводе закружить! А вы хотите!
Ведущая: Приглашаю к себе ребят, кому достались ленточки – зелёного цвета.
Весна: Лисичка, неси платки. Игра моя простая, хороводная.
Игра «Весенний хоровод»
Участников делят на 2 хоровода, в каждом хороводе стоит ведущий, соединяет из один платок. Пока звучит музыка, хороводы двигаются, как только музыка останавливается, ведущие опускают платок. Тех, кого накрыли платком, становятся ведущие.
Весна: И хороводы поводили, и посмеяться звонко и громко успели.
Лисичка забирает платки.
Ведущий: Весна самое звонкое время года. Потому что слышен звук проснувшихся рек, бегущих ручейков, пение птиц.
Весна: Это, я вижу, знаете обо мне. А как зовут моих сыновей?
Ответы детей.
Весна: Верно! А какие праздники вы отмечаете?
Ведущий: в Марте -1 марта – День Весны
8 марта- Международный женский день
Апреле: 1 апреля – День смеха
1 апреля – международный день птиц
4 апреля – прилет птиц
12 апреля – День космонавтики
Мае: 1 мая – Праздник весны и труда
9 Мая – День победы.
Ведущий: 31 мая- Последний учебный год, наступают каникулы… а там и Лето!
Звучит звук пения птиц, всплеск воды.
Весна незаметно уходит, оставляя свой сундук. Появляется Лето.
Ведет козочку за руку.
Лето: Трынцы, брынцы, бубенцы!
Раззвонились удальцы!
Диги, диги, диги дон!
Выходи скорее вон! (Ударяет по плечу ведущего. Разбегаются с козочкой в разные стороны.) Чего стоишь! Тебе водить!
Ведущий: А мы разве во что- то играем?
Лето: Да!
Ведущий: Братец Лето! Вы как всегда!
Лето: Что - как всегда! Я всегда в отличном солнечном настроении. Но иногда, не спорю, хмурюсь! Но это только когда немного перегреюсь! Перегреваюсь я потому что, очень люблю подвижные и веселые игры! А вы? Молодцы! А что вы еще любите делать летом?
Ответы детей.
Лето: Играть! Играть на свежем воздухе это очень полезно! А сколько я игр знаю, на всех ваших пальцах не пересчитать.
Ведущий: Вижу по глазам, что ты хочешь показать нам самые веселые игры!
Лето: И самые необычные! Вот, например, «Кот в мешке». Играли? А сейчас поиграем. Дайте только приготовиться.
Ведущий: Пока лето готовится, я приглашаю к себе ребят, кто вытянул ленту синего цвета.
Лето: Всё готово к игре.
Игра «Кот в мешке»
Голящий становится в круг.
У него в руках веревка, на конце которой привязан мешок.
Задача игроков, не попасться под мешок.
Голящий кружится вокруг себя, балансируя уровень мешка.
Лето: Ох, и шустрые вы ребята! Но есть у меня еще одна игра! На хитрость. Козочка, доставай ленты.
Козочка достает ленты и дает их Лету.
Ведущий: Интересно, и что е мы буем делать? Косы на скорость плести.
Лето: Это же просто. Что там ее плести. А вот ты попробуй лену ухватить у соперника. Вызывай смелых.
Ведущий: Выходите ко мне ребята с лентами желтого цвета. Рассказывай, что нужно делать?
Лето: Игра, простая, но очень веселая. Я за пояс вам заткну ленточку, а голящий должен будет ее выхватить, кто остался без ленточки. Тот и водит. Но для начала нужно выбрать, кто будет водить!
Трынцы, брынцы, бубенцы!
Раззвонились удальцы!
Диги, диги, диги дон!
Выходи скорее вон!
Выбрав голящего, ребята и герои начинают игру.
Игра «Ловишка»
Участникам, прицепляют ленту так, что бы ее можно было с лёгкостью вытянуть. Тот, у кого ленту вытянули. Становится голящим.
Ведущий: Необычная игра. Ловкость и внимательность развивает.
Лето: Это да! Ведь летом можно не только играть, но и… Хм, а чем еще можно заниматься летом?
Ответы детей.
Лето: Это вы молодцы, это вы знаете. А как зовут моих сыновей?
Ответы детей.
Лето: Верно. И какими же праздниками вас радует летнее время года?
Ведущий: Июнь- 1 июня, День защиты детей
12 июня – День России
Июль – 7 июля – Ивана Купалы
Август – 2 августа, Ильин День.
Ну и 31 августа – это последний день каникул.
Пока ведущая с детьми рассуждает,
Лето исчезает, оставляя коробку.
Ведущий: Вот так пройдут они четверо по земле: Осень, Зима, Весна, Лето, пройдут вместе с ними все двенадцать месяцев. Значит, еще один год прошёл, а в следующем году все повторится сначала.
Вы только посмотрите на эту красоту. Каждое время года, ставило свой сундук.
Осень – расписанный под… хохлому- предметы расписанные под хохлому – это чашки, ложки, братини. все то из чего можно угощать и угощаться. Ведь осень - это пора урожая и заготовок. А цвета красок что у гжели – красный, золотой и черный, что и у осени.
Зима – Гжель – изделия созданы из холодного фарфора, и имеют такие же цвета как и зима. Голубой и белый. Ведь в России самое синее небо и самый белый снег.
Весна – Жост - расписные платки, подносы. Все то, что украшает жилище и быт, и девушек. Весна все вокруг преображает.
Лето – городец. Самая летняя роспись! Сюжеты с летними прогулками на каретах, заготовках банных веников, купание. Деревянные игрушки, предметы домашней утвари. Да и цвета, летние.
Эти росписи, называют «визитной карточкой» России, и он и являются нематериальным наследием.
Наше знакомство со временами года подошли к концу. Мне пора с вами прощаться! Я говорю вам до свидания!