Ольга Берлина
Консультация для педагогов «Вредные привычки детей»
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд. Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня наш семинар – практикум посвящен серьёзной теме «Вредные привычки детей». И начать я хотела бы с притчи. Мудреца спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?». А Вы как думаете? (Ответы педагогов). Вот что ответил мудрец: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля». Здоровье - это бесценный дар. Без него очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой. Но одно из наиболее эффективных и доступных средств удовлетворения этой потребности - соблюдение здорового образа жизни и отказ от вредных привычек. Обратив внимание на наших детей, вы можем отметить, что очень часто наши ребятишки имеются признаки нетипичного поведения. Такие действия ребенка характеризуются как привычка.
2 слайд. Привычка - сложившееся действие, выполнение которого при определенных причинах стало необходимостью для ребенка. Привычки бывают полезными и вредными. Давайте подумаем и назовем, какие привычки бывают полезными, а какие вредными. Можно отметить, что вредные привычки - это навязчивые, ритуализированные действия, отрицательно сказывающиеся на физическом и психическом развитии детей.
3 слайд. Все вредные привычки можно разделить на две группы.
1. Непатологические привычки. Возникают в результате недостаточного внимания к привитию культурно - гигиенических навыков. За этим стоят издержки воспитания, в частности в привитии культурных навыков. Некоторые из перечисленных привычек могут возникать по подражанию действиям взрослого (прокашливание, сплевывание). Предупреждение и исправление вредных привычек данной группы - привитие ребенку навыков аккуратности, организованности, воспитание навыков личной гигиены, способности доводить начатое дело до конца.
2. Патологические привычки. Возникают в результате нарушений детско - родительских отношений, в строгой, чрезмерно - требовательной атмосфере, при дефиците родительского внимания,в той среде, где ребенка не принимают. Ребенка надолго оставляли в одного постели, не брали на руки, не укачивали, рано отлучали от груди и (усугубляя) не давали соску. Такие вредные привычки порождены дефицитом материнского внимания.
Ребенок, предоставленный самому себе, ощущая недостаток впечатлений, ухода, ласки, а в связи с этим испытывающий скуку, страх. Ищет успокоение, отвлечение в доступных ему действиях, например, сосет палец, теребит волосы, ухо, нос, ковыряет пупок, манипулирует наружными половыми органами. Постепенно такие действия закрепляются. Вначале он прибегал к этим действиям, потому что отсутствовала мать, теперь встревоженная мать рядом с ним, но она его уже не интересует, он занят самим собой. Произошла серьезная перестройка ориентации.
Все вредные привычки данной группы опасны еще и тем, что отвлекают ребенка от процесса познания, угрожают задержкой развития. Вредная привычка становится необходимым ритуалом самоуспокоения, отвлечения от страхов, компенсацией за отсутствующее внимание, ласку, общение. Наказание и запугивание могут привести к исчезновению патологической привычки, но психологические последствия останутся и могут усугубиться.
Наиболее распространенные патологические привычки детей: сосание пальца, волос, губ, щеки, одежды (начало появления - около 6 месяцев). Это происходит от раннего отлучения сосания груди.
4 слайд. Причины появления привычки и пути устранения.
Депривация (потеря) сенсорных ощущений. Недостаточная эмоциональная стимуляция развития, необходимо как можно больше уделять ребенку внимания (ласковые прикосновения, поцелуи, тесный физический контакт, создать теплые эмоциональные отношения, а также предоставить в распоряжение ребенка яркие полезные игрушки, соответствующие возрасту.
Эффект депривации (потери). Органическое поражение центральной нервной системы - ребенку постоянно нужны новые яркие впечатления, не получая их, ребенок испытывает дискомфорт, который внешне проявляется в навязчивых действиях. Данная причина является фактором для медицинского лечения и коррекционных мероприятий.
Эмоционально - личностный инфантилизм (детскость). В состоянии стресса, нуждаясь в успокоении, ребенок начинает сосать пальцы, теребить щеки, одежду и т. д. Здесь необходимо усиливать противострессовый иммунитет ребенка, повышать его самооценку, работать над проблемой неуверенности в себе.
Патологическая привычка может являться симптомом невроза. В процессе лечения и коррекции невроза данная привычка пройдет.
Вывод: Часто появление плохой привычки у ребенка может быть спровоцировано каким-то внешним или внутренним фактором. Соответственно, если исключить этот фактор и решить образовавшуюся проблему, справиться будет проще.