Елена Корельская
Возможности игровой деятельности в процессе формирования у дошкольников представлений о правилах безопасности
▼ Скачать + Заказать документы
Безопасность жизнедеятельности в современном мире стала одной из центральных проблем человечества. Каждый человек, и взрослый, и ребёнок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью. Даже самая обычная обстановка может стать опасной, если не знать правил поведения на улице, в транспорте, дома. В таких ситуациях самыми беззащитными оказываются дети, которым присущи подвижность, любознательность, непоседливость.
Публикация «Возможности игровой деятельности в процессе формирования у дошкольников представлений о правилах безопасности» размещена в разделах
Наша задача, и педагогов, и родителей состоит не только в том, чтобы самим оберегать и защищать ребёнка, необходимо подготовить его к встрече с различными сложными жизненными обстоятельствами, помочь овладеть элементарными навыками поведения в разных ситуациях. А через игру правила усваиваются быстрее и лучше.
Игр по ОБЖ очень много, самых разнообразных, я хочу предложить вашему вниманию те, которые использую в своей практике.
Наш детский сад находится на станции Исакогорка, где главной магистралью является железная дорога, поэтому я разработала дидактическую игру «Железнодорожная азбука». Отвечая на вопросы игры, ребёнок закрепляет правила поведения вблизи железнодорожного путей, на перроне, на вокзале.
Аналогично проводится игра «Дорожная азбука».
Эти игры можно проводить в виде викторины на закрепление правил дорожного движения. Игра развивает память, логическое мышление, слуховое внимание, прививаются навыки правильного поведения вблизи проезжей части дороги.
«Собери картинку»
Дети упражняются составлять целое из частей, закрепляется название дорожных знаков, что они обозначают, повторяют правила дорожного движения.
«Угадай знак»
Дорожный знак закрывается листом с вырезанным в нём прямоугольником. Дети видят только часть знака в прямоугольнике, и должны догадаться какой знак «спрятался», что он обозначает и рассказать, как должен вести себя пешеход, увидев этот знак.
Детям нравится играть в игру «Светофор». Это подвижная игра, в которой закрепляются знания сигналов светофора и поведение пешеходов при разном его свете.
* Если свет зажёгся красный, значит двигаться опасно.
* Свет зелё ный говорит: «Проходите, путь открыт».
* Жёлтый свет – предупрежденье – жди сигнала для движенья!
Воспитатель в разной последовательности меняет сигнал светофора, а дети внимательно смотрят и выполняют движения согласно свету светофора. Красный – стоят, жёлтый – шагают на месте, при зелёном – двигаются.
В своей работе мне нравится использовать схемы, которые хорошо запоминаются детьми. Так при знакомстве с правилами пользования электроприборами, я использую такие схемы:
По теме «Электричество» создана дидактическая игра «Собери картинку», в которой дети запоминают название электрических приборов, обговариваются их части, назначение и правила пользования ими.
При закреплении знаний об опасных предметах, использую многофункциональную «Ромашку». Это мобильное пособие, которое используется для решения многих задач по развитию детей. Предлагаю дидактическую игру «Раз, два, три – опасные предметы найди».
Из множества картинок дети выбирают опасные предметы дома или на улице, и обосновывают свой выбор.
Для закрепления правил поведения с незнакомыми людьми, можно предложить ребё нку различные ситуации:
* - Представь, что ты дома один. Вдруг, звонок в дверь. Что ты будешь делать? Что будешь говорить?
(Нельзя говорить, что дома никого нет. Надо или вообще не подходить к двери, или сказать, что взрослые заняты, или спят и подойти не могут).
* - На улице к тебе подходит незнакомый человек. Твои действия?
Я учу детей анализировать происшествие и самостоятельно находить выход из сложившейся ситуации. Все действия и реплики можно проиграть в диалоге.
Хорошо помогает в обучении правилам поведения с незнакомыми людьми художественная литература. Примерные вопросы можно обсудить с детьми:
* Какую ошибку допустили козлята в сказке? (открыли дверь незнакомцу)
* Какое правило нарушил Кай из сказки «Снежная королева»? (нельзя цепляться за проезжающий транспорт)
* Какого правила безопасности не знала царевна из сказки А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»? (не брать угощение у незнакомцев)
* Почему с Колобком случилась беда? (ушёл гулять без спроса, разговаривал с незнакомцами)
В целях безопасности, дети должны чётко уяснить, кто свой человек, кто знакомый, кто чужой. Мы с детьми играем в такую подвижную игру с мячом, которая так и называется «Свой, знакомый, чужой».
Через игру быстрее вырабатываются положительные привычки, позволяющие детям осваивать жизненное пространство. Но надо всегда помнить, что самое главное в обучении детей – это личный пример тех людей, которые окружают ребёнка.