Лидия Черноусова
«Воспитывая маленького гражданина» (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
«ВОСПИТЫВАЯ МАЛЕНЬКОГО ГРАЖДАНИНА»
Воспитатель Черноусова Л. В.
МАДОУ д/с № 87 «Кораблик»
Сегодняшние дети - это будущее нашей страны. Ребёнок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье и будущее зависят от родителей, от действий других незнакомых для него взрослых. Он еще не знает, что на земном шаре не прекращаются войны. Люди убивают друг друга и способны равнодушно пройти мимо голодных, бездомных, обездоленных; что детям приходится испытывать голод, насилие и унижения. Ребенок верит в любовь, силу и добро взрослых.
Публикация «„Воспитывая маленького гражданина“ (из опыта работы)» размещена в разделах
К сожалению, в настоящее время еще многие дети нуждаются в защите. С каждым годом в детский сад приходит все больше «проблемных» детей с поведенческими нарушениями (воровство, ложь, агрессивность и т. д., эмоционально-личностными расстройствами (депрессия, застенчивость, страхи, гиперактивность и т. п.). По статистике те или иные проблемы имеет каждый третий ребенок.
Острой проблемой, стоящей перед нами, работниками детских садов, является использование правовых и педагогических возможностей для защиты прав ребенка в семье. Нарушение прав ребенка проявляется чаще всего в жестоком и безответственном обращении с ним. В чем же заключаются причины жестокого обращения с ребенком? Почему физическое наказание так популярно среди родителей? Причин тому множество. Одна из основных - приверженность традициям: «Наказывали и меня, ничего плохого в этом нет», а поэтому и сами переносят методы телесного наказания на своего ребенка в случаях неприемлемого поведения детей.
Другая причина - высокая результативность при минимальных затратах времени: ребенку не надо ничего объяснять, убеждать, приводить примеры, наказал - и, по мнению взрослого, проблема решена.
Но, вероятно, самая важная причина - незнание родителями других, оптимальных, методов воздействия. У большинства родителей вызывают отчаяние непослушание, конфликтность, неуравновешенность, агрессивность детей, их нелюбознательность, пассивность или, наоборот, подвижность, гиперактивность и многое другое.
При этом, не зная, как вести себя в трудных ситуациях, родители используют наказания, запугивают ребенка, проявляют чрезмерную строгость. Большинство взрослых не придают значения переживаниям детей, не стремятся установить их причины, считая их беспредметными и немотивированными. Они не понимают, что дети постоянно нуждаются в защите и любви со стороны родных и близких, и только в семье формируются уверенность в себе и своих возможностях, ценностные ориентиры и мировоззрение.
Первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся! Врачи-психиатры считают, что чаще всего их пациентами становятся люди, пережившие хронический недостаток любви в детстве.
Содержание принятой 20 ноября 1989 года «Конвенции о правах ребенка» мало кому известно. Необходимо раскрыть взрослым важные документы и, что значительно сложнее, перестроить исходный взгляд на ребенка. Оказывается, многим родителям трудно понять и принять, что ребенок - равноправный с ними человек, имеющий право на собственные поступки и мнение. Его права, как и права любого человека, нужно уважать, а не нарушать!
Поэтому в своей работе особое внимание я уделяю взаимодействию с семьей. Современные родители в большей мере, чем прежде, нуждаются в помощи (медицинской, педагогической, социальной). Обращая внимание на содержание, форму, эмоциональную окраску общения родителей с детьми: спокойный, резкий, ироничный тон, мимика, используя анкетирование, беседы с родителями, изучая детскую деятельность, я пришла к выводу о характере внутрисемейных отношений. Я оказываю родителям помощь в формировании их педагогической позиции, учу понимать своего ребенка и принимать его таким, какой он есть, учу общаться с ним как с равноправным человеком, в доступной форме даю родителям знания о правах ребенка.
После проведенной работы родители научились более четко понимать, что существует обратная связь между характером наказания и развитием. Большинство из них стали отдавать предпочтение разъяснительной работе с детьми на основе взаимного уважения, взаимоотношения между ними постепенно переходят от авторитарного стиля к демократическому, то есть к личностно ориентированному взаимодействию взрослого и ребенка.
Хотелось бы подчеркнуть, что вопрос защиты прав ребенка от всех форм насилия столь важен, что его нельзя рассматривать как модное направление в педагогической деятельности или мероприятие в потоке множества дел.
Для будущего России чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных последствий. Поэтому надо уже сейчас, в трудных социально-экономических условиях, не оставаться равнодушным, а помочь ребенку стать настоящим гражданином России.
Используемая литература:
1. Соболева М. Н., Савина Н. В. Правовое воспитание в семье и ДОУ //
Управление ДОУ. 2005. № 3
2. Борисова О. Правовое образование дошкольников // Ребенок в детском саду. 2002. № 4