Шаброва Наталья
Воспитатель в дореволюционной России
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель - это человек, который осуществляет воспитание подрастающего человека. Если рассматривать данное понятие в узком профессиональном смысле, то воспитатель — это некое должностное лицо, осуществляющее, возложенные на него регламентом воспитательные функции.
В дореволюционной России высоко ценились педагогические труды Локка и Руссо. В своих работах эти ученые мужи неизменно отмечали, что воспитатель подрастающего поколения должен пользоваться в обществе особым статусом и уважением. Богатые семьи России нанимали воспитателей своим детям, как правило из числа жителей Западной Европы. В чести были гувернеры и гувернантки из Франции, Германии, Швеции и Дании. Реже встречались гувернеры из числа жителей Туманного Альбиона.
Публикация «Воспитатель в дореволюционной России» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Известно, что у будущего великого поэта России Алесандра Сергеевича Пушкино было три гувернера. В девятилетнем возрасте ему пригласили в качестве домашнего воспитателя эмигранта-француза графа Монфора. Граф Монфор отличался изысканными манерами и прекрасным аристократическим воспитанием. Вероятно, воспоминания далекого детства легли в основу этих пушкинских строк:
«Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь,
Так воспитаньем, слава богу,
У нас немудрено блеснуть»
А. С. Пушкин. «Евгений Онегин».
Вторым наставником молодого поэта стал иезуит Русло, который, впрочем, не долго задержался в имении родителей Александра. Сурового иезуита не устраивал дух вольнодумства, царивший в семье Пушкиных. Вскоре он отбыл по приглашению Санкт-Петербургского пансиона, куда его взяли в качестве учителя латыни. Третьи наставником стал месье Шедель. Однако этот француз оказался плутом и мошенником и ему вскоре отказали от дома.
Как видно на примере А. С. Пушкина в дореволюционной России не так-то просто было найти хорошего воспитателя для ребенка даже весьма обеспеченным семействам. А что уж говорить о простолюдинах? В лучшем случае детей воспитывали безграмотная бабка или старшие братья и сестры. Отцы и матери, вынужденные тяжелым трудом добывать хлеб насущный, не имели времени для полноценного и всестороннего воспитания детей.
Ведущие русские педагоги 19 века К. Д. Ушинский, А. С. Симонович, Е. И. Конради в своих работах постоянно указывали на необходимость создания института детских воспитателей. В этом они видели залог полноценного развития детей. Ведущие педагоги писали, что воспитатели обязаны быть людьми всесторонне образованными, должны обладать передовыми взглядами и повсеместно применять новаторские методы воспитания и обучения детей. Особо отмечалось именно дошкольное воспитание, как фундамент будущего развития человека. Видный российский мыслитель Виссарион Белинский писал, что первоначальное воспитание должно видеть в дитяти не чиновника, не поэта, не ремесленника, но человека, который мог бы впоследствии быть тем или другим, не переставая быть человеком.
Педагог К. Д. Ушинский особую роль отводил в воспитании детей «детской садовнице», как он именовал воспитательниц. В своих работах он описывал её не иначе, как «обладающей педагогическим талантом, доброй, кроткой, но в то же время с твердым характером, которая бы по страсти посвятила себя детям этого возраста и, пожалуй, изучила все, что нужно знать для того, чтобы занять их".
Будущие воспитатели детских садов посещали всевозможные курсы, где слушали лекции ведущих педагогов того времени. На обучающих курсах делался акцент на то, что воспитатель должен не только осуществлять кормление детей, уход и присмотр за ними, но и в совершенстве владеть методами, а также приемами обучения и развития ребенка. Именно воспитатели детских садов (которые появились в России во второй половине 19 века) зачастую стали носителями самых передовых педагогических идей того времени.
Первыми воспитательницами детских садов стали женщины. Социальный портрет их таков: молодая женщина от 18 до 25 лет, православного вероисповедания, из разночинцев, как правило выпускница гимназии либо курсистка. Иногда в качестве воспитателей выступали немки, окончившие в Германии курсы, которые открывали при Учительских женских семинариях.
Фундамент, который был заложен в дореволюционной России, оказался прочной основой и отправной точкой для развития института воспитателей дошкольных образовательных учреждений современной России.