любовь панфилова
Воспитание у детей толерантности к людям разных национальностей методом проекта
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитание у детей толерантности к людям разных национальностей методом проекта"
Важнейшим фактором в вопросах воспитания и обучения дошкольников и одним из компонентов образовательной среды ДОУ является взаимодействие всех участников педагогического процесса, которые оказывают прямое и косвенное влияние на разностороннее развитие ребенка, на состояние его физического и психического здоровья и успешность его дальнейшего образования и воспитания.
Публикация «Воспитание у детей толерантности к людям разных национальностей методом проекта» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Толерантность. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
В связи с этим образовательная среда дошкольного учреждения представляется как совокупность внешних условий, влияющих на развитие личности, и возможностей, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. Вот почему так необходимы взаимные усилия и педагогов и специалистов и родителей для создания единого воспитательно-образовательного пространства развития ребенка.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования. Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически: без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.
Реализация технологии проектирования в практике работы ДОУ начинается с ориентации на актуальную проблему культурного саморазвития дошкольника. Воспитание толерантности как одной из значимых черт личности стало в последнее время актуальной проблемой на мировом уровне. Без толерантности невозможно бесконфликтное взаимодействие людей, а значит и стран, государств; невозможен мир на земле и совершенствование условий жизни всего человечества. Современный человек должен быть не только гармонически развитым, знающим историю, культуру своего народа, но и уважающим традиции, обычаи, национальные культурные особенности другого этноса, взгляды, убеждения, позиции другой личности. А дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь.
Именно это определило выбор темы проектной деятельности нашего учреждения в летний оздоровительный период. Целью данного проекта стало - воспитание у дошкольников толерантного отношения к людям других национальностей через организацию совместной творческо-познавательной деятельности педагогов, детей и родителей по ознакомлению с традициями, играми, национальными особенностями и культурой разных народов.
Предлагаемый проект проводится в рамках познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в течение одного месяца.
Система реализации проекта подразумевала сотрудничество воспитателей старшей группы, инструктора ФИЗО, педагога ИЗО, педагога психолога, детей и их родителей.
Взаимодействие и функции педагогов в ходе реализации проекта
Этапы реализации проекта :
Первый этап подготовительный:
Подбор литературы, наглядных и дидактических материалов: настольно-дидактические игры, иллюстрации, альбомы, буклеты, коллекция кукол в национальных костюмах; презентации и видеоматериалы по теме проекта; подготовка материалов для организации творческой и познавательно-исследовательской деятельности: материалы и оборудование для изготовления альбомов.
Второй этап: Исследовательский (на основе интеграции образовательных областей). Образовательная область «Чтение художественной литературы» - чтение литературных сказок; Образовательная область «Познание» - презентации, просмотр видеофильмов; Образовательная область «Социализация» - д/ игры: «Собери картину», «Четвертый лишний», «Найди растение», «Угадай чей костюм»; Образовательная область «Коммуникация» - пересказ сказок, прочитанных в семейном кругу; Образовательная область «Физическая культура» - «Народные игры»; Образовательная область «Художественное творчество» - «Куклы в национальных костюмах», «Национальные орнаменты» Взаимодействие с родителями - подбор информационных и наглядных материалов, знакомство с народными сказками в семейном кругу, участие в мастер-классе, изготовление кукол в национальных костюмах.
Третий этап: Презентация результатов проекта - проведение праздника: открытие выставки «Куклы в национальных костюмах».
Тематическое планирование
1 неделя «Русские национальные традиции и игры»
2 неделя «Украинские национальные традиции и игры»
3 неделя «Прибалтийские национальные традиции и игры»
4 неделя «Азиатские национальные традиции и игры»
5 неделя «Праздник традиций и игр»
Реализация проекта :
В ходе реализации проекта воспитатели группы расширяли знания дошкольников через разные формы познавательной деятельности: беседы, занятия, праздники, подвижные игры. Был проведен цикл тематических бесед «Россия – родина моя», «Украина», «Народы Прибалтики». Дошкольники познакомились с географическим положением этих стран, их особенностями, традициями и культурой. Ряд занятий был посвящен ознакомлению художественной литературы других народов (Грузии, Украины, Кавказа, Прибалтики). Дети совместно с родителями организовали библиотеку – передвижку «Книги разных народов мира». Совместно со специалистами увлекательно проведен заключительный праздник. При взаимодействии с инструктором ФИЗО создана картотека подвижных игр народов мира. В нее вошли русские игры, украинские, прибалтийские, азиатские. Все игры закреплялись на прогулке и в свободное время.
Инструктор ФИЗО обучала детей с народными играми разных стран.
В проекте большая роль была отведена сотрудничеству с родителями. На родительском собрании педагог – психолог рассказала о возможностях народных игр в развитии детей. А педагог ИЗО вышла на собрании с предложением организовать в группе выставку кукол в национальной одежде.
Для повышения заинтересованности родителей в проектной деятельности был проведен мастер – класс с родителями и оформлена консультация о способах изготовления национальной одежды с орнаментами.
Педагог ИЗО
Интеграция образовательной области выстраивалась следующим образом:
1. Презентация «Национальные костюмы». Результат – составление каталога «Национальные костюмы разных народов»
Игра «Узнай по костюму». Результат – каталог книг
2. Игра «Подбери наряд кукле»
3. Знакомство с национальными орнаментами. Результат – альбом орнаментов.
Рисование «Куклы в национальных костюмах». Результат – каталог раскрасок.
Слушание музыки разных народов.
4. Физминутки «Народные игры»
5. Создание развивающей среды в группе
Презентация проекта :
Проведение праздника «Путешествие по разным странам»
Организация мини-музея «Куклы в национальных костюмах»
Цикл проводимых мероприятий позволил в условиях ДОУ сформировать у детей дошкольного возраста представление о региональных особенностях и иных культурных различиях, а также приобщить к восприятию людей другой культуры, других традиций, одновременно находя в них общечеловеческие ценности (доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь).
Анализ работы с включением метода проектирования и интеграции показал их педагогическую ценность в повышении качества образования детей, социальную активность родителей.
Вывод: Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личности ребенка.