Любовь Яковлевна Подорванова
Опыт работы «Воспитание трудолюбия у дошкольников в процессе сюжетно-ролевых игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра,обязательный спутник детства, своеобразный способ освоения детьми детства. Труд детей тесно связан с игрой. Эта взаимосвязь проявляется в разных формах: игра отражает труд взрослы;
Элементы трудовых действий отражаются в игре трудовая деятельность осуществляется ради будущей игры; игровые действия включаются в процессе труда.
Методика организации игры для детей с нарушениями интеллекта имеет свою специфику, которая связана с особенностями развития и поведения детей.
Большинство игр отражают труд взрослых :
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыт работы, практика
- Сюжетно-ролевые игры
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
дети подражают домашним делам, работы воспитателя, няни, медсестры.
Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду полезному для общества, утверждается стремление самим принимать в нем участие. В игре ребенок выполняет роль и подчиняет этой задаче все свои действия. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию воспитателя.
Основной задачей для детей с ОВЗ является формирование жизненно необходимых навыков самообслуживания, умение выполнять конкретные трудовые поручения. Решать эти задачи можно лишь при создании необходимых условий и предметно- развивающей среды.
В дошкольной группе созданы все необходимые условия для игры и труда дошкольников : имеется уголок труда с набором инструментов и оборудования для хозяйственно-бытового труда, для воспитания навыков самообслуживания, согласно программным требованиям оборудованы в группе игровые зоны и необходимые для сюжетно-ролевых игр, игры: «Дочки- матери», «Шоферы», «Купание куклы Ани»; «Накормим Аню обедом», «Угостим Аню чаем», «Постелим куклам постель», «Постираем платье Ани» и многое другое.
Перед воспитателями стоит очень важная и ответственная задача на начальном этапе игровой деятельности.
Воспитать у детей познавательный интерес, желание и умение трудиться, воспитание у детей трудолюбия. При воспитании трудолюбия обязательно учитываем связь игры и труда.
Труд в его разнообразии – одна из основных тем игр детей на первом этапе обучения.
Они строят дома, гаражи для машин, зоопарк для животных, лечат и учат, летают и плавают, выполняют роли мамы, воспитателя, няни. Многие элементарные трудовые навыки, особенно в области самообслуживания, обращения с вещами,усваиваем с детьми в значительной мере в играх с куклами.
Часто играем с детьми в бытовые игры, затеваем игру в стирку, сначала делаем это понарошку, затем под руководством воспитателя предлагаем детям по – настоящему постирать кукольное платье, постельные принадлежности с кроваток кукол, стираем свои носовые платочки.
В предпраздничные дни, когда затеваем генеральную уборку группы, вместе с детьми играем в «Большую стирку». Дети охотно принимают участие в труде. Очень важно при этом учить детей делать все тщательно: постирать вещи так, чтобы они стали чистые, хорошо прополоскать, отжать, просушить, а потом прогладить.
В начале года игры эпизодичны, но к концу года дети уже могут полностью взять на себя заботу о чистоте кукольной одежды и кукольного уголка.
Очень любят дети игру «Генеральная уборка». С удовольствием выполняют трудовые поручения.
Организуя игру обязательно учитываем знания детей об окружающем.
Уровень заинтересованности игры для ребенка.
Игровая форма обучения и воспитание трудовых умений и трудолюбия у дошкольников является ведущей и основной на дошкольном этапе обучения.
Стараемся, чтобы игра вызвала интерес и позитивные эмоции, дидактический материал подбираем так, чтобы привлекал внимание детей. Часто стараемся менять дидактический материал, а игровые задачи остаются прежними.
Многократность повторения основной прием для детей с ОВЗ. Это помогает совершенствовать трудовые умения и навыки, расширяет знание об окружающей действительности.
Не менее важен в работе по воспитанию трудолюбия у детей настрой самого воспитателя, выразительность и интонированность его речи.
С детьми нельзя общаться сухо, сдержанно и монотонно. Однако речевые высказывания и инструкции взрослого должны быть краткими, лаконичными, поскольку длинную фразу ребенок с ОВЗ может и не понять.
В начале надо играть по схеме:
-взрослый – ребенок,
-ребенок -игрушка, потом только
-ребенок – ребенок.
Нельзя допускать в игре длительного бездействия детей, иначе игровой интерес быстро пропадает. Нужно одно и тоже игровое действие повторять несколько раз с разными игрушками.
Это приучает малышей выполнять игровые и трудовые поручения, проявлять усилия к их выполнению, учить доводить начатое до конца. Нужно обязательно отметить старание каждого ребенка, показать его значимость в общей игре.
Часто наблюдаем с детьми за трудом няни, коллективным трудом взрослых.
Дети моментально подражают и сами стараются делать все как взрослые.
Полученные таким путем знания о труде, становятся содержанием их ролевых игр.
Кроме ознакомления с трудом взрослых важное значение приобретает разнообразный труд самого ребенка. Дети способны в труде проявлять усилия (выполнять посильные трудовые поручения).
Поручаем детям принести игрушку, сложить игрушки после игры, протереть пыль на игровых полочках, сложить свою одежду в шкаф. Планомерно приучаем детей заботиться друг о друге, помогать взрослым, проявлять трудовую активность. В разные сезоны организуем с детьми в игровой форме труд в природе (собираем листики и веточки, сгребаем снег и делаем из него снежные фигуры, поливаем песок, делаем из него горки или строим постройки и т. д.).
В процессе игровой деятельности учим детей выполнять трудовые поручения, работать согласованно, учим взаимодействовать друг с другом, помогать другим детям.
Воспитательное значение игры трудно переоценить.
Игра может сделать ленивого- трудолюбивым, незнайку- знающим, неумелого -умельцем.
Трудовое воспитание в процессе игровой деятельности имеет огромное значение для развития личности ребенка, решает ряд задач, позволяющих формировать нравственно -волевые качества, необходимые для успешного обучения детей в школе.