Валерия Добровинская
Воспитание нравственности и любви к русской культуре на основе поэзии С. Есенина
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №86 «Незабудка»
муниципального образования
городской округ Симферополь Республики Крым
«Воспитание нравственности и любви к русской культуре на основе поэзии С. Есенина»
НОД с применением ИКТ, элементарного музицирования
Музыкальный руководитель Добровинская В. В.
2015г.
Публикация «Воспитание нравственности и любви к русской культуре на основе поэзии С, Есенина» размещена в разделах
Цель: Воспитание нравственности и любви к русской культуре и природе на основе поэзии Сергея Есенина.
Задачи
Образовательные:
Развивать интерес к русской литературе.
Формировать умение слушать, понимать содержание и образный язык художественных произведений.
Приобщение детей к искусству посредством музыки, поэзии.
Формировать основы музыкальной и художественной культуры.
Развивающие:
Формировать навык ритмической организации речи, ее интонационной выразительности.
Развитие творческой импровизации в музицировании.
Развитие художественно-ассоциативного мышления: дети учатся находить аналогии между словом и звуком.
Воспитательные :
Воспитание любви к природе, бережного отношения к ней.
Слайд 1.
Ход занятия
Слайд 2.
Музыкальный руководитель: Трудно найти более русского поэта, чем Сергей Есенин. Он единственный среди великих русских поэтов, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел. Как писал сам поэт: «Чувство родины – основное в моем творчестве». Каждая строчка поэта пронизана любовью к родному краю. Недаром его называют «певцом русской природы».
Слайд 3, 4.
За окном зима. Это время года никогда не оставляло равнодушными художников, поэтов, композиторов. Послушайте стихотворение русского поэта Сергея Есенина «Пороша».
Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу,
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А над самою макушкой
Долбит дятел на суку.
Скачет конь, простору много,
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.
Предлагаю вам озвучить это стихотворение музыкальными инструментами. Эти инструменты перед вами. Давайте вспомним, как они называются и как они звучат.
Дети называют инструменты, характеризуют их звучание:
-Колокольчики, треугольник, металлофон. У этих инструментов звук прозрачный, нежный, звонкий, чистый, хрустальный, радостный, праздничный;
-Трещотка, деревянные ложки, кастаньеты сделаны из дерева – звук щелкающий, сухой, теплый, трескучий;
- Маракасы – звук шуршащий, шумный;
- Дудочки – это духовые инструменты. Звук завывающий, может быть и убаюкивающим, успокаивающим, мягким, напевным.
М. р. : Молодцы, ребята, А сейчас послушаем, какими словами начинается стихотворение: Еду. Тихо. Поэт погружает нас в мир спокойствия и тишины. Давайте и мы послушаем тишину. и в этой тишине: Слайд 5.
Слышны звоны под копытом на снегу. Какие музыкальные инструменты помогут изобразить звоны?
(Дети выбирают бубенцы, колокольчики, металлофоны, обосновывают свой выбор и импровизируют на них).
Слайд 6.
М. р. (читает следующую фразу) : Только серые вороны расшумелись на лугу. О чем эти строки? К каким инструментам мы обратимся за помощью, чтобы передать, как расшумелись вороны?
(Дети выбирают трещотки, маракасы и играют на них, изображая, как одна ворона старается перекричать другую).
Слайд 7.
М. р. : Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Слайд 8.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.
Какие инструменты лучше всего передадут состояние сказочности, сна?
(Дети предлагают дудочку, треугольник и импровизируют на них).
М. р. : Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
Слайд 9.
А над самою макушкой
Дремлет дятел на суку.
С помощью каких инструментов, мы изобразим стук дятла?
(Дети импровизируют на ложках, коробочке, предлагают варианты ритмических рисунков).
Слайд 10.
М. р. : Скачет конь, простору много,
Валит снег и стелет шаль.
Какому инструменту мы доверим озвучивание этих строк?
(Кастаньеты, коробочка, колокольчики изобразят, как конь скачет, а как снег стелет шаль, можно изобразить на дудочке).
Обратите внимание на слова «простору много». Природа России величественна, поля покрытые снегом, кажутся бескрайними. Широта русских просторов подобна душе русского человека : богатой, полной разных красок и звуков. Как вы считаете, будет ли уместным для озвучивания этих строк использовать весь оркестр?
(Дети высказывают свое мнение, они могут согласиться или предложить свои варианты).
Слайд 11.
Завершающие строки стихотворения Сергея Есенина опять уводят нас вдаль, в тишину. Звучание инструментов должно становиться все тише и тише и совсем раствориться в тишине.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.
(Показ приема глиссандо на металлофоне).
М. р. : А сейчас, ребята, давайте определим, кто на каких инструментах будет играть в нашем оркестре. Инструменты сходные по звучанию образуют свою группу и будут вступать в игру после прочтения соответствующих строчек стихотворения.
Музыкальный руководитель читает стихотворение фразами. После каждой фразы дети по дирижерскому жесту начинают и заканчивают игру на соответствующих инструментах.
Слайд 12.
М. р. : Ребята, вы сегодня выступили в роли композиторов и исполнителей. Мы создали интересную звуковую картину к стихотворению С. Есенина. Уверенна, что игра на музыкальных инструментах помогла вам лучше прочувствовать это стихотворение, и убедиться в том, что «душа поэта – тонкая струна, дотронешься и зазвенит она»