Валентина Стенькина
«Волшебный мир сказок». Обучение дошкольников составлению текстов сказочного содержания с элементами ОТСМ ТРИЗ ртв
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы воспитателя Стенькиной В. А.
ГБОУ СОШ с. Подстепки СПДС «Золотой ключик"
Чтобы сделать процесс обучения детей более интересным, я свой выбор остановила на педагогической технологии ТРИЗ – РТВ, так как именно эта технология позволяет сделать учебный процесс не только результативным, но и увлекательным. Используя в работе различные методы данной технологии, я обратила внимание, что большой интерес у детей моей группы вызвало сочинение сказок с помощью метода Каталога.
Публикация «„Волшебный мир сказок“, Обучение дошкольников составлению текстов сказочного содержания с элементами ОТСМ ТРИЗ ртв» размещена в разделах
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2013
Цель данного метода: научить ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты, сформировать умение составлять сказочный текст по модели, в которой присутствуют два героя (положительный и отрицательный, имеющие свои цели; их друзья, помогающие эти цели достигнуть; определенное место.
Как известно внимание детей всегда направлено на то, что им интересно. А интерес сопровождается положительными эмоциями. А что как не интерес, увлечение, заставляет детей действовать?
Начиная с сентября 2011 г. мы с детьми 2 младшей группы начали сочинять сказки по методу Каталога «управляемого».
Я использовала следующий алгоритм построения тренинга:
1. Небольшой группе детей предлагается сочинить сказку (историю) с помощью какой-либо картинки или игрушки.
2. Ведущий задает вопрос детям, ответ на который ребенок находит в «Чудесном мешочке» (достает картинку или игрушку).
3. Ответы детей постепенно собираются в единую сюжетную линию.
4. Когда сказка составлена, дети придумывают ей название и пересказывают.
5. Воспитатель просит детей вспомнить, на какие вопросы они отвечали (выведение алгоритма вопросов).
6. Продуктивная деятельность детей по придуманному сюжету: рисование, лепка, аппликация, конструирование или схематизация (запись действий сказки с помощью схем).
7. Попросить детей вечером рассказать дома придуманную сказку.
Примерная цепочка вопросов для детей 3-4-х лет:
- Жил-был. Кто? Какой он был? (Какое добро умел делать)
- Пошел гулять (путешествовать, смотреть.). Куда?
- Встретил кого злого? Какое зло этот отрицательный герой всем причинял?
- Был у нашего героя друг. Кто? Какой он был? Как он мог помочь главному герою? Что стало со злым героем?
- Где наши друзья стали жить?
- Что стали делать?
(Вопросы составлены на основе адаптированного алгоритма сказок В. Я. Проппа).
Мы с детьми собрали копилку сказок «Сочиняйка», состоящую из книжек-самоделок по темам, соответствующим календарно-тематическому планированию.
Не смотря на то, что у детей был очень маленький опыт монологической речи, бедный активный словарь, сюжеты сказок получались интересными, так как сочетание произвольно выбранных слов рождало совершенно неожиданные характеристики и сравнения.
Чтобы сказка получилась более интересной, предметы должны быть разнообразными и никак не связанными друг с другом. Не желательно помещать игрушки животных, которые являются героями знакомых детям сказок, иначе дети будут повторять их сюжет.
Как и в любой работе возникали трудности. Детям очень нравился сам процесс доставания картинок (игрушек) из «Чудесного мешочка». Каждому ребенку хотелось, чтобы именно его предложение, фраза прозвучала в сказке. Поэтому хочется отметить, что данный метод наиболее эффективен в работе с небольшим количеством детей.
В начале работы, на первый план вышла проблема неумения детей дать оценку поступков героев, возникли трудности и с обозначением характеров героев: чаще всего это были ответы: он хороший, а она плохая. Для решения этой проблемы я использовала дидактические игры «Хорошо – плохо», «Да-нетка», «Какой, какая, какие?». В результате, дети не только научились обозначать характер героев одним словом, но и целой цепочкой синонимов, давать оценку поступкам героев.
Время от времени мы с детьми вспоминали составленные сказки, рассказывали их, драматизировали.
А вот несколько сказок, составленных при помощи метода Каталога.
Сказка «Снеговик и собачка»
(вторая младшая группа)
Жил-был Снеговик. Он был веселый, смелый, добрый. Целый день Снеговик прыгал, бегал и веселиться. Прискакал заяц, увидел веселого Снеговика, говорит ему: «Я сейчас откушу твой нос!» Снеговик испугался и побежал к своему другу Собаке за помощью. Собака громко залаяла, заяц испугался и ускакал в лес. А Снеговик и Собака стали жить вместе весело и дружно.
Сказка «Волшебное дерево»
В саду росло Волшебное дерево. На нем жили разные фрукты. Однажды фрукты поссорились. Груша сказала : «Я самая сладкая, желтая и сочная!» Она обрызгала всех желтым соком. Вишня отвечает: «Нет, это я самая сладкая и сочная!» Вишня обрызгала всех красным соком. На дереве сидела ворона, услышала спор фруктов, посоветовала каждому фрукту расти на своем дереве. Фрукты так и сделали. С тех пор все фрукты живут дружно.