наталья шагалкина
Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
Введение…. …. 3
Глава 1. Теоретический анализ проблем развития внимания у детей старшего дошкольного возраста….7
1.1. Понятие внимания…7
1.2. Особенности внимания детей старшего дошкольного возраста…. 11
1.3. Развитие внимания в дошкольном возрасте…14
Вывод по первой главе…. 19
Публикация «Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Глава 2. Эмпирическое исследование внимания дошкольников старшего возраста…. 21
2.1. Описание констатирующего эксперимента….21
2.2. Интерпретация результатов…. 25
2.3. Рекомендации воспитателям и родителям по развитию внимания дошкольников….30
Вывод по второй главе…. 33
Заключение….35
Список литературы…39
Приложение…42
Введение
Особенно актуальна на сегодняшний день, проблема развития внимания у детей старшего дошкольного возраста. У детей старшего дошкольного возраста внимание характеризуется неустойчивостью, периодически наблюдается его колебания, а также наблюдается снижение работоспособности. Характерной для старшего дошкольного возраста является недостаточная целенаправленность деятельности, что в последующем соответственно может отразиться на учебе детей в школе и вообще в последующей жизни. Поэтому данная проблема на сегодняшний день стоит очень остро и ею необходимо заниматься, начиная с детьми уже дошкольного возраста.
Проблемой развития внимания в дошкольном возрасте занимались такие научные исследователи, В. А. Калягин, Е. В. Овчинникова, Н. В. Разживина и др. А в настоящее время занимаются Е. М. Мастюкова, Н. С. Жукова, Т. Б. Филечева [4].
Дошкольные образовательные учреждения призваны создавать условия для физического и интеллектуального развития ребенка, а также осуществлять его подготовку к школе. Одним из непременных условий успешного обучения в школе является развитие преднамеренного, произвольного внимания в старшем дошкольном возрасте. Школа предъявляет требования к производительности детского внимания в плане умения действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать получаемый результат. Дети, которые начинают обучение в школе, чаще всего страдают от неразвитости или рассеянности своего внимания.
Совершенствовать и развивать свое внимание так же важно, как и научить ребенка счету, письму и чтению.
Мыслительные процессы протекают правильнее и быстрее при наличии внимания, движения выполняются более аккуратно и четко.
По мнению психологов: «Внимание всегда есть сосредоточенность на чем- либо. В выделении одного объекта из массы других проявляется так называемая избирательность внимания : интерес к одному есть одновременное невнимание к другому. Внимание само по себе не является особым познавательным процессом. Оно присуще любому познавательному процессу (восприятию, мышлению, памяти) и выступает как способность к организации этого процесса» [22,C.25-35].
П. Я. Гальперина утверждает: «внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс, оно открывается как направленность настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности на своем объекте, лишь как сторона или свойство этой деятельности»[7,C.15-20]
По мнению Л. А. Венгера: «Внимание не имеет своего отдельного и специфического продукта. Его результат является улучшение всякой деятельности, которой оно сопутствует»[8,C.55-60].
Определимся, что означает понятие «избирательность внимания»?
«Избирательность внимания понимают, прежде всего избирательный (селективный) характер протекания познавательной деятельности, произвольный (преднамеренный) или непроизвольный (непреднамеренный) выбор ее объемов.
При этом избирательность проявляется не только в выборе данной деятельности, отборе данных воздействий, но и в более или менее длительном их сохранении (длительном удержании определенных образов в сознании)» [15,C.21-23].
Еще одна характерная особенность внимания – «сосредоточение (концентрация) психической деятельности сосредоточение субъекта на объекте, чем больше внимание отвлекающих раздражителей, тем более интенсивным (напряженным) будет внимание» [8,C.13-15].
По мнению Мухиной В. С. «Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен только до тех пор, пока интерес не угаснет. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение внимания на него. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом.
На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их передвижением в общем умственном развитии внимание приобретает большие сосредоточенность и устойчивость»[18,C.203-205].
Цель работы – исследовать особенности развития внимания детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – дошкольный возраст.
Предмет исследования – развитие внимания в дошкольном возрасте.
Гипотеза исследования – уровень развития внимания детей можно определить по четырем критериям:
Коэффициент концентрации внимания;
Коэффициент устойчивости внимания;
Коэффициент переключаемости внимания;
Уровень интеллектуальной лабильности.
В соответствии с целью работы, предметом исследования, объектом исследования и гипотезой были поставлены следующие задачи, которые необходимо решить:
Дать основные определения внимания;
Рассмотреть особенности внимания детей старшего дошкольного возраста;
Рассмотреть, как происходит процесс развития внимания детей в старшем дошкольном возрасте;
Описать и провести констатирующий эксперимент;
Провести интерпретацию полученных результатов;
Дать рекомендации воспитателям и родителям по развитию внимания дошкольников;
Сделать выводы по исследованию теоретического материала работы;
Сделать вывод по проведенному эмпирическому исследованию;
Сделать общий вывод по всей работе.
В исследовании будут использоваться следующие методы:
Теоретический анализ литературных источников по вопросу развития внимания детей старшего дошкольного возраста;
Психодиагностические методики (Корректурная проба (Тест Бурдона, Методика «Интеллектуальная лабильность»);
Констатирующий эксперимент и обработка полученных данных.