Оля Кузнецова
Влияние колыбельных песен на развитие ребенка
▼ Скачать
Кузнецова Ольга Алексеевна
воспитатель
ГБДОУ детского сада № 109
общеразвивающего вида
Адмиралтейского района СПб
«Влияние колыбельных песен на развитие ребенка»
«Песня матери – главная песня в мире; начало всех человеческих песен»
Расул Гамзатов
Публикация «Влияние колыбельных песен на развитие ребенка» размещена в разделах
- Колыбельные песни
- Песни. Все материалы на тему песен
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Аннотация: в статье раскрываются понятия: колыбельная, история происхождения колыбельной, виды колыбельных, польза колыбельных для матери и для ребенка, колыбельные и развитие речи ребёнка, и интересные факты о колыбельных.
Ключевые слова: колыбельная, мелодия, песня, ребенок, мама, развитие речи.
Младенчество испокон веков считалось самым важным периодом в развитии человека: что ребенок впитает с материнским молоком, то и будет определять индивидуальность его личности в будущем. Поэтому ребенка, появившегося на свет, старались окружить атмосферой любви и заботы, нашедшей отражение в «поэзии пестования»: пестушках, потешках, песенках. Первые слова, с которыми сталкивается ребенок, приходя в этот мир – это речь матери, ее ласковый разговор с младенцем, колыбельная, которую она тихо напевает, укачивая малыша.
Колыбельная песня – это песня, исполняемая матерью или нянькой при укачивании ребенка. Это особый лирический жанр фольклора, популярный в народной поэзии. Отличительным признаком колыбельной песни является ее цель – достичь засыпания человека. В основном колыбельную поёт мать своему ребенку, но зачастую исполнителем и слушателем могут быть влюблённые, колыбельная может быть записана на носитель информации, может петься родными для больного и в прочих случаях.
Колыбельные песни всех народов мира имеют схожие черты: высокий тембр, медленный темп и характерные интонации. Но в песне каждого народа много своих секретов. В них заключается своя философия и свой взгляд на жизнь. Они отражают обобщенную модель мироздания своего народа, по которой ребенок впервые знакомится с миром. К сожалению, в наши дни не так часто встретишь маму, которая поет колыбельную своему ребенку. У современных мам все расписано по часам, и ребенок живет строго по расписанию. Сейчас, если родители и поют колыбельные своим детям, то только для того, чтобы уложить его спать. А иногда вместо колыбельной просто включают тихую музыку, или ребенок засыпает под звуки телевизора. Сегодня мало кто из мам понимает важность колыбельной песни как средства развития ребенка и общения с ним.
Колыбельная же является одной из естественных, эстетических форм взаимодействия матери и ребенка, простым, но действенным способом передать нежнейшие чувства малышу, дарить ему чувства безопасности и защищенности. Упорядоченная структура текста, спокойный темп, несложный текст – эти черты являются основной целью, для которой созданы колыбельные – помочь ребенку уснуть, успокаиваться.
История происхождения колыбельной
Колыбельные песни сопровождают человека всю жизнь: сначала их поют малышу, а, повзрослев, он поет их своим детям. Они появились давно и будут существовать вечно. Все или почти все дети слушали их от своих мам, бабушек и нянь. Под звуки колыбельной малыш засыпает, погружаясь в мир сновидений.
Еще наши предки заметили, что при монотонном покачивании малыш быстро затихает, успокаивается и засыпает. Для того, чтобы малыш быстрее засыпал, была придумана специальная кроватка для укачивания – колыбелька (зыбка, а песни, под которые малыш засыпал, называли колыбельными. Название «колыбельная» произошло от слова «колебать» (колыхать, качать). Все народные колыбельные обладают особым символическим пространством, которые повествуют об устройстве мира и места человека в нем. В 2000 г. до нашей эры в Вавилоне создались глиняные табличек, на которой клинописью выводили тексты песни, которые женщины пели перед сном детям. Эти артефакты, найденные в настоящее время, свидетельствуют о древнем происхождении колыбельных. Колыбельная появилась еще в древности, когда нашим далёким предкам заметили, что малыши засыпают намного быстрее, под монотонное покачивание на руках матери или в колыбельной, под тихим, успокаивающимся голосом. Такие песни есть почти у каждого народа, вне культурной границы. [2]
Виды колыбельных песен
Важно знать, что колыбельные бывают авторские и народные, например, к самые популярных авторским работам относяться поэты Серебряного века такие как: Анны Ахматовой, Константина Бальмонда, Марины Цветаевой, Александра Блока и др.
Колыбельная. Анна Ахматова
Далеко в лесу огромном,
Возле синих рек,
Жил с детьми в избушке тёмной
Бедный дровосек.
Младший сын был ростом с пальчик, —
Как тебя унять,
Спи, мой тихий, спи, мой мальчик,
Я дурная мать.
Долетают редко ве сти
К нашему крыльцу,
Подарили белый крестик
Твоему отцу.
Было го ре, будет го ре,
Го рю нет конца,
Да хранит святой Егорий
Твоего отца.
1915 г. [3]
А народные колыбельные делаться на императивные и повествовательные.
Императивные представляют собой монолог, обращенный к взрослому, ребенку или к существам (реальным или мифологическим). К ребенку обращаются с пожеланием сна, здоровья, роста или требованием послушания: не ложиться на край, не поднимать головы, не капризничать. К птицам, животным, мифологическим персонажам обращаются с просьбой дать сон ребенку, не мешать ему спать, не пугать. Для них характерны монологическая форма композиции, употребление глаголов в повелительном наклонении, повтор стихов. [1]
Русская народная коллыбельная «Котя, котенка, коток»
Котя, котенка, коток,
котя серенький лобок,
приди котик ночевать,
мою деточку качать.
Уж как я тебе коту,
за работу заплачу,
дам кувшинчик молока,
и кусочек пирога.
Шубку новую сошью,
и сапожки подарю,
приди, котик, ночевать,
мою деточку качать.
Я качаю день и ночь,
отойди бессонье прочь.
отойди да отвались,
в тёмном лесе заблудись.
В тёмном лесе во кустах,
во малиновых листах,
баю баю за рекой
солнце село на покой.
А у дашиных ворот,
зайцы водят хоровод.
зайцы, зайцы, заиньки,
не пора ли баиньки.
Зайцам под осинку,
даше на перинку. [5]
Песни, названные повествовательными в отличие от императивных, не имеют ярко выраженный экспрессионный характер. Они что-то сообщают, содержат в себе бытовую картину или небольшую историю животных, которая несколько сближает их с сказками. Вы не найдёте здесь прямого обрушения к ребенку, хотя его образ прямо отражается: это будущее, подарки, животные, птицы, которые о нем заботятся. Повествовательные песни - самая большая группа колыбельных. Они не обладают ярко выражением эмоционального окраса и соответствуют требованиям функционального характера.
Спи, сыночек мой, усни
Люли, люшеньки, люли
Скоро ноченька пройдет,
Красно солнышко взойдет.
Свежи росушки падут,
В поле цветушки взрастут,
Сад весенний расцветет,
Вольна пташка запоет.
Люли, люшеньки, люли,
Ты, сыночек, крепко спи.
Польза колыбельных для матери и для ребенка:
• Колыбельная песня снимает тревогу, раздражение, действует на малыша успокаивающим образом. Слушая колыбельные песни, ребенок защищает свою психику от стрессов и эмоциональной неустойчивости.
• Исследования показывают, что певучие колыбельные дают ребенку постепенное формирование фонетической карты языка, улучшает его восприятие и запоминание эмоционально выраженных слов и фраз.
• Матерям полезно петь песни для нормализации своего психологического состояния, приведения в норму сердечного ритма, дыхания.
Колыбельные и развитие речи
Слушая мамины колыбельные, ребенок получает первые уроки развития речи. Он начинает гуглить в ответ на мамино пение, что приводит к развитию гортани – основного инструмента речевой деятельности. Развивается память малыша, которые может запоминать интонации, различать интервалы между отдельными словами. Ребенок начинает со временем лучше воспринимать содержание песен, речевые навыки проявятся быстрее.
Текст известных колыбельных песен состоит в основном из глаголов и существительных, которые характеризуют предметы и движение. Некоторые слова, слога и словосочетания часто повторяются, что позволяет обогащать словарь малыша, настраивает на желание их повторять. Привыкнув к повторяющейся интонации песни, ребёнок начинает различать отдельные слова, что помогает ему улучшить и быстро освоить речь, делая для себя понятно ее смысл.
В старших дошкольных возрастах важная задача - выработка дикций. Известно, что у ребёнка в этом возрасте еще недостаточно хорошо развита дикция. Многие дети отличаются излишней торопливостью в речи, нечетким выговариваем слов, “проглатыванием” окончаний или излишне замедленной манерой произношения слов.
Колыбельные лаконичные и четкие по форме, они глубокие и ритмичные, поэтому, повторяя их, дети преодолевают эти недочеты речи. Главное влияние пения колыбельных на детей – развитие гибкости и подвижности речевого аппарата ребенка, формирование правильного произношения звуков, освоение интонационных богатств и различного темпа речи. [4]
Интересные факты о колыбельных:
1. На Руси мамы пели колыбельные младенцам, пока кормили их грудью, отводя этому срок «в три поста» (1,5-2 года).
2. Колыбельные воздействуют на правое полушарие мозга: идет позитивное внушение, развивается интуиция, увеличивается жизнестойкость ребенка.
3. Музыкальный ритм колыбельной соответствует ритму здорового сердца 68-72 удара в минуту.
4. Прослушивание колыбельных используют в психотерапии взрослых людей, имеющих травматический детский опыт, и даже при лечении кардионеврозов.
5. Колыбельные - отличная профилактика СДВ (синдрома дефицита внимания).
Список используемой литературы:
1. Виды колыбельных: https://ucthat-v-skole.ru/biblioteka/poteshki/425-kolybelnye-pesni-opredelenie-teksty
2. История колыбельной: https://soundtimes.ru/kamernaya-muzyka/udivitelnye-muzykalnye-proizvedeniya/kolybelnaya
3. Колыбельная Анна Ахматова https://www.culture.ru/poems/9258/kolybelnaya
4. Колыбельные и развитие речи http://www.psycentre26.ru/docs/SRP/forparents/SprMat/1_VlKolPesNaDetRanVoz.pdf
5. Русская народная песня «Котя, котенка, коток» https://onesong.ru/10/Kolybelnye-pesni/tekst-pesni-Kotya-kotenka-kotok