Ольга Винникова
Влияние двигательной активности на речь детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Доказано, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. По мере овладения ребенком двигательными навыками у него развивается и координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает и совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.
Публикация «Влияние двигательной активности на речь детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Установлено, что на формирование речи влияют такие факторы, как моторика мелких мышц кисти, координационные способности, дыхание, осанка, фонематический слух (т. е. четкое представление ребенком звуковой структуры слова, четкость артикуляции (или звукопроизношения, зрительно-двигательная координация. Для успешной коррекции речевых нарушений недостаточно усилий логопеда, здесь необходимо сочетание элементов речевой подготовки с развитием двигательных способностей детей. При активном использовании различных видов ДА создаются благоприятные условия для развития тех способностей, от которых зависит формирование правильной речи. Поэтому главными педагогическими задачами для профилактики речевых нарушений являются следующие: развивать моторику мелких мышц кисти; - развивать координационные способности; - совершенствовать функцию дыхания в процессе выполнения физических упражнений; - формировать осанку и предупреждать ее нарушение; - развивать устную речь при выполнении физических упражнений; - формировать фонематический слух при помощи физических упражнений в процессе игры; - формировать четкость артикуляции в процессе выполнения физических упражнений; - формировать зрительно-двигательную координацию в процессе выполнения физических упражнений. Таким образом, расширение и совершенствование двигательного опыта дошкольников может позитивно влиять на раскрытие речевых возможностей дошкольников, а также предупреждать речевые нарушения, вызванные социально – психологическими факторами.
Подвижная игра "Мышеловка"
Задачи: развивать у детей умение выполнять действия по сигналу.
Описание: Два участника становятся лицом друг к другу, соединяют руки и поднимают их выше. После этого оба хором говорят:
«Как нам мыши надоели, все погрызли, все поели!
Мышеловку мы поставим и мышей тогда поймаем!»
Пока участники говорят эти слова, остальные ребята должны пробежать под их сцепленными руками. На последних словах ведущие резко опускают руки и ловят кого-то из участников. Пойманный присоединяется к ловцам и теперь их становится трое. Так постепенно мышеловка растет. Участник, оставшийся самым последним, является победителем.
• Подвижная игра "Мыши водят хоровод"
Цель: развивать двигательную активность Описание : перед началом игры необходимо выбрать водящего — «кота». Кот выбирает себе «печку» (ею может послужить скамейка или стул, садится на нее и закрывает глаза. Все остальные участники берутся за руки и начинают водить хоровод вокруг кота со словами: Мыши водят хоровод,
На печи дремлет кот.
Тише мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите,
Вот проснется Васька кот —
Разобьет наш хоровод!»
Во время произнесения последних слов кот потягивается, открывает глаза и начинает гоняться за мышами. Пойманный участник становится котом, и игра начинается сначала.
Игра «Море волнуется — раз!»
Цель игры: тренировка статического равновесия.
Ход игры. Игроки ходят по комнате, размахивая руками, и произносят:
Море волнуется — раз!
Море волнуется — два!
Море волнуется — три!
На месте, фигура, замри!
Игроки замирают в различных позах (стоять нужно на обеих ногах) и удерживают равновесие. Своей фигуре они должны дать название (взрослый помогает). При повторении игры игроки придумывают новые фигуры.
Игра «Аист»
Цель игры: восстановление дыхания и ЧСС после подвижных игр, развитие навыка сочетать движение и речь.
Ход игры. Взрослый и ребё нок идут из одной стороны комнаты в другую и выполняют действия в соответствии с текстом стихотворения:
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Топай правою ногой,
Топай левою ногой.
Снова — правою ногой,
Снова — левою ногой.
После — правою ногой,
После — левою ногой.
И тогда придёшь домой.
(И. Токмакова)
Игра «Груша»
(по мотивам белорусской народной игры «Грушка»)
Цель игры: восстановление дыхания и ЧСС после подвижных игр, развитие навыка сочетать движение и речь.
Ход игры. В центре комнаты кладут предмет, похожий на грушу. Взрослый и ребёнок берутся за руки, идут вокруг него и произносят:
Мы посадим грушу. Вот, вот! (Посмотреть на грушу.)
Пускай наша-груша растёт, растёт! (Остановиться.)
Вырастай ты, груша, вот такой вышины. (Поднять руки вверх.)
Вырастай ты, груша, вот такой ширины. (Расширить круг.)
Будем грушу мы ласкать, ласкать. (Погладить грушу.)
Будем грушу водой поливать. («Побрызгать водой».)
Игра «Море волнуется — раз!»
Цель игры: тренировка статического равновесия.
Ход игры. Игроки ходят по комнате, размахивая руками, и произносят:
Море волнуется — раз!
Море волнуется — два!
Море волнуется — три!
На месте, фигура, замри!
Игроки замирают в различных позах (стоять нужно на обеих ногах) и удерживают равновесие. Своей фигуре они должны дать название (взрослый помогает). При повторении игры игроки придумывают новые фигуры.
Игра «Два весёлых брата»
Цель игры: восстановление дыхания и ЧСС после подвижных игр, развитие навыка чередовать движения и речь.
Ход игры. Взрослый и ребёнок берутся за руки, идут по комнате и произносят:
Два весёлых брата гуляли по двору.
Два весёлых брата затеяли игру.
Делали головками:
Ник, ник, ник! (Три раза кивнуть головой.)
Пальчиками ловкими:
Чик, чик, чик! (Три раза развести пальцы.)
Хлопали ладошками :
Хлоп, хлоп, хлоп! (Три раза хлопнуть в ладоши.)
Топотали ножками:
Топ, топ, топ! (Три раза топнуть ногами.)
Игра «Ключи»
Цель игры: восстановление дыхания и ЧСС после подвижных игр, развитие уверенности в себе.
Ход игры. Взрослый и ребё нок ходят по комнате и произносят:
Кто-то вышел погулять,
Ключ забыл от дома взять.
А росточком был он мал,
До звоночка не достал.
Что он сделает теперь?
Просто постучится в дверь:
Тук, тук, тук!
гра «Найди котика»
Цель игры: развитие умения ориентироваться в пространстве.
Вам понадобится: игрушечный кот.
Ход игры. Перед игрой спрячьте где-нибудь игрушечного кота. Взрослый говорит ребёнку, что куда-то исчез котик, надо его найти: посмотреть за диваном, под столом. Ребё нок ходит по комнате и произносит:
Котик наш пошёл гулять,
Будем мы его искать:
Может, котик во дворе?
Может, спит он на ковре?
Когда ребёнок найдёт котика, он должен поднять его вверх. Если ребёнок не может найти игрушку, подскажите ему: «Посмотри там., сходи туда.». Сначала игрушку кладут на видное место. Потом прячут её подальше и говорят: «Горячо!» (если ребёнок приближается к ней) или: «Холодно!» (если он удаляется от неё).
Игра «По ровненькой дорожке»
Цель игры: восстановление дыхания и ЧСС после подвижных игр.
Ход игры. Взрослый и ребё нок ходят по комнате и произносят:
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки, топ, топ, топ!
Шагали наши ножки,
Устали наши ножки,
Устали — отдыхают — стоп!
Отдохнули? Пошли дальше!
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки, топ, топ, топ!
Шагали наши ножки,
Устали наши ножки.
Вот наш дом —
Здесь мы живём! (Сесть на диван.)