Варвара Белоногова
Мастер-класс для родителей «Веселые пальчики»
Мастер-класс для родителей
«Веселые пальчики»
Цель мастер-класса:
Повышение профессиональной компетентности родителей по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм работы.
Задачи:
1. Познакомить участников мастер-класса с эффективными методами использования пальчиковой гимнастики в жизни ребёнка.
Публикация «Мастер-класс для родителей „Веселые пальчики“» размещена в разделах
2. Обучить участников мастер-класса этапам разучивания пальчиковых игр, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
3. Закрепить умения участников мастер-класса применять полученные знания в практике.
Оборудование:
-Цветные карандаши по количеству участников;
-Фломастеры по количеству участников;
-Массажные мячи гладкие по количеству участников;
-Массажные мячи с колючками по количеству участников;
-Крышки от пластиковых бутылок по 2 на каждого;
-Шнуровки;
-Сухой бассейн с крупами.
-Сухой бассейн с каштанами
- Сухой бассейн желудями
- Сухой бассейн с фасолью или с бобами
-шишки
-прищепки
-чурбачки
-решетка для раковины
-ячейки из-под коробки для конфет
-шнурочки, верёвочки
-разноцветные камешки для аквариума
Ход мастер- класса.
В настоящее время специалисты дошкольных образовательных организаций отмечают неуклонный рост числа детей, имеющих речевые нарушения. Особенно беспокоит, что у большого количества детей нарушения речи вызваны дизартрией (искажение произношения вследствие нарушения иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражения нервной системы, что затрудняет работу по постановке, автоматизации и введению звуков в речь. Повышение эффективности коррекционно-логопедической работы по устранению нарушений речи у дошкольников с клиническим диагнозом «дизартрия» является на данный момент одной из актуальных проблем.
Одна из отличительных особенностей дизартрии — нарушение четкости кинестетических ощущений, поэтому ребенок не воспринимает состояние напряженности или, наоборот, расслабленности мышц речевого аппарата, на-
сильственные непроизвольные движения или правильность артикуляционных укладов. Отсюда трудности в выработке артикуляционных поз и, соответственно, в звукопостановке и автоматизации.
Традиционные методы и приемы, которые показывают эффективность при
устранении речевых нарушений у детей без дизартрии, малоэффективны для
дизартриков. Коррекционная работа требует большого количества времени,
которого зачастую не хватает дошкольным логопедам, и дети с речевыми нарушениями идут в школы, увеличивая число учащихся с дисграфией, дислексией. Утрированная артикуляция звуков способствует подаче более четких кинестезий в кору головного мозга, а движения пальцев руки подкрепляют моторные образы звуков, приводя большую часть коры головного мозга в возбужденное состояние, что способствует их запоминанию и впоследствии воспроизведению.
Эффективности чистоговорок по автоматизации звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции у дошкольников с дизартрией способствовало условное тактильное ощущение, которое дается на корригируемый звук.
Работа при автоматизации звуков с использованием тактильно кинестетической стимуляции ведется в традиционном порядке. Речевой материал чистоговорок можно использовать на всех этапах автоматизации.
• Изолированное проговаривание звука: взрослый предлагает ребенку
проговаривать звук с применением природного материала.
• Автоматизация в слогах: на начальном этапе ребенок проговаривает
только слоги, используя тактильную стимуляцию, затем взрослый начина-
ет чистоговорку, а ребенок договаривает слоги, чтобы получилась рифма,
либо ребенок начинает проговаривать слоги чистоговорки, а взрослый договаривает.
• Автоматизация звука в предложении: речевой материал чистоговорок может использоваться для составления предложений. Кроме того, для этого предложения по демонстрируемому действию или картинке, в играх- драматизациях, по проблемным ситуациям и т. д. Акцентировать внимание на том, что при проговаривании слов в предложении с автоматизируемым
звуком используем тактильные упражнения.
• Автоматизация звука в чистоговорках и стихах: можно использовать
как готовые чистоговорки с предложенными комплексами упражнений, так
и чистоговорки с договариванием или незаконченные чистоговорки с использованием названий предметов, животных, имен собственных и т. д.
• Автоматизация звуков в коротких, затем длинных рассказах: работа ведется по тому же принципу, как и при автоматизации звуков в предложениях, — проговаривание с одновременной тактильной стимуляцией.
• Автоматизация звуков в разговорной речи.
Необходимо подчеркнуть, что на следующем этапе работы — дифференцированном — также целесообразно использовать тактильные стимуляторы.
Так, например, для дифференциации свистящих и шипящих ребенку предлагается в одну руку взять чурбачок (звук [с], а в другую — шишку (звук [ш]) и выполнять произнесение смешиваемых звуков, нажимая по очереди на каждый раздражитель, тем самым воздействуя на речеслуховой и речедвигательный анализаторы.
Упражнения, представленные в книге, могут варьироваться взрослым в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Упражнения развивают тактильную чувствительность, усиливают кинестетические ощущения, совершенствуют мелкую моторику.
Участвуя в играх-драматизациях с пальчиками ребенок надевает атрибуты на пальцы, но, как и в драматизации, сам действует за персонажа, изображение которого на руке. По ходу действия ребенок двигает одним или всеми пальцами, проговаривая текст, передвигая руку за ширму.
Пальчиковый театр хорош тогда, когда надо одновременно показать несколько персонажей. Например, в сказке "Три поросенка" друг за другом появляются новые персонажи. Такой спектакль может показывать один ребенок с помощью своих пальцев. Сказки "Волк и семеро козлят", "Гуси-лебеди" и другие могут показывать двое, трое детей, которые располагаются за ширмой. Показ таких сказок с массовыми сценами возможен благодаря пальчиковым атрибутам.
С первых месяцев жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребенок знакомится с волшебным миром сказок. Из сказок дети черпают представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, о добре и зле, о храбрости, стойкости, хитрости. Пальчиковый театр - это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять роль любого героя. Важно стимулировать его желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются и просят поблагодарить их, похлопать в ладоши.
Пальчиковые куклы используются на занятиях и в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается.
Обогащение игрового опыта возможно только при условии развития специальных игровых умений.
Инсценировка различных сказок, потешек, прибауток при помощи фигурок пальчикового театра способствует:
-развитию мелкой моторики рук, так как нужна точная, скоординированная работа пальчиков;
-развивается способность к концентрации внимания, т. е. ребенок старается не пропустить " выступление" своего героя;
-заучивания реплик героев, ребенок тренирует память и речь;
-театральные постановки развивают фантазию и воображение;
-обогащается словарный запас, построение предложений становится более правильным и развернутым;
-развивается пространственное мышление в процессе перемещения персонажей в пространстве;
-развиваются артистические и творческие способности, ребенок приобретает уверенность в себе.
Таким образом, развитие мелкой моторики кисти руки является важнейшей задачей воспитания дошкольного возраста. Тренировка движений пальцев и всей кисти руки является одним из факторов, стимулирующих дальнейшее развитие высших психических функций ребенка: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления и речи. Важную роль в этом играет именно пальчиковый театр, который прививает умение слушать, развивает мелкую моторику, произвольность движений, позволяет детям раскрыться. Пальчиковый театр является хорошим помощником в процессе подготовки руки ребенка к письму, для развития моторной координации. Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с состоянием речи и мышления ребенка.
Мир пальчиковых кукол - маленькая, но волшебная страна, в которой ребенок играет, радуется, познает окружающее пространство, самого себя.
В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев. Например: известная всем «Сорока – ворона». Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей. Ученые доказали, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга к резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
1. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
2. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
3. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
4. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
5. У малыша развивается воображения и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет рассказывать руками «целые» истории.
6. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладения навыками письма.
Все упражнения разделены на три группы:
Первая группа. Упражнения для кистей рук:
- развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений;
- учат напрягать и расслаблять мышцы;
- развивают умения сохранять положение пальцев некоторое время;
- учат переключаться с одного движения на другое.
Вторая группа. Упражнения для пальцев условно статические:
- совершенствуют полученные раннее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.
Третья группа. Упражнения для пальцев динамические:
- развивают точную координацию движений;
- учат сгибать и разгибать пальцы рук;
- учат противопоставлять большой палец остальным.
Все упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи, или каким – либо ещё нарушениями, но и детям у которых речевое развитие происходит своевременно.
Систематические упражнения по тренировке пальцев рук, т. е. развитие мелкой моторики является средством стимуляции активности коры головного мозга, что способствует развитию мышления и внимания.
Что же делать? Как помочь нашим детям? Существуют приятные и увлекательные способы обеспечить развитие мелкой моторики, а значит, избежать множества неприятных моментов в будущей школьной жизни вашего малыша. Среди них - пальчиковая гимнастика, игры с пластилином, камешками и горошинами, игры с пуговками и шнуровкой, игры с массажными мячами. Все эти занятия помогут вашему ребенку научиться быть настоящим хозяином своих ладошек и десяти пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений.
С чего же начать это непростое восхождение? С пальчиковой гимнастики. Во-первых, это идеально подходит для занятых родителей, так как требуют минимум временных затрат и совершенно не предполагает каких-либо дополнительных «инструментов», кроме ручек малыша.
Во-вторых, пальчиковой гимнастикой можно заниматься с самыми маленькими детьми.
Малышам она очень – очень нравится, они с удовольствием будут повторять за вами все движения и слова, так что наша цель – развитие мелкой моторики – будет достигнута без особых усилий.
Определить уровень развития тонкой моторики детей можно так: попросить ребенка показать один пальчик, два пальчика, три пальчика, при этом обязательно показывая, как надо делать. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, - говорящие дети, если же пальцы напряжены, сгибаются и разгибаются только все вместе, или, напротив, вялые и не дают изолированных движений, то это не говорящие дети. Ученые также установили, что тренировка пальцев рук (массаж кисти руки) на два с половиной месяца ускоряет процесс созревания речевых областей.
Пальчиковая гимнастика–это нетрадиционная форма закаливания, которая развивает ловкость и подвижность пальцев, а массаж активных точек положительно сказывается на самочувствии в целом и улучшает работу мозга. Разучивание текстов с применением пальчиковой гимнастики способствует более активному развитию речи, пространственного мышления, внимания, воображения, помогает в усвоении эмоциональной выразительности.
Особый интерес у детей вызывает массаж ладоней и пальчиков рук посредством массажного мяча.
Использование мячей с массажными элементами оптимизирует рост и развитие опорно-двигательного аппарата, помогает в формировании правильной осанки, в профилактике плоскостопия, развивает мышечную силу, гибкость и координационные способности. Занятия с массажными мячиками вызывают у детей радость, оживление, чувство уверенности, желание играть, позволяют развивать ручную умелость и мелкую моторику, способствуют развитию творческих способностей дошколят.
Играя с массажным мячом, который помещается в ладошке, ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться.
Совместно с ребенком можно выполнять различные упражнения: подбрасывать и ловить мяч, растягивать и шуточно нажимать на него, раскатывать в ладонях и т. д.
УПРАЖНЕНИЯ С МАССАЖНЫМ МЯЧОМ
• Катание мяча между ладонями (в разном темпе);
• Поглаживание мяча (жалеть мяч);
• Вращение мяча на полу, как юлу;
• Подбрасывание мяча и ловля;
• Вращение мяча пальцами рук на весу;
• Сдавливание мяча ладонями на весу (локти в стороны);
• «Лепить мячик» - как из пластилина;
• Надавливание на мяч (мяч на полу или на столе, ладони одна на другой;
• Дуть на мяч (выдох, губы трубочкой);
(все упражнения выполнять одной рукой, затем другой рукой)
• Катать мяч по руке;
• Катать мяч по ноге;
• Постукивание мячом по рукам и по ногам (мячик бегает);
• Зажать мяч стопами, поднимать ноги с мячом вверх и вниз (руки в упоре сзади, развести руки в стороны держать «уголок»;
• Зажать мяч коленями, прыжки на месте или продвигаясь вперёд;
Заключительная часть.
Сегодня вы познакомились с разновидностью упражнений, которые способствует развитию мелкой моторики рук, развивает внимание и воображение.
Помните, развивая мелкую моторику – мы развиваем речь.
Очень надеемся, что мы смогли Вас убедить в значимости развития руки для ребенка дошкольного возраста и в том, что совместными усилиями мы поможем нашим детям тренировать руку, способствовать развитию высших психических функций, развитию пространственных ориентировок.
Для того чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить малыша.