Роза Лукманова
Вариативные формы работы с детьми младенческого возраста
Выступление по теме:
«Вариативные формы работы с детьми младенческого возраста»
Слайд 1 Вариативность российского дошкольного образования - это один из основополагающих принципов развития современного образования. Благодаря вариативности мы сможем обеспечить каждому ребенку право на качественное, доступное образование.
Слайд2 что же это такое - вариативные формы дошкольного образования?
Публикация «Вариативные формы работы с детьми младенческого возраста» размещена в разделах
Согласно действующим стандартам образования, вариативные формы образования - это современные модели, направленные на наиболее полное удовлетворение спроса населения на услуги дошкольного образования и качество оказываемых услуг, в том числе, на создание условий для развития негосударственного сектора ДО, обеспечение поддержки семейного воспитания.
Слайд3 Вариативные формы дошкольного образования предусматривают разный режим пребывания детей, как с нормой развития, так и с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями.
Слайд4 Наиболее распространенными видами вариативных форм для детей младенческого возраста являются:
• группа кратковременного пребывания;
• центр игровой поддержки ребенка;
• консультативный пункт;
• служба ранней помощи;
Слайд 5 Группы кратковременного пребывания создаются для детей младенческого и раннего и дошкольного возраста с целью обеспечения их всестороннего развития и оказание консультативно-методической поддержки их родителям (или законным представителям) в организации воспитания и обучения ребенка, его социальной адаптации. Группы кратковременного пребывания функционируют по гибкому режиму: от 2 до 5 раз в неделю, в зависимости от потребностей родителей (законных представителей). Группы могут открываться в течение учебного года, по мере комплектования.
В группах кратковременного пребывания, могут быть оказаны услуги по присмотру, уходу за детьми и осуществление образовательной деятельности.
Для групп кратковременного пребывания детей до 3 - 4 часов и без организации питания и сна должны быть соблюдены следующие требования:
а) Минимальный набор помещений:
- раздевальная, с условиями для хранения верхней одежды и обуви детей (шкафчики или вешалки);
- групповая комната, которая может быть использована для проведения занятий и (или) игр детей;
- туалетная (с умывальной) для детей;
Для осмотра и переодевания (пеленания) детей младенческого возраста в помещение раздевальной (приемной) оборудуются пеленальными столами, стульями, раковиной для мытья рук, шкафом для одежды матерей. Место для грудного кормления детей оборудуется столом и стулом.
Питания в группе кратковременного пребывания (ГКП) до 3-4 часов, не предусмотрено, только питьевой режим. Подразумевается, что родители приводят в детский сад детей после завтрака и забирают их перед обедом.
Адаптационная группа» — для детей от 2 месяцев до 3 лет, цель которой обеспечение ранней социализации детей и адаптации их к условиям ДОО.
Слайд №6 Центр игровой поддержки ребенка (ЦИПР)
создается с целью организации психолого-педагогической деятельности, направленной на всестороннее развитие детей в возрасте от 6 месяцев на основе современных игровых методов и игровых технологий.
Слайд№7 оказание содействия в социализации детей младенческого и раннего дошкольного возраста на основе организации игровой деятельности;
• разработка индивидуальных программ игровой поддержки и организация психолого-педагогического сопровождения ребенка;
• обучение родителей способам применения различных игровых средств обучения: организация на их основе развивающих игр и игрового взаимодействия с детьми;
• консультирование родителей по созданию развивающей среды в условиях семейного воспитания, формированию оптимального состава игровых средств обучения, правилам их выбора; ознакомление родителей с современными видами игровых средств обучения.
Слайд №8 Консультативный пункт (КП) для родителей детей от 2 месяцев до 1 года, воспитывающихся в условиях семьи для родителей детей от 2 месяцев до 1 года, воспитывающихся в условиях семьи
Слайд №9 Основные задачи КП:
• оказание консультативной помощи родителям по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка младенческого и раннего возраста;
• оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста;
• профилактика различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей;
• обеспечение взаимодействия между государственным образовательным учреждением, реализующим общеобразовательную программу дошкольного образования, и другими организациями социальной и медицинской поддержки детей и родителей.
Слайд№10 Служба ранней помощи (СРП)
• создается для детей от 2-х месяцев до 4-х лет с выявленными нарушениями развития (или риском нарушения, не посещающих образовательные учреждения.
• Целью СРП является организованная психолого-педагогическая и социальная поддержка семьи, имеющей ребенка с выявленными нарушениями развития (риском нарушения, не посещающего образовательное учреждение, подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания и обучения, коррекция отклонений в развитии.
Слайд№11 Основные задачи СРП:
• проведение психолого-педагогического обследования детей с нарушениями развития (риском нарушения) и их семей;
• оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с нарушениями развития (риском нарушения) и психолого-педагогическая поддержка их семьям;
• осуществление работы по адаптации, социализации и интеграции детей с нарушениями развития (риском нарушения);
• включение родителей в процесс воспитания и обучения ребенка;
• определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка.
Слайд№12 Вопросы, возможные трудности
1. Укомплектованность штатами
Однозначного ответа на вопрос о кадрах
2. Материально-техническое оснащение (переоборудование) групповых помещений
В дошкольном образовательном учреждении, открывающем вариативную форму должна быть создана нормативно – правовая база, разработанная на основе Типового положения о дошкольном образовательном учреждении и соответствуют перечню документации:
1. Положение.
2. Приказ учредителя об открытии на базе конкретного дошкольного образовательного учреждения вариативной формы.
3. Устав дошкольного образовательного учреждения, в котором указываются конкретные образовательные услуги, предоставляемые учреждением в разделе «Образовательная деятельность» (как в пределах выделенных бюджетных ассигнований для детей и родителей, так и при реализации дополнительных образовательных услуг, предоставляемых детям дошкольного возраста и родителям за плату) с полным их перечнем.
4. Договор с родителями, желающими пользоваться услугами.
5. Смета расходов на содержание ребенка.
6. Штатное расписание.
7. Должностные инструкции.
8. Дополнительные соглашения (или трудовые договора) с работниками по оказанию услуг.
9. Приказ по дошкольному образовательному учреждению о создании вариативной формы.
10. Режим дня и распорядок организации
12. Образовательная программа