Людмила Костенко
«В гостях у Бабушки-Забавушки» экскурсия в мини-музей «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 21 «Рябинка»
Конспект комплексного занятия
«В гостях у Бабушки-Забавушки»
(Экскурсия в мини-музей «Русская изба»)
для детей средней группы.
Подготовили
воспитатели средней группы:
Костенко Л. М. ,
Краюшкина Н. М.
Задачи:
Публикация «„В гостях у Бабушки-Забавушки“ экскурсия в мини-музей „Русская изба“» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Русская изба
- Русская изба. Мини-музей
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
• Прививать интерес к русской культуре, истории своего народа, приобщать детей дошкольного возраста к русскому народному творчеству (пословицы, потешки, колыбельные).
• Развивать умение работать сообща, внимательно слушать педагога, включаться в диалог.
• Формировать трудовые умения и навыки в изготовлении поделок из соленого теста.
• Развивать память, логическое мышление, воображение детей.
Оборудование: экспонаты мини-музея «Русская изба» : старинная домашняя утварь; деревянные ложки; народные игрушки из разных материалов (матрешки, барыни, свистульки, трещётка, колотушки, лошадка, тряпичные куклы самодельные, куклы из соломы); соленое тесто; доски для лепки; поднос.
Предварительная работа: знакомство с малыми формами русского народного фольклора : потешек, закличек, пестушек, прибауток; рассматривание иллюстраций, знакомство с русской народной игрушкой; русскими народными играми, хороводами; разучивание пальчиковых игр, сопровождаемых потешками и прибаутками.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами посетим очень интересное место – русскую избу, очень похожую на ту, в которой жили русские люди много лет тому назад.
- Вот мы и пришли в нашу избу!
Детей встречает Бабушка – Забавушка, которая приглашает детей.
Б. – Забавушка:
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы мои гости, просим к нам в избу!
Красному гостю – красное место.
В тесноте да не в обиде,
Где потеснее, там и веселее.
В старину гостей встречали, хлебом – солью, шутками, да прибаутками.
Давайте вспомним, что говорили при встрече гостей.
Дети:«Мы рады гостям,
Как добрым вестям,
Всех привечаем,
Душевно встречаем.
В избу приглашаем!
Б. – Забавушка:
- Давайте сядем рядком, да поговорим ладком!
(дети садятся на лавку).
- Самое главное место в избе – «Красный угол». Название «Красный…» означает – «красивый». В «Красном углу» главное место занимал стол. В русской избе мебель была сделана руками самих крестьян, деревянная, очень простая. Лавки, где спали, сундук для вещей, скамейки, чтобы сидеть за столом, полки.
Б. – Забавушка
- В старину дети тоже любили играть. Игрушки для детей мастерились из разных материалов. Что было под рукой, из того и мастерили. Со временем игрушки постепенно совершенствовались.
Б. – Забавушка (подзывает ребят) :
- Ребята, посмотрите, что стоит на полке? ( На полке стоят народные игрушки из разных материалов: из дерева, из глины, из ткани, из соломы.)Полюбуйтесь нарядными игрушками.
- Из каких материалов их смастерили?
(Б. – Забавушка показывает, а дети отвечают).
Б. – Забавушка (показывает матрёшку) :
- Полюбуйтесь красавицей матрешкой! Фигурка ее выточена из деревянного бруска. Она разнимается на две части, в ней еще одна фигурка, и так несколько кукол. В нашей стране матрешка является символом русской культуры. Люди со всего света (туристы) приезжают полюбоваться русской матрёшкой.
Б. – Забавушка:
- Ребята, давайте исполним любимые частушки про матрешек.
(дети исполняют частушки) :
- Шли подружки по дорожке
- Было их немножечко:
Две Матрены, три Матрёшки
И одна – Матрёшечка.
Б. – Забавушка:
- А теперь, исполним частушку с ложками:
(дети берут ложки для частушки и исполняют ее) :
- Дуйте в дудки,
Бейте в ложки!
В гости к нам
Идут матрёшки.
Ложки деревянные,
Матрёшечки - румяные!
Ребенок:
- Продолжаем веселиться,
Приглашаем весь народ!
Чтобы мы не загрустили -
Встанем в дружный хоровод!
Проводится народная словесная хороводная игра- забава «Положили через речку очень узкую дощечку…».
После игры Б. – Забавушка приглашает детей сесть на лавочку (дети садятся) :
- Все девочки любят играть ….( ответы детей: с куклой).
Б. – Забавушка:
- Раньше девочки тоже любили играть в куклы и качать колыбельку. Наши девочки сейчас споют колыбельную.
(Исполняется колыбельная).
- Баю – баюшки - бай, бай,
Глазки дочка закрывай
Я тебя качаю, тебе напеваю.
Будь счастлива,
Будь умна,
При народе будь скромна,
Спи дочка до вечера,
Тебе делать нечего.
Б. – Забавушка:
- Ребята, наша люлька стоит возле печки, как вы думаете почему?
Ответы детей:
- около печки тепло.
Б. – Забавушка:
- Печь занимала важное место в избе. Она была источником тепла и света.
- Для чего еще нужна печь, какая от нее польза?
Ответы детей:
- Чтобы спать, лежать, греться, сушить одежду.
Б. – Забавушка:
- Есть про печь такая загадка «Чего из избы не вытащишь?»
- Ребята, а что пекут в печи?
Ответы детей:
- Баранки, калачи, хлеб, ватрушки, пироги и блины.
Б. – Забавушка:
- Ребята, какую потешку про печь вы знаете?
( Ответ:
- Тень, тень, потетень,
В огороде – то плетень.
В избе печка топится,
Бабушка торопится :
Она репу печет,
По тарелочкам кладет.
Кот к тарелке – скок!
Себе нос обжёг.
- А сейчас поиграем с пальчиками (проводится пальчиковая игра с использованием русской народной потешки) :
Ай, качи–качи-качи! (Изобразить кистями, поднятыми вверх, фонарики).
Глянь – баранки, калачи, (соединить большой и указательный пальцы на обеих руках «бараночки», покрутить ими)
Глянь – баранки, калачи!
С пылу, с жару, из печи. (перекидывать из одной руки в
другую воображаемый горячий пирожок).
С пылу, с жару, из печи –
Все румяны, горячи.
Налетели тут грачи, (руки выставить перед грудью,
ладони повернуть к себе,
перекрестив ладони,
переплести большие пальцы,
изображая голову птицы, остальные
пальцы – «крылья», ритмично
помахать ими.)
Подхватили калачи,
Нам осталися
Бара – а – а- ночки!
Б. – Забавушка:
Сейчас уже заканчивается зима. Одним из главных праздников, связанных с проводами «зимы» и встречи «весны» является «Масленица». Этот праздник пришёл к нам из старины и славился широкими русскими гуляньями, забавами, песнями, частушками, хороводами и сжиганием чучела «Масленицы».
- Давайте вспомним потешку про «Масленицу» :
«Вот приехала Масленица
Сударыня – боярыня Масленица,
С сыром, маслом и блином,
И с румяным пирогом.
Б. – Забавушка:
- Масленица зиму замыкает
Весну – красну приглашает.
- К празднику Масленицы мы налепим баранки, калачи, хлеб, пироги, а печка испечет и порадует нас.
(Проводится лепкаиз соленого теста в сопровождении потешки «Муку в тесто замесили…» .
Б. – Забавушка:
- Ну – ка, русский народ
Становись в хоровод! (исполняется хороводный танец «Самовар».)
Литература:
1. Здравствуй, пальчик! Как живешь? : картотека тематических пальчиковых игр / сост. Л. Н. Калмыкова. – Волгоград: Учитель. – 247с.
2. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. - М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2017. - 80 с.
3. Берестов В. Д. Марешки. Книжка – раскраска. - М. : САМОВАР, 2013. – 16 с.
4. Фантазии из соленого теста / Елена Рубцова. – М. : Эксмо, 2008. – 64 с. : ил. – (Азбука рукоделия. Вместе с детьми).
5. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа / И. А. Лыкова. – М. : КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА, 2009. – 144с.
6. Тень – тень, потетень. – Издательство «Книга», 2013. – 128с., (серия «Волшебная страна»).