ИРИНА АСАЛИЕВА
«В гости к осени». Конспект занятия по экологии
▼ Скачать + Заказать документы
«В гости к осени».
Задачи:
образовательные:
• учить устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды, выявить причины происходящих изменений в природе;
• формировать у детей представление о состоянии растений осенью;
• закрепить знания детей о явлениях осенней природы, обратить внимание на красоту этого времени года.
развивающие:
• развивать любознательность, творческое воображение, связную речь, логическое мышление, умение использовать фольклор.
воспитательные:
• воспитывать любовь к природе, доброе отношение друг к другу.
Публикация «„В гости к осени“, Конспект занятия по экологии» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
Обогащение словаря: хлорофилл, муляж.
Модели: сезонные изменения окраски листьев.
Материал: овощи свежие, муляжи овощей, сухие листья с деревьев, корзина, два блюда, лупы по количеству детей, магнитофон, макет – действий, фломастеры.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций на осеннюю тему; наблюдение на участке; чтение стихов, художественной литературы, устное народное творчество об осени.
Ход занятия.
Воспитатель. Вот художник, так художник!
Все поля позолотил,
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл.
Красит – красным, рыжим, желтым,
Разбавляя краски ливнем,
Чтобы было разноцветным,
Но совсем не так, как летом.
Мы у вас сегодня спросим:
«Кто художник этот?»… (осень)
Про какую осень мы прочитали стихотворение. А сейчас у нас такая осень? А какой еще бывает осень? А осенью бывает снег? Почему?
Ответы детей. Демонстрируются слайды.
Воспитатель. Как в народе говорят об осени?
Дети называют пословицы и поговорки.
«Осень идет, за содой дождик ведет»
«Осенью много паутины – на ясную погоду»
«Осенью много рябины – к холодной погоде»
Воспитатель. Хотите собрать волшебный венок осени.
Ответы детей.
Воспитатель. Чтобы венок стал волшебным, нам нужны красивые слова об осени. Вы говорите, а я впишу их на листочки.
Дети придумывают, какой бывает осень, воспитатель записывает и демонстрирует слайды.
Воспитатель. Вот теперь венок из осенних листьев обладает волшебной силой. Тот, кто его наденет, становится волшебницей – Осенью. Можно сначала я превращусь в Осень?
По лесной дорожке
Осень к вам пришла.
И в своей корзинке
Подарки принесла.
Вот корзиночка стоит,
Интересная на вид.
Догадайтесь поскорей,
Что в корзиночке моей?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель. Я вам помогу. Загадаю загадку, а кто отгадает, тот достанет отгадку из корзинки. Если правильно отгадаете загадку на экране появится отгадка
Сарафан – не сарафан,
Платьице – не платьице.
А как станешь раздевать –
Слезы некуда девать.
Лук
Неказиста, шишковата,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
«Ну, рассыпчата, вкусна»
Картофель
Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи…
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос.
Морковь
В этом доме столько комнат,
Что никто их не упомнит.
В каждой комнате жилец.
Что за домик?
Огурец.
Уродилась я на славу,
Голова белая, кудрявая.
Кто любит щи – меня ищи.
Капуста
Воспитатель. Как можно назвать все это?
Ответы детей.
Воспитатель. Кто создал эту красоту природа или человек?
Ответы детей.
Воспитатель Что необходимо, для того чтобы все это выросло? А что вырастили ваши волшебные руки на нашем огороде?
Ответы детей.
Воспитатель. Посмотрим, что еще есть в моей волшебной корзинке?
Воспитатель достает из корзинки сухие листья. Высыпает их на блюдо.
Воспитатель. Что это вам напоминает?
Ответы детей.
Воспитатель. Давайте попробуем определить, с какого дерева лист и поиграем с ним.
Дети определяют, с какого дерева лист, играют с ним.
Воспитатель. Однажды собрались листочки и начали спор.
Я – осиновый листочек! Осенью мой наряд – красный. Я самый красивый, яркий, сильный, самый крепкий, я дольше всех живу на веточке!
Я – березовый листочек! Осенью я желтый, как солнышко и сильнее всех и держусь на веточке.
Не спорьте! Я листочек тополя мой наряд очень долго остается зеленым. Это самый сильный цвет. Я дольше всех живу на веточке.
Листочки заспорили. «Я, я, я»
Воспитатель. Ребята, давайте разберемся, какого цвета наряд дерева дольше всех радует нас желтый, зеленый или красный.
Ответы и рассуждения детей.
Воспитатель. Раньше всех опадает желтый, потом красный и только потом зеленый. Он радует нас весной, летом и осенью. Этот цвет придает листьям особое вещество хлорофилл. Это вещество очень любит теплое солнышко. Летом дни, какие? (длинные, солнце светит как? (ярко и долго). И поэтому листья остаются зелеными.
А осенью, какое солнышко? Солнце светит мало, дни стали короче. Зеленое вещество хлорофилл, не образовывается. Листочки желтеют и краснеют. Живут они не долго. А вот тополю даже коротких осенних дней хватает, чтобы в его листьях вырабатывался хлорофилл. Он не боится холода. Его листья до поздней осени остаются зелеными
Воспитатель приглашает детей к столу. Дети берут лупу и лист.
Воспитатель. Сейчас мы с вами откроем секрет листочка. Рассмотрите внимательно листочек, что вы видите?
Дети рассматривают и отвечают.
Воспитатель. Посмотрите, внимательнее обратная сторона листика усеяна мелкими точечками, зачем, как вы думаете?
Ответы детей.
Воспитатель. Оказывается лист – это «форточка» дерева.
Зачем нужны форточки в доме?
Ответы детей
Воспитатель. Правильно. Чтобы расти и жить, дереву нужно очень много воды. Корни впитывают воду из земли, и потом она поднимается по стволу, по веткам, попадает в листья. Солнце нагревает листья, «форточки» открываются, выпускают влагу, лист охлаждается и не засыхает в жаркую погоду. Зимой земля замерзает, воды в дерево поступает мало, солнце не припекает и «форточки» не нужны. Листья опадают. А теперь рассмотрите желтый лист с березы. Видны ли «форточки на нем?»
Ответы детей
Воспитатель. Что же еще есть в моей волшебной корзинке?
Достает макет дерева.
Воспитатель. Посмотрите на кого похоже дерево?
Правильно на человека. На нас с вами.
У дерева корни, у нас с вами – …
Ноги
У дерева ствол, у нас с вами – …
Туловище
У дерева ветки, у нас с вами – …
Руки…
Воспитатель. Вокруг себя повернитесь в березу (тополь, ель, ива) превратитесь. Вокруг себя повернитесь, в деток превратитесь.
Воспитатель. Вы сегодня все хорошо работали. Мне хочется передать венок кому-нибудь. Кто хочет побыть Осенью? Но для этого вы должны рассказать о себе