Тамара Галстян
«В единстве наша сила». Групповой проект по формированию толерантности в подготовительной коррекционной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы
Сложный процесс формирования личности нельзя предоставлять воле случая. Надо помочь ребёнку усвоить нормы нравственного поведения; воспитывать умение не только отстаивать свою, но и принимать чужую точку зрения; учитывать желания, вкусы, чувства других людей; сопоставлять и сравнивать его и чужие предпочтения, которые не всегда совпадают; достойно выходить из конфликтных ситуаций; помочь обрести уверенность в себе, адекватно оценивая собственные возможности.
Публикация «„В единстве наша сила“, Групповой проект по формированию толерантности в подготовительной коррекционной группе» размещена в разделах
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Толерантность. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2013
Это возможно при создании определённых условий: необходимо погружение ребёнка в особо организованную жизненную среду, формирующую первичные представления о дружбе, о друзьях, о человеческих качествах, о том, что мы, все граждане России, являемся неотъемлемой частью великой российской нации, без их декларирования взрослыми, конструируя познавательную деятельность детей в быту, в игре.
Педагогические условия поликультурного воспитания дошкольников
1. Воспитание гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу у дошкольников должно осуществляться на основе теории развития понятий, которые надо не сообщать, а формировать, т. е. подходить с разных сторон, вовлекать детей в активный познавательный процесс, многократно возвращаться к одному и тому же понятию и каждый раз рассматривать его под разными углами зрения, ежедневно малыми дозами наращивать их в самых разнообразных видах деятельности.
2. Проведение наблюдений, экспериментов, бесед, игр, праздников, конкурсов, решение проблемных ситуаций, чтение художественной литературы, позволяющих детям самостоятельно улавливать общепринятые нормы и правила взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
3. Сообщение сведений по человековедению не только во время организованной образовательной деятельности, куда выносятся только узловые вопросы, а в форме обычного, нерегламентированного разговора знающего взрослого с интересующимся малышом, как это делают родители, а так же по принципу «делай, как я».
4. Формирование первичного представления о дружбе, друзьях, о человеческих качествах должно вестись исподволь, легко и незаметно, ненавязчиво, без налёта обязательности, но всегда с удовольствием и искренней заинтересованностью со стороны как взрослого, так и ребёнка.
5. Практическая деятельность ребёнка по реализации принципов принадлежности к мировому сообществу.
Перспективный план работы
Цель:
Формирование у детей первичных представлений о дружбе, о друзьях, о человеческих качествах; доброжелательного отношения к другим народам, их быту и культуре.
Задачи:
- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей;
- формирование нравственной сферы;
- формирование социальной сферы;
- приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу;
- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
- развитие продуктивной деятельности.
Литература:
- Баринова Е. В. – Учимся дружить – Ростов-на-Дону, «Феникс» 2012.
- Дурова Н. В. – Очень важный разговор – М., «Мозаика-Синтез» 2002.
- Вахрушев А. А. – Здравствуй, мир – М., 2009.
- Князева О. Л., Стеркина Р. Б. – серия «Маленький человек и большой мир», комплект «Я, ты, мы» - М., «Дрофа» 1998.
«В единстве наша сила»
Перспективный план работы по поликультурному воспитанию детей.
Подготовительная коррекционная группа. 2012-2013 уч. г.
Сентябрь
Задачи
Воспитание доброжелательного отношения сверстникам, желание и умение считаться с правами других детей;
развитие способности к оценке и самооценке, умения сравнивать, высказывать суждения.
Мероприятия
Беседы по социально-нравственному воспитанию: «О доброте и жадности», «О трусости и храбрости», «О вежливых словах».
Работа с родителями – создание фотовыставки «Мы любим наш город».
Чтение худ. лит-ры: В. Осеева, «Волшебное слово»; сказки «Айога», «Кот в сапогах», «Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо».
Рисование - «Как я провел лето».
Сюжетно-ролевая игра: «К нам гости пришли».
Октябрь
Задачи
Воспитание доброжелательного отношения к окружающим;
развитие представления о необходимости знания правил поведения;
формирование навыков поведения в общественных местах, опираясь на опыт детей;
расширение кругозора детей;
приобщение к словесному искусству;
развитие продуктивной деятельности.
Мероприятия
Беседы по социально-нравственному воспитанию: «О доброте и чуткости», «Мы едем в городском транспорте», «Наш детский сад».
Дид. игра: «Давайте познакомимся»
Работа в книжном уголке - подбор книг со сказками разных народов.
Чтение худ. лит-ры: «Золотой ключик или приключения Буратино», «Пиноккио»; «Лиса и журавль», «Царевна Лягушка».
Лепка: «Филимоновская игрушка».
Создание плаката «Разноцветная планета».
Конкурс с участием родителей - «Осенняя пора, очей очарованье…»
Ноябрь
Задачи
Формирование чувства принадлежности к мировому сообществу;
воспитание положительного отношения к другим людям, осознанного понимания зависимости добрых отношений от личных качеств каждого;
систематизация знаний детей о связи человека с природой;
расширение кругозора детей;
приобщение к словесному искусству;
развитие физических качеств;
вовлечение родителей в совместное с детьми творчество.
Мероприятия
Беседы по социально-нравственному воспитанию: «О хороших поступках», «Такие разные и такие похожие», «Я тебя прощаю», «Почему бывают драки», «Как я отношусь к другим детям».
Дидактические игры: «Привычки плохие и хорошие», «Человек – часть природы».
Экскурсия в музей поликультурного воспитания «Мир похож на цветной луг!».
Рассматривание иллюстраций и презентаций по теммам «Европа» (люди; животный, растительный мир, «Игрушки разных народов»; знакомство с игрушками «Тильда».
Подвижные игры: «Филин и пташки», «Горелки»
(укр. нар., «Золотые ворота» (рус. нар.).
Чтение худ. лит-ры: «Кот в сапогах» Шарль Перро; «Стойкий оловянный солдатик» Г. -Х. Андерсен; «Рукавичка» (укр. нар. ск.); «Теремок» (рус. нар. ск.).
Создание игрушки «Курочка Тильда».
Лепка: «Дымковская птичка».
Рисование: «Мамочка – солнышко моё!».
Раб. с родит. - анкетирование «Знаете ли вы своего ребёнка», праздник, посвящённый Дню матери "Разговор о маме".
Декабрь
Задачи
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей;
формирование осознанного понимания родственных отношений, развитие ответственности, самоконтроля, умения «читать» по мимике и жестам;
развитие физических качеств;
развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Мероприятия
Беседы по социально-нравственному воспитанию: «Что такое дружба?», «Что такое справедливость?», «Если друг заболел вдруг…», «О бабушках и дедушках», «Нам очень нужны друзья», «Какие мы все разные!».
Рассматривание иллюстраций и презентаций по темам «Азия», «Африка»(люди; животный, растительный мир).
Развлечения: «Теремок» (теневой театр, «Зимняя сказка» (новогоднее представление группы).
Подвижные игры - «Мы весёлые ребята!»(рус. иг., «Поймай хвост дракона»(китайская нар. игра, «Нос-нос-нос-рот!» (япон. нар. иг.).
Настольно-печатные игры: «Хорошо-плохо», «Змеи и лестницы».
Дид. игра «В гости к другу».
Чтение: Г. -Х. Андерсен «Снежная королева»,
С. Аксаков «Аленький цветочек»,
Л. Воронкова «Ссора с бабушкой».
Рисование: «Сказочный дворец Снежной королевы».
Январь
Задачи
Формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств, православных традиций;
воспитание чувства взаимопомощи, товарищества, умения анализировать собственные поступки;
обогащение знания детей о роли человека в жизни природы, воспитание бережного отношения ко всему живому;
создание условий для проявления активности, самостоятельности и творчества детей в разных видах игр.
Мероприятия
Беседы по социально-нравственному воспитанию: «Что такое чуткость», «Учусь мечтать», «С кем бы ты хотел дружить?», «Как поддержать больного друга?».
Беседа о народных праздниках – Рождество, Крещение.
Подвижные игры: «Два Мороза», «Взятие снежной крепости».
Рассматривание иллюстраций и презентаций: «Путешествие в Южную Америку», «Путешествие в Северную Америку» (люди, животный и растительный мир).
Настольная индийская игра «Змеи и лестницы».
Чтение: Г. -Х. Андерсен Гадкий утёнок», П. Бажов «Хозяйка Медной горы»; «Снегурочка», «Финист – Ясный сокол», И. Крылов «Лебедь, Рак и Щука».
Сюж. -р. игры: «Школа», «Больница».
Рисование – «Портрет друга»
Оформление папки-передвижки «С Рождеством Христовым», разучивание колядок с детьми.
Февраль
Задачи
Продолжать воспитание положительной самооценки, уверенности в себе, осознания роста своих достижений, чувства собственного достоинства, самоконтроля и ответственности за свои действия и поступки;
приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
формирование умения детей самостоятельно организовывать игры на основе совместного со сверстниками сюжетосложения через построение новых творческих сюжетов.
Мероприятия
Беседы: «Легко ли человеку, если он один?», «Зачем нам нужен друг?», «Природа добрая и злая», «О наших защитниках».
С/р. игры: «Пограничники», «Путешествие по железной дороге».
Рассматривание иллюстраций и презентаций по темам «Путешествие в Австралию», «Путешествие в Антарктиду» (люди, животный и растительный мир).
Настольная испанская игра «Мельница».Подвижные игры: «Горелки», «Золотые ворота», «Поймай хвост дракона».
Чтение: Р. Киплинг «Маугли»; А. Митяев «Мешок овсянки»; сказки: «Белая уточка», «Василиса прекрасная», «Иван-солдат»; «Как на масляной неделе…», «Коляда, коляда…».
Рисование: «Пингвины в Антарктиде», «Портрет папы», «Моя семья»
Лепка: «Кораблик для папы»
Ручной труд: «Открытка для папы» (оригами)
Интересные встречи – с лётчиком 1-го класса Галстяном Г. С (ныне – военный пенсионер).
Анкета для отцов и дедов - «Каков вы мужчина».
Спортивный праздник «Вместе с папой я - герой!»
Март
Задачи
Формирование чувства принадлежности к мировому сообществу;
продолжать воспитание у детей способности анализировать своё поведение, сравнивая его с общепринятыми нормами, умение анализировать поведение сверстников доброжелательно;
развитие осознанного отношения к красоте родного языка, языкам и культуре других народов;
укрепление положительных взаимоотношений в семье.
Мероприятия
Беседы: «Учусь себя оценивать», «Мой родной язык», «О товариществе», «О совместном труде».
Беседа о народном празднике – Масленице.
С/р. игры: «Школа», «Библиотека».
Подвижные игры: «Горелки», «Золотые ворота», «Поймай хвост дракона».
Рассматривание иллюстраций и презентаций по темам: «Путешествие на морское дно», «По морю, по океану…», «На прогулку в зоопарк».
Чтение: А. Волков «Волшебник изумрудного города», В. Осеева «Плохо», «Синие листья»;
сказки: «Волшебное кольцо», «Жар-птица и Василиса Царевна»; поэтич. произв. : «Заря-заряница», «Идёт матушка-весна…», Ой, зачем ты, жаворонок…» (укр., «Улитка» (молд.);
былины: «Алёша Попович и Тугарин Змеевич», «Как Илья Муромец богатырём стал».
Рисование: «В подарок маме»,
Лепка: «Сувениры»
Ручной труд: «Подснежники»(оригами)
Интересные встречи – с мамой Евы Грязновой (работником железной дороги)
Фотоальбом «Мамочка любимая».
Апрель
Задачи
Продолжать воспитание доброжелательного отношения и терпимости к людям любой расы, национальности, веры, языковой группы, к детям с физическими недостатками;
развитие у детей понятия о значении воды в жизни людей;
продолжать создавать условия для проявления активности, самостоятельности и творчества детей в разных видах сюжетных игр; формирование у детей представления о видовом разнообразии музеев, элементарных представлений о мировой культуре;
закрепление у детей культурно-исторических и географических знаний об особенностях родного края;
укрепление положительных взаимоотношений в семье.
Меропрятия
Беседы: «Чудеса, да и только», «И помнит мир спасённый…»,«О помощи старшим», «О дружбе», «Живая и мертвая вода».
С/р. игра «Магазин», «Поликлиника».
Подвижные игры: «Заря-заряница», «Опанас».
Рассматривание иллюстраций, презентаций о культуре разных странах мира, традициях, обычаях.
Чтение: Дж. Родари «Приключения Чипполино», А. Линдгрен «Принцесса, не желавшая играть в куклы»; сказки: «Мудрая дева», «Ум»; былины: «Сказка о русских богатырях и нечистой силе», «Илья избавляет Царьград от Идолища».
Рисование: Рисуем сказку «Гуси-лебеди»
Лепка: «Пришельцы из космоса»
Рисование: «Пасхальное яйцо», "Подарок другу"
Ручной труд: «Ракета»
Мастер-класс «От сердца – к сердцу…» - открытый просмотр для педагогов прогимназии.
Раб. с родит. - спортивный праздник «Мама, папа, я - спортивная семья»
Май
Задачи
Продолжать приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
воспитание гуманистической направленности поведения;
продолжать обогащение способов игрового сотрудничества со сверстниками;
развитие дружеских взаимоотношений и способствование становлению микро-групп на основе интереса к разным видам игр;
закрепление у детей культурно-исторических и географических знаний о Земле;
воспитание любви к Родине, патриотических чувств у детей.
Мероприятия
Беседы: «Этих дней не смолкнет слава», «Я - гражданин мира», «Кругосветное путешествие», «О дружбе и взаимопомощи», «Новенький (скоро в школу)»
Оформление стенда «День Победы»
С/р. игра «Школа».
Подвижные игры: «Заря-заряница», «Поймай хвост дракона».
Чтение: Э. Успенский «Дядя Фёдор. Пёс и кот», Э. Шим «Не смей!», К. Паустовский «Тёплый хлеб», А. Митяев «Мешок овсянки»; Г. -Х. Андерсен «Дюймовочка», «Новый наряд короля»; поэтич. произв. : «Берёза моя, берёзонька», «Вы послушайте, ребята…», по мотивам текстов Эзопа «Кошка и куры», «Лисица и виноград», «Лисица и лев»; былина «Садко».
Рисование: «На дне морском»
Конструирование: «Береза» (витая спираль)
«Прогимназия №63 ОАО «РЖД», г. Батайск
Руководители проекта:
Галстян Т. Г., Ершова Л. В.
Участники проекта:
Педагоги, дети, родители
2012-2013 уч. г.