Ирина Васютина
«Утро в осеннем лесу». Физкультурная сказка с детьми средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка физкультурного занятия с оздоровительной направленностью с использованием авторской технологии к. п. н., доцента Н. Н. Ефименко
"Пластик-шоу"
Пояснительная записка
Модель образовательной деятельности: индивидуально - ориентированное взаимодействие педагога с детьми среднего дошкольного возраста, направленное на сохранение и укрепление здоровья детей.
Цель: сохранение и укрепление здоровья детей, гармоничное развитие их физических качеств с использованием здоровьесберегающей технологии «Горизонтальный пластический балет»
Задачи.
Публикация «„Утро в осеннем лесу“, Физкультурная сказка с детьми средней группы» размещена в разделах
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Сценарии спортивных и физкультурных развлечений
- Работа инструкторов по физической культуре
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2017
• Содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания и кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма, опорно-двигательного аппарата.
• Формировать правильную осанку и укреплять мышечный корсет.
• Развивать гибкость, пластичность, грациозность и изящество в движениях.
• Закаливать организм.
• Содействовать творческому самовыражению детей.
Тема образовательной деятельности:«Утро в осеннем лесу»»
Возрастные особенности детей: средняя группа (4-5 лет)
Индивидуальные особенности детей:
Упражнения развивают гибкость, осанку и координацию движений, укрепляют мышцы спины, делают их более эластичными, разрабатывают суставы, делают движения детей красивыми и пластичными, развивают силу воли. Формирование и закрепление положительных эмоций в процессе занятия двигательной деятельностьюсоздание мотивации к ней, выработка правильных эмоциональных реакций на двигательные (игровые) ситуации.
Ресурсы:
1. Н. Н. Ефименко «Горизонтальный пластический балет» Таганрог. 2001г.
2. Н. Н. Ефименко «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста». Таганрог. 2000 г.
3. Н. Н. Ефименко «Физкультурные сказки». Харьков. 2005 г.
4. Н. Н. Ефименко «Физическое развитие ребенка в дошкольном детстве» Москва Изд. «Дрофа» 2014 г.
5. Аудиозапись музыка, проектор, переносной экран, ноутбук, магнитофон, осенние листья по количеству детей, коврики.
Технология: здоровьесберегающая технология к. п. н., доцента. Н. Н. Ефименко «Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста».
В работе над пластическим балетом необходимо учитывать 3 ступени сложности программы:
1. «По подражанию» - самый легкий, простой уровень, когда дети за педагогом повторяют все его движения.
2. Самостоятельно, но с необходимой помощью педагога отдельным детям.
3. «Полное самовыражение» - заключительный уровень программ горизонтального пластического балета. Дети выражают своё понимание музыки и чувство движения.
Все комплексы дают возможность видоизменять их, вносить что-то новое, т. е. проявлять творчество и инициативу. Все зависит от умения воспитателя погрузиться в мир эмоций вместе с детьми и радоваться каждый раз тому новому, чего удалось достичь и познать.
Виды деятельности:
познавательная, коммуникативная, двигательная, игровая.
Предварительная работа:
Двигательная активность на прогулке и в совместной деятельность в группе, утренняя гимнастика, физкультурные минутки в образовательной деятельности, физкультурные занятия, физкультурные досуги, оздоровительная гимнастика, рассматривание иллюстраций и беседы.
Технологическая карта
1. Название темы: «Утро в осеннем лесу»
2. Цель: Обогащение детей впечатлениями от проведения осеннего развлечения, укрепление здоровья детей и гармоничное развитие их физических качеств.
3. Планируемые результаты:
• сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
• сформированность начальных представлений о здоровом образе жизни;
• развитие физических качеств (силовых, гибкости, пластичности, выносливости и координации);
• накопление и обогащение двигательного опыта детей;
• овладение основными видами движения;
• укрепление осанки;
• сформированность у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
4. Организация пространства:
1. Формы:
-утренняя гимнастика пробуждения;
-этюды по пантомиме;
-хореографические этюды;
-закаливающие процедуры;
2. Средства :
1. Наглядные: иллюстративный материал на тему: «Осенний лес».
2. Мультимедийные: видеоролик:«Осенью в лесу».
3. Музыкальные:«Осень» из цикла «Времена года» А. Вивальди, «Октябрь» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского, «Листопад» музыка Т. Попатенко, сл Е. Авдиенко.
4. Литературные:В. Поленов «Золотая осень»,
5. Художественные: Ю. Клевер «Осенний парк»,«Золотая осень» Илья Остроухов.
3. Ресурсы:
1. Аудиозапись.
2. Проектор.
3. Переносной экран.
4. Ноутбук.
5. Магнитофон.
6. Листья по количеству детей.
7. Гимнастические коврики.
5. Основные понятия темы:
осанка, изящество, ловкость, грациозность и уверенность в движениях, пластичность, самовыражение.
6. Технология изучения: Слово «горизонтальный» в названии означает приверженность первой заповеди авторской программы Н. Н. Ефименко — «Следуй логике природы!».
• упражнения в позах лежа на спине;
• упражнения в позе лежа на животе;
• упражнения в позе на боку;
• упражнения в переворачиваниях со спины на живот и наоборот;
• упражнения в упоре лежа;
• упражнения в упоре сзади;
• упражнения в ползании по-пластунски;
• упражнения в ползании на низких, средних и высоких четвереньках;
• упражнения в позе сидя;
• упражнения в позе сидя на низких и высоких коленях.
Обязательным условием программы является исходная поза, лежа на спине, руки вдоль туловища, тело расслаблено и спокойно. Завершающей позой программы должна быть поза стоя на коленях, спина выпрямлена, руки протянуты к «солнцу», взгляд устремлен вверх.
7. Диагностические задания:
Показатели дыхания по тестам Л. И. Амбросиной.
Комплексная диагностика физического развития ребенка (Г. Н. Олонцева).
Диагностический комплекс заданий (Н. Н. Ефименко)
- повторный;
- при помощи партнёра;
- игровой и соревновательный.
8. Контрольные задания:
По карточкам.
Контроль физического состояния детей дошкольного возраста (по Т. А. Тарасовой).
Самостоятельный показ детьми знакомых поз и движений.
упражнения, для развития гибкости шеи;
упражнения для развития гибкости рук и плечевого пояса;
упражнения для развития гибкости грудного и поясничного отделов
позвоночного столба;
упражнения для развития гибкости ног и тазобедренных суставов.
Физкультурная сказка с детьми средней группы
с использованием авторской системы Н. Н. Ефименко.
Тема: «Утро в осеннем лесу».
Ход занятия:
На экране картинка осеннего леса от видеоролика с темой занятия.
Звучит произведение Чайковского из цикла "Времена года" – "Осень в лесу".
Инструктор: Неслышными шагами подошла королева-осень. Обняла природу, неспешно взяв в руки холст и кисти, чтобы с трепетом художника начать раскрашивать все вокруг в пестрые цвета. Никогда природа не выглядит так восхитительно и трогательно, как природа осенью. Ранним утром происходит пробуждение окружающего нас Мира: мира растений, мира животных, мира людей.
Инструктор: включает видеоролик «Осенью в лесу».
Звуки ежика (аудиозапись) Появление ежика с листом на спине.
Инструктор:
Это что за комочек
Ковыляет между кочек
Два листочка и грибочек?
Дети: ёжик
Инструктор: Ребята мне ежик рассказал, что растерял все осенние листики. Мы поможем ему их собрать.
Дети собирают осенние листочки, разложенные на полу и дарят их ёжику.
Дети показывают ёжику комплекс упражнений.
Комплекс упражнений «Утро в осеннем лесу» (под музыку)
Упражнение 1.
Символом сна и покоя является поза на спине с вытянутыми вверх руками.
Когда все тело, позвоночник и мышцы конечностей расслаблены и спокойны.
Упражнение 2.
Вот трава начинает шевелиться, предчувствуя восход солнца и начало нового дня.
Упражнение 3.
Цветы выпрямляют свои стебельки.
Упражнение 4.
И поворачивают бутоны навстречу восходу.
Упражнение 5.
Влево, затем вправо: далее эти упражнения повторяются. Растения наливаются упругостью.
Упражнения 6.
В исходном положении лежа на спине, голова закидывается назад, руки ставятся на локти, позвоночник в грудном отделе прогибается вверх. Даже маленькие кузнечики пробуют сгибать и разгибать свои ножки. Ведь скоро им придется прыгать далеко-далеко.
Упражнение 7.
Дети поворачивают согнутые в коленях ноги то в одну, то в другую сторону, руки и голову при этом отводят в противоположную.
Упражнение 8.
А вот и синий бегемот повернулся на живот, а затем наоборот.
Дети вместе с педагогом выполняют последовательные переворачивания со спины на живот и с живота на спину, в обе стороны.
Упражнение 9.
После переворота дети принимают положение, лежа на животе и выполняют разнообразные движения головой в стороны, вверх, вниз, а также круговые движения, напоминая любопытных хомячков, бурундуков, енотов.
Упражнение 10.
Самые шустрые уже повылезали из норок и шевелят своими хвостиками.
Упражнение 11.
Вытягивают шейки все выше и выше, оглядываясь по сторонам.
Упражнение 12.
Некоторые зверята забрались в речку умываться и раскачиваются на воде как лодочки.
Упражнение 13
Даже старый березовый мосток через ручей – и тот делает упражнения, отжимается.
Упражнение14.
А вот и рыбки-мелки, услышав скрип мостика, выпрыгнули из воды, пристав сначала на один плавничок, а затем на другой.
Упражнение 15.
А это кто так спинки прогибает? Да это же маленькие лисята.
Упражнения 16-17.
Чтобы научиться пролезать в узкие норки, нужно делать по утрам следующие упражнения.
Упражнение 18.
Из-за кустов, шурша листьями, крадутся волчата – ведь они будущие охотники.
Упражнение 19.
Ну а мышки-топтыжки, те, наоборот, трещат сучьями на весь лес, рычат: «эе-эе-эе…» Топчутся на месте на четвереньках.
Упражнение 20.
Посмотрите, дети, посмотрите! Даже прошлогодние сосновые пеньки, и те принялись наклоняться, поворачиваться.
Упражнение 21.
А вот и веселые лягушата лапки разминают, одну выпрямляют, а другую сгибают.
Упражнение 22.
Они хотят научиться кататься на водном велосипеде.
Упражнение 23.
Вы, дети, наверное, знаете, что начало всем рекам и морям дают роднички, т. е. фонтанчики, бьющие из-под земли. Вот и наш лесной ручеек веселый зажурчал, заклокотал – радуется солнцу.
Упражнение 24.
Радуется новому дню, волны поднимает, брызги рассыпает.
Проснулся лес: растения и птицы, звери вода и земля – все радуется началу нового, мирного, долгого дня – и мы с вами малыши, благодарим Солнышко за его свет и тепло.
Библиографический список:
1. Н. Н. Ефименко «Горизонтальный пластический балет» Таганрог. 2001г.
2. Н. Н. Ефименко «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста». Таганрог. 2000 г.
3. Н. Н. Ефименко «Физкультурные сказки». Харьков. 2005 г.
4. Н. Н. Ефименко «Физическое развитие ребенка в дошкольном детстве» Москва Изд. «Дрофа» 2014 г.