Юлия Юрина
Опыт работы по использованию нейроигр
▼ Скачать + Заказать документы
Эффективность нейроигр состоит в том, что они являются прежде всего здоровьесберегающей технологией, способствуют развитию всех психических процессов, а также развитию его эмоционально-волевой сферы.
Практика разработана на основе современных представлений о закономерностях развития высших психических функций (учении Л. С Цветковой о нейропсихологии и реабилитации, принципах «замещающего онтогенеза» А. В. Семенович, Л. Кравченко «Как развивать у детей межполушарное взаимодействие», С. Колганов и И. Фридрих «Нейропсихологические занятия с детьми») Результат для дошкольников – это зрелый подготовленный к школьному обучению ребенок.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Нейропсихологические игры и занятия
- Опыт работы, практика
- Темочки
Разработанная нами практика помогает развивать высшие психические функции не только у нормотипичных детей, но и у детей с речевыми нарушениями, восстанавливать проводимость сигналов между мозгом и другими частями тела, развивать критичность и аналитичность мышления, формировать умение работать с большим объемом информации, способствует формированию умения работать в команде.
Цель: создание условий для активизации и развития всех высших психических функций (память, внимание, мышление, воображение, и т. д.) у дошкольников старшего возраста.
Для достижения этой цели определены следующие задачи:
1. развивать познавательные процессы и речь детей старшего возраста;
2. способствовать улучшению двигательной координации;
3. способствовать улучшению освоения учебного материала;
4. развитие тонкой моторики (возможность точного выполнения изолированных движений, дифференцированных положений пальцев рук, развитие мелкой моторики пальцев рук);
5. развитие навыков ведения коллективной (совместной) деятельности.
Ожидаемый результат: у детей повысится интерес к занятиям, возрастет их познавательная активность, любознательность и творческий потенциал; сформируются умения рассуждать, делать умозаключения, строить причинно-следственные связи; связная речь детей станет грамотнее и логичнее.
Практика включает в себя 3 этапа:
1 этап – подготовительный, включающий в себя изучение теоретических аспектов, первичную диагностику детей, информирование о целях и задачах содержания практики всех участников образовательного процесса;
2 этап – основной, предполагающий создание условий, обеспечивающих эффективность работы практики, реализация практики с помощью выбранных технологий, методов и средств ;
3 этап – заключительный, включающий в себя итоговый мониторинг количественных и качественных показателей, обобщение результатов, определение перспектив дальнейшей работы.
Разработанная нами практика регулярно применялась в 2 старших группах. В реализации практики принимали участие воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед и инструктор по физической культуре.
Основными правилами выполнения нейроупражнений являются:
- концентрация внимание на тех объектах или параметрах среды, которые ранее остались незамеченными;
- задействованы не более 2 органов чувств;
- меняются привычные маршруты выполнения движения;
- упражнения выполняются регулярно.
В своей работе мы применяли нейроигры, нейротренажеры, нейротаблицы, нейрогимнастику, кинезиологические сказки, использовали дары Фребеля, элементы песочной терапии, технологии Воскобовича. Остановимся подробнее на каждом из них.
Нейроигры направлены на решение задач по развитию и коррекции интеллектуальных возможностей детей. Игры выборочно использовались нами во время занятий, прогулок, в свободной деятельности детей как средство переключения внимания, активизации деятельности. Они довольно легки в выполнении. Примерами применяемых нами нейроигр являются игры «Стрелка-мяч!», «Наполни колбы», «Выложи зеркально» и др.
Нейротаблицы представляют собой специальные игровые таблицы, поделенные на несколько частей, в которых расположены одинаковые объекты. Объекты могут быть абсолютно на разные темы: домашние или дикие животные, цифры или буквы, и др. В своей работе мы использовали следующие нейротаблицы: «Зонтики», «Веселые лягушки», «Радужные камни», «Цветные помпончики», и др. В заранее подготовленных нейротаблицах ребенку необходимо разложить изображения в таблице определенным способом. Ориентиром могут служить цветные кружочки, стрелочки, фигурки и т. д. Например, в нейтротаблице «Веселые лягушки» ребенку предлагается в таблице разложить лягушек по цветам и стрелочкам. Цвета в данной таблице означают цвет лягушки, а стрелочка – направление, куда она смотрит. Выбранную картинку ребенку нужно положить в соответствующее окошко.
Нейротренажеры направлены на развитие интеллекта и воздействуют через тело на мозг, задействуют и интегрируют такие системы, как: - моторная система - зрительная система - тактильная система - слуховая система - вестибулярная система. В своей практике мы использовали тренажеры: «Ладошки», «Ладонь-кулак», «Ребро-кулачок», и др. Например, в упражнении «Ладошки» детям необходимо на заранее изготовленном тренажере с изображением ладошек с определенным количеством пальцев, одновременно двумя руками пройти сверху до низу тренажера, показывая соответствующее количество пальчиков. В игре «Ребро-кулачок» ребенок показывает ладошками изображенные фигуры (круг – зажатый кулачок, прямоугольник – ребро ладошки).
Нейрогимнастика, или фитнес для ума, представляет собой комплекс физических упражнений, сочетающий в себе определенным образом подобранные дыхательные и двигательные техники, благодаря которым происходит активация различных мозговых структур. Примерами таких упражнений являются: «Топор-пила», «Восьмерка и бесконечность», «Колечки» и др.
Нейрогимнастика предполагает одновременное выполнение разных упражнений, например, в упражнении «Поезд-колеса» мы предлагаем ребенку правой рукой с зажатым кулачком имитировать движения, будто мы крутим руль при управлении поездом, а левой ладошкой гладим живот круговыми движениями в противоположном направлении. Затем меняем руки и повторяем упражнение.
Кинезиологические сказки направлены на активизацию межполушарного взаимодействия, активизацию познавательных процессов, умственное, физическое и речевое развитие детей. Перед применением данных сказок (например: «Два котенка», «Яблонька», «В лесу», и др.) мы заранее разучивали некоторые упражнения отдельно, и лишь потом применяли их. Чаще всего в таких сказках все движения мы выполняем сначала правой рукой, затем левой, затем сразу двумя.
Помимо материалов, сделанных непосредственно для нейроигр и нейроупражнений, мы в своей практике используем также игровой набор «Дары Фребеля», элементы песочной терапии, технологии В. В. Воскобовича. Например, в нейроупражнении «Ребро-ладонь», можно предложить ребенку вместо использования готовой схемы, самому с помощью «Даров Фребеля» №7,8,9,J2 выложить эту схему, а затем показать соответствующие движения ладошками.
Помимо этого, мы применяем технологии В. В. Воскобовича. На коврографе «Ларчик» выкладываем нейродорожки, с помощью фигур на липучках выполняем упражнения с нейротаблицами. Мастерим нейротренажеры, такие как «Ладошки», «Ладошка-кулачок» и др.
Также мы используем песочные столы. В выполнении нейроупражнений с использованием песка есть огромный ресурс для развития межполушарных связей. В работе с песком ребенок проявляет большую уверенность, чем при использовании карандаша и листа бумаги, ведь на песке можно все быстро исправить и переделать. На песочном столе мы рисуем сразу обеими руками нейродорожки, одновременно правой и левой рукой выкладываем из песка разные фигуры и многое другое.
Для улучшения межполушарного развития детям даются игры и упражнения на «зеркальное» отображение предметов и рисунков.
Все используемые нами инновационные технологии интегрируются между собой.
Помимо работы с детьми, нами также была проведена работа с родителями и педагогами. Для родителей проводились консультации в онлайн и оффлайн формате, разрабатывались картотеки игр и упражнений, был проведен мастер-класс «Нейроигры как эффективный метод всестороннего развития ребенка старшего дошкольного возраста», онлайн-встреча «Нейроигры - залог успешного развития ребенка дома».
Для педагогов был проведены мастер-классы «Нейроигры и игры-минутки как средство коррекции и развития интеллектуальных возможностей у старших дошкольников», «Нейропсихологические игры и упражнения в работе с детьми старшего дошкольного возраста», даны рекомендации по созданию РППС в группе, разработаны памятки, картотеки игр и упражнений.
Для отслеживания результатов эффективности использования практики в 2-х группах старшего дошкольного возраста МАДОУ д/с №42 мы использовали диагностику, направленную на выявление уровня познавательного развития детей Павлова Н. Г., Руденко Л. Г. «Экспресс-диагностика в детском саду». Данная методика позволяет выявить уровень интеллектуального развития, развития произвольности, особенностей личностной сферы.
В первичной диагностике, проведенной в октябре 2023 г., приняли участие 40 детей. Согласно результатам исследования, было выявлено, что высокий уровень развития был отмечен у 20 воспитанников (50%, у 19 детей (47.5%) был выявлен средний уровень развития познавательных процессов. Также среди детей был выявлен 1 ребенок (2.5%) с низким уровнем познавательного развития.
Итоговая диагностика была проведена в мае 2024 г., в ней приняли участие 38 детей. Высокий уровень познавательного развития был выявлен у 23 детей (60.5%, что на 10.5% выше первичных показателей, средний уровень – у 16 детей (39.5%, что на 8% ниже результатов первичной диагностики). Детей с низким уровнем познавательного развития выявлено не было. Результаты итоговой диагностики показывают увеличение числа детей с повышением интереса к занятиям, на которых используются нейроигры и упражнения, дети стали усидчивее, внимание более сконцентрировано, после использования игр уровень памяти детей повысился. В речевом развитии дети стараются проговаривать слова в ходе выполнения ритмических упражнений, что отражается на качестве разговорной речи ребенка. Мышление детей стало более свободным.
Родители все чаще обращаются с просьбами посоветовать какие-то новые нейроигры и упражнения, говорят о том, что дети увлеченно занимаются дома, что не может не радовать педагогов.
Получив положительные результаты применения практики «Умные движения» в
2023-2024 уч. г. в старших группах МАДОУ д/с №42, мы решили в 2024-2025 уч. г. внедрить данную практику во всех возрастных группах детского сада, начиная со второй младшей группы.
Таким образом, мы считаем, что данная практика помогает педагогам в игровой форме не только скорректировать развитие ребенка, имеющего некие проблемы в развитии, но и развивать положительные структурные изменения у нормально развивающихся детей, ведь игра является ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста.
Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. Несмотря на простоту и увлекательность нейропсихологический подход в развитии дошкольников является эффективным инструментом работы.
Использование практики нейроигр и нейроупражнений «Умные движения» в деятельности ДОУ считаем высокоэффективной, инновационной методикой в обучении и всестороннем развитии детей дошкольного возраста.