Дорофеева Таиса Ивановна
Мастер-класс «Учим стихи с удовольствием!»
«Учим стихи с удовольствием!»
Цель: обогащение методических знаний педагогов и освоение практических умений по использованию основных приёмов заучивания стихотворений с детьми дошкольного возраста
Ожидаемый результат: практическое усвоение разнообразных приёмов для эффективного заучивания стихотворений детьми дошкольного возраста
Публикация «Мастер-класс „Учим стихи с удовольствием!“» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
Ход мастер-класса :
Уважаемые коллеги! Представляю вам мастер-класс на тему : «Учим стихи с удовольствием».
В связи с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов традиционные подходы к развитию речи дошкольника претерпевают значительные изменения, как по форме, так и по содержанию.
Чтобы речь ребенка к концу дошкольного детства была более содержательной, достаточно точной и выразительной, следует активно проводить работу по заучиванию стихотворных текстов.
Заучивание стихов - это один из испытанных приёмов развития речи.
Нам с вами сегодня предстоит ответить на вопрос, что нужно сделать, чтобы дети учили стихи с удовольствием?
Во-первых: знать методику заучивания стихотворений.
Правила заучивания стихотворений :
1. Выбранное стихотворение должно отвечать возрастным особенностям ребенка. Поэтическое произведение должно нравиться своей музыкальностью, цветистостью образов, должно приносить эстетическое и моральное удовлетворение, вызывать желание пережить снова и снова чувства, возбуждаемые стихом, желание воссоздавать, слышать еще раз.
2. Нужно не спеша, выразительно прочитать ребенку все стихотворение от начала и до конца. Понимание содержания способствует эффективному запоминанию. Если взрослый расскажет стихотворение наизусть, то эффект будет большим. Обратите внимание на первые попытки ребенка воссоздать стихотворение : если появляются искаженные слова, авторские слова заменяются другими, или какие-то слова ребенок постоянно забывает - это свидетельствует о том, что он их не понимает. Задача взрослых - доступно их объяснить.
3. Все дети имеют свои особенности запоминания. Выделяют три основных типа: аудиалы, визуалы и кинестетики. От вида запоминания зависит выбор вспомогательных приемов запоминания.
* Для аудиала нужно по-разному эмоционально проговаривать текст (и шепотом, и громко, и как медведь, и как зайчик и т. д.).
* Для визуалов обязательным является увидеть картинку: или в книге, или нарисованную родителями. Взрослым не нужно бояться, что они не имеют художественных способностей, сам факт рисования привлекает внимание ребенка.
* Кинестетикам помогут разнообразные жесты, которые как опоры будут напоминать, о чем будет идти речь дальше в стихотворении.
Итак, коротко представим методику заучивания стихотворения :
1. Словарная работа. Перевод слов с осетинского на русский. Выразительное чтение стихотворения, сообщение о том, что дети будут учить его наизусть.
2. Беседа по содержанию стихотворения, выяснение основной мысли, словарная работа- значение всех слов должно быть понятно детям.
3. Повторное чтение стихотворения с использованием любого приё ма запоминания: по картинкам, двигательный, мнемотехника, театральный и т. д.
4. Рассказ стихотворения детьми с помощью взрослого;
Как вы думаете, почему дети плохо запоминают стихотворный текст?
Трудно запомнить то, что оставляет равнодушным, что не связано с опытом ребёнка, с личными переживаниями, интересами, потребностями. Тогда нет мотивации для запоминания, а если нет мотивации - нет результата.
Значит, заучивание должно быть для дошкольника делом весёлым, эмоциональным, и при этом содержание стихотворения - осязаемым, видимым, представляемым.
Профессионализм педагога состоит в том, чтобы пробудить у детей интерес, раскрепостить и превратить обучение в любимый вид деятельности дошкольника - ИГРУ.
Какие методы и приёмы заучивания стихов вам известны? И какие вы применяете на практике с детьми вашей группы?
Существует большое количество традиционных и нетрадиционных методов и приёмов заучивания стихов.
Сегодня мы с вами остановимся на нескольких, на наш взгляд, наиболее доступных детям дошкольного возраста.
1. Мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит налету».
Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания.
«Одуванчик» - для младшего возраста. (мнемодорожка)
Предложить педагогам тексты стихотворений, составить мнематаблицы
2. Двигательный или «учим стихи в движении».
После проведения предварительной работы, вы даёте ребёнку установку на запоминание. Затем, предлагаете ему взять большую толстую нитку и «смотать стихотворение в клубочек». Вместе с ним, ритмично, мы как бы «наматываем» строчку за строчкой на «катушку» в нашей голове. Намотали? А теперь рассказываем снова и разматываем, а потом снова наматываем. Затем мы прячем руки с клубочком за спину и «наматываем понарошку». Тут основной принцип в том, чтобы ребёнку – кинестетику (такому, которому нужно не только посмотреть, но и потрогать, мы даём необходимую для запоминания опору - подкрепляем запоминание двигательным актом.
Как вариант этого метода вы можете предложить ребёнку класть в вазу бусины, шарики. Строчка - шарик, а затем вынимать по одному и снова класть. Или нанизывать пирамидку, бусы.
Эффективным приёмом для заучивания стихов в движении является тактильная книга и приём «Расскажи стихи руками». («Жили - были зайчики»)
Тактильная книга позволяет ощутить качество разного материала, что тоже способствует обогащению чувственного опыта детей.
3. Театральный.
Особенно быстро помогают запомнить текст с диалогами и действиями различные виды театров с их атрибутикой.
Предлагаю театр на ногах (текст - диалог).
Пальчиковый театр поможет запомнить практически любое стихотворение.
Для детей 4-го года жизни интересной будет сценка, представленная в настольном театре кукол.
Дети 5-го года жизни разыграют стихи и в пальчиковом, и в кукольном театре и в лицах.
Детям 6-го года жизни можно предложить самим выбрать вид театра, включая и «Театр перед микрофоном». При этом придётся постепенно выучить стихотворение : сначала диалог персонажей, а потом и слова автора.
4. Эмоциональный или комбинированный метод,
1. Подготовительный этап. Выразительное чтение стихотворения с изображением эмоций, мимикой, жестами, движением.
2. Работа со стихотворным текстом. Подбор картинок к каждой строчке стихотворения и обозначение номера строчки.
3. Работа над эмоциональным выражением стихотворного текста
(обозначение эмоций, пауз, интонаций с повышением или понижением голоса и картинок, обозначающих темп высказывания (быстро-медленно)
Работа идёт построчно. К каждой строчке стихотворения подбирается картинный материал, эмоция и интонация.
Повторяются каждые две строчки, а затем целиком.
1. О ком говорится в стихотворении?
2. Поиграем в игру и попробуем проиллюстрировать с помощью картинок историю о ёжике. Какие картинки нам понадобятся?- построчно.
Обязательно спрашиваем, почему ребёнок выбрал именно эту картинку. Обозначаем каждую строчку цифрой.
Повторяем каждые две строчки стихотворения, целиком.
3. Нам осталось рассказать стихотворение более выразительно. В этом нам помогут смайлики. Работа по строчкам.
Послушайте первую строчку стихотворения. Какая эмоция подходит? Какое слово надо выделить интонацией? (хмурый). Что происходит с голосом в конце строчки?- повышается или понижается?
Соединим первую и вторую строчки.
Как выразить последнюю строчку? (надо поставить паузу. Как мы расскажем быстро или медленно?
А теперь выразительно расскажем стихотворение.
Желательно обучить ребёнка всем методам, чтобы в дальнейшем он мог использовать их по назначению.
Как вы считаете, мы ответили на вопрос, что нужно сделать, чтобы дети учили стихи с удовольствием?
Вывод: таким образом, базируясь на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания и используя разнообразные методы и приёмы, мы создаём благоприятные условия для того, чтобы процесс запоминания стихотворного текста стал лёгким, творческим и эффективным.