Елена Серкова
«У самовара не скучаем, разговор ведем за чаем». Сценарий совместного праздника для родителей и детей
▼ Скачать + Заказать документы
Дети входят в зал под музыку.
Ведущий:
Просим, просим, приглашаем,
Заходи, честной народ!
Вкусным чаем угощаем,
Все, кто любит крепкий чай,
Торопитесь! Не зевай!
Нам сегодня некогда скучать,
Вместе будем веселиться и играть!
Песня «Русский умелец» (М. Г. Сизых, сл. А. Званцуговой)
Вед. Сегодня у нас необычный праздник. Он будет посвящен русским народным традициям.
Публикация «„У самовара не скучаем, разговор ведем за чаем“, Сценарий совместного праздника для родителей и детей» размещена в разделах
- День самовара, 17 августа
- Самовар
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Чай, чайные листья
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» апрель 2014
Ребята, какие русские народные традиции вы знаете? (игра на русских народных инструментах, посиделки, хороводы, пение частушек, роспись посуды; Хохлома, Городец, Гжель, Жостов; игрушек: Дымка, Филимоновская, Каргопольская).
Вед. Правильно. А еще одной русской народной традицией было распитие чая. Чай – самый распространенный напиток в мире. Его пьют в разных странах. А растет он там, где лето
теплое и жаркое: в Китае, в Индии, в Азербайджане и других местах. Считается, что чай попал в Россию из Китая. Слово «чай» - китайское слово и обозначает «молодой листочек». До чая в России употребляли разные напитки: капустный и огуречный рассол, брусничную и вишневую воду, квас и кисель. Первое чаепитие в России состоялось 370 лет назад. Чай стал популярным напитком. Но так как он был дорогим, то употреблялся лишь в богатых семьях. Особенностью русского чаепития является наличие на столе самовара. Традиционные русские самовары делались в городе Тула. Их делали из серебра, меди, железа, фарфора. Форму самовару придавали самую разную. И тут фантазия умельцев не знала границ: самовары - шарики, рюмки, вазы, груши, бочонки, причудливые петухи, тюльпаны и даже паровозы. Самовары в России искусно украшались: это и фигурные ручки, ножки, краны в виде рыб, львов, петухов. На самоварах красовались надписи : «Самовар кипит - уходить не велит», «Где есть чай, там и под елью рай».
1 реб. Я родился в Туле, 3 реб. Самовар как закипит,
Тулякам за то - поклон! Всех к столу он звать велит
Долго самовар в почете Жарким чаем угощает
И в быту и на работе. От себя не отпускает!
2 реб. Знает самовар весь мир, 4 реб. Чай степенно надо пить,
То - российский сувенир. Нельзя время торопить
И везут его по свету. Все за чаем отдыхают.
Лучшего подарка нету! Дело тихо обсуждают!
Вед. А вот с чем пили чай на Руси, давайте ответим вместе с нашими командами по очереди. Кто назовет последним, тот и выиграл.
Командное соревнование «С чем пьют чай»
Вед. Молодцы, дети. Молодцы, взрослые.
Танец «Неваляшки» (Музыка 3. Левиной)
Вед. Девочки исполнили для нас танец, который немного связан с еще одной русской традицией. Вернее с русской народной игрушкой - матрешкой. Это - не простая игрушка, а игрушка с секретом. (На столе стоит большая матрешка) Была одна кукла - матрешка, а стало много. Сколько матрешек пряталось в одной? Всего 10.
Игра «Разбери - собери матрешку»
Вед. Молодцы, ребята. Попили чайку с разными сладостями, поиграли в игры. Настало время вспомнить об еще одной традиции. Еще одной исконно русской, веселой и задорной.
Реб. Если б не было воды,
Не было бы кружки.
Если б не было мальчишек,
Кто бы пел частушки?
Частушки
1. Посидеть за самоваром 2. Самовар поет, гудит
Рады все, наверняка. Только с виду он сердит.
Ярким солнечным пожаром К потолку пуска
У него горят бока. Наш красавец самовар.
3. На столе у нас пирог, 4. Лучше доктора любого
Пышки и ватрушки, Лечит скуку и тоску
Так споем же под чаек Чашка вкусного, крутого
«Чайные» частушки. Самоварного чайку
5. Подавай мне чашку чая,
Ведь люблю я русский чай!
В чае я души не чаю.
Все готово? Отвечай!
Вед. Молодцы, ребята! Какие задорные частушки вы для нас спели. Ребята, вот мы с вами все говорили о чае, о том, с чем его пьют, откуда он появился. А вот из чего его пьют, какая посуда присутствует на столе, мы ничего не сказали. Так, какая же посуда стоит на столе? (ответы детей) Хорошо. А теперь давайте дадим задание нашим командам. Каждый ребенок вместе со своей мамой берет трафарет какой - либо посуды и расписывает ее. Росписи и посуда у всех разные. Потом мы будем называть их. А пока они работают, мы отгадаем загадки. (Загадываются загадки)
Песня «Русский сувенир» (муз. и сл. Г. Михайловой)
Вед. Молодцы. А теперь посмотрим, что же нарисовали наши команды, (показывается расписной трафарет и угадывается, что это за предмет и какая это роспись,последним показывается самовар)
Современные художники видят самовары больше как объекты декоративно - прикладного искусства. И постепенно многовековой символ русского быта превращается в сувенир. А ведь, согласитесь, самоварный чай так вкусен!
Песня «Пых, пых, самовар» (Муз. А. Туренкова, сл. Н. Найдёновой)
Вед. Ой, как хорошо спели, ребята. А теперь давайте поиграем в русскую народную игру «Плетень».
Игра «Плетень» (рус. нар.)
«Танец чашек и самовара» (рус. нар. мел. «Светит месяц»)
Реб. Самовар пыхтит, искрится
Щедрый, круглый, золотой.
Озаряет наши лица
Он своею добротой.
Реб. Приходите в гости к нам,
Очень рады мы гостям!
Мы вас чаем угостим
И к нам в группу пригласим!
Вед. На этом наш праздник, посвященный самовару, чаю и другим русским традициям закончился. Приглашаем вас в группы на чаепитие.
Список используемой литературы
1. О самоваре и не только. Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений и учителей начальной школы/ Тольятти Издательство Фонда «Развития через образование», 2006, 118с.
2. Свег, Д. Я. К праздничному столу (перевод с украинского Кругловой Л. И.)/ Минск, 1994
3. Забылин М. Русский народ. Обычаи, обряды, праздники. – М. : 1999
4. Багрова Т. Г. Народные песни / Саранск. : Книжное издательство, 1997
5. Федорова Г. П. Пой, пляши, играй от души. Выпуск 1/Г. П. Федорова. - СПб. ,»Детство – Пресс». 2001
6. Играем и танцуем/ Москва «Всесоюзное издательство Советский композитор, 1984
7. Буренина А. И. Ритмическая мозаика: Программа по ритмической пластике для детей/ А. И. Буренина. Санкт – Петербург, 2000.