Кузнецов Людмила
Консультация для родителей «Трудовое воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Трудовое воспитание дошкольников
Истинное сокровище для людей — умение трудиться.
(Эзоп)
Для того чтобы человек достиг каких-либо успехов в жизни, он должен быть трудолюбивым. Умение трудиться не заложено природой, а должно воспитываться с самого раннего детства. Постепенное приучение детей к домашним обязанностям вырабатывает у них нужные навыки и умения. Такой труд становится для них необременительным, приносит радость и повышает самооценку ребёнка.
Темочки:
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Трудовое воспитание. Консультации
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Что же происходит у детей в процессе трудовой деятельности? В процессе трудовой деятельности происходит физическое и психическое развитие детей, овладение умениями и навыками (умение работать согласованно, намечать последовательность действий, производить корректировку цели). Участие в трудовой деятельности способствует общению детей со сверстниками и взрослыми, развиваются индивидуальные способности. Появляется уважение к труду и людям труда. Именно поэтому трудолюбие необходимо воспитывать с детства.
Подчеркивая неоценимое значение труда для всестороннего развития личности ребенка, предлагаю вашему вниманию, некоторые рекомендации по трудовому воспитанию в семье.
Труд в семье должен быть посильным для ребенка. Вовсе не обязательно возлагать на плечи малыша уборку всей квартиры, но попросить его обтереть пыль с подоконника вполне можно. Используйте удобный момент – интерес. Любому ребенку интересно поработать пылесосом. Много он, конечно, не наработает, а вот основные навыки получит.
Чтобы труд приносил ребёнку удовольствие, родители должны хвалить сына или дочь за достигнутые ими результаты. Похвала может быть выражена не только словами, но и организацией совместного семейного развлечения (похода в кино, парк и т. д.).
Самым оптимальным возрастом для приучения ребенка к труду считается период от 2,5 – 3 лет. В это время малыш активно осваивает окружающий мир и с огромным удовольствием подражает действиям взрослых: ребенок стремится «помыть пол», «приготовить обед», «вымыть посуду». Не стоит отказываться от помощи малыша, даже если он на данном этапе больше мешает. Пусть у каждого в семье будут распределены обязанности. Дайте малышу почувствовать себя полноценным помощником. Пусть в его обязанности будет входить уборка игрушек, полив цветов и т. д. Когда ребенок увидит, что каждый в семье выполняет свои обязанности, то он осознает свою важность, и не будет отказываться от работы.
Какую же помощь по хозяйству может оказывать дети дошкольного возраста? Диапазон достаточно широк. Кроме уборки своей комнаты, малыш может помочь маме в приготовлении к ужину, например, в сервировке стола. Ребенку вполне по силам полить комнатные растения, покормить домашних питомцев. Помните, давая поручения ребенку, необходимо доступно объяснить, что, зачем, и почему делается. Ребенок необходимо знать, зачем ему выполнять те или иные задания и какой результат должен быть достигнут. Только так у дошкольников сформируется представление о необходимости этих действий. Поэтому всегда нужно объяснять для чего мы трудимся. Например, если цветы не полить – они могут погибнуть; если мы не помоем посуду, то придется есть из грязной.
Любой труд должен быть поощрен : поблагодарите ребенка, похвалите, оцените его старания. Даже если ребенок сделал что-нибудь не так. А если он что-либо разобьет, сломает, не вздумайте ругать его, ведь ребенок хотел помочь. Труд и его результат должны сопровождаться положительными эмоциями. Постепенно у ребёнка складывается положительное отношение не только к тем видам труда, которые связаны с игрой, но и к тем, которые не так интересны, но необходимы, то есть происходит осознание важности трудовой деятельности.
Деятельность взрослых служит детям образцом для подражания. Если сами взрослые трудятся с энтузиазмом, то и ребенок будет стремиться к этому. Когда ребенок видит, что труд для взрослых – это тяжёлое бремя, то и сам будет относиться аналогично. Поэтому сами родители должны браться за любую работу с желанием, старанием и ответственностью, являясь для детей хорошим примером. Учите ребенка доводить начатую им работу до конца, не торопите и не подгоняйте малыша, умейте ждать, пока он завершит работу сам. Параллельно с трудовым воспитанием необходимо воспитывать уважение к труду взрослых, к бережному отношению его результатам. Слова и нотации, как известно, методы для ребенка малоубедительные. Он должен видеть добрый пример взрослых. Только систематическое выполнение трудовых обязанностей будет способствовать воспитанию у дошкольников организованности, ответственности, привычки к трудовому усилию, что так важно для подготовки ребенка к школе.