МААМ-картинки

Трудовая деятельность дошкольников

Татьяна Смирнова
Трудовая деятельность дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

«Радость труда – могучая воспитательная сила. В годы детства каждый ребёнок должен глубоко пережить это благородное чувство»

В. А. Сухомлинский.Почему же нужно приучать ребёнка к труду с ранних лет?

Систематически выполняя посильные трудовые поручения, ребёнок закаляет свою волю, у него воспитывается желание и умение доводить дело до конца, настойчивость, самостоятельность. Именно эти качества необходимы человеку в любом виде деятельности. Затрачивая свои силы в труде, ребёнок начинает с уважением относиться к труду других людей. Поэтому труд - мерило нравственного воспитания.

Публикация «Трудовая деятельность дошкольников» размещена в разделах

Посильный труд способствует всестороннему раннему развитию ребёнка. Труд требует от ребёнка физического напряжения и содействует повышению выносливости, укреплению детского организма.

Труд всегда связан с работой мысли, воображения. Выполняя работу, ребёнок задумывается над тем, что и как сделать, какие орудия труда и материалы использовать. Работая, ребёнок непосредственно знакомится со свойствами предметов и материалов.

Положительное эмоциональное отношение к труду закладывает основы трудолюбия – сложнейшего свойства личности. Чтобы ребёнок полюбил труд, необходимо сделать его результативным, успешным и постоянно усложняющимся.

Во время трудовой деятельности ребёнок постигает главное: всё, что окружает человека, создано трудом людей разных профессий, всё - результат труда человека.

В нашей педагогике выделяются четыре вида труда:

Самообслуживание - это труд ребенка, направленный на обслуживание им самим самого себя. У ребёнка формируется привычка заботиться о своём здоровье, о чистоте тела и одежды, появляются навыки одеваться, раздеваться, принимать пищу, также приводить одежду в порядок, появляется потребность своевременно устранять небрежность во внешнем виде. Самообслуживание превращается в форму самовоспитания в сфере физической культуры, нравственности, трудолюбия, эстетического отношения к себе и окружающим, умственного развития. Самостоятельность в самообслуживании выделяет ребёнку время для общения со взрослым, для бесед на интересующие его темы.

Хозяйственно - бытовой труд. У ребёнка складывается желание работать на общую пользу. Он учится поддерживать чистоту и порядок в помещении. Знает, как сервировать стол к завтраку, обеду и полднику, учится правильно расставлять посуду и столовые приборы. Этот труд направлен также на поддержание чистоты и порядке на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети учатся замечать любые нарушения порядка в групповой комнате и на участке, и по собственной инициативе самостоятельно устранять его. Хозяйственно - бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и связан с дежурством в группе. Это может быть дежурств по подготовке к ужину, обеду, по работе в уголке природы.

Ручной и художественный труд по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетически потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок, игрушек из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое дело до конца. Результатами своего труда дети радуют других людей, создавая для них подарки.

Труд в природе. Предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитание бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Но особенно положительно труд в природе влияет на нравственно – социальное становление личности ребенка, дает возможность увидеть красоту природы, сезонные изменения, постичь особенности цветовой гаммы растений, создавая прекрасное в детском саду из природного материала.

Как приобщить ребёнка к труду?

Воспитание трудолюбия у ребенка – это сложная и многоплановая задача. Ребенок, умеющий справляться с домашней работой, в дальнейшем будет более легко справляться и с различными жизненными трудностями. Привычка к труду делает ребенка ответственным, значимым, самостоятельным. А вот отсутствие желания и умения что-то делать по дому являются признаком инфантильности и эгоизма.

Самые частые ошибки родителей:

- Пренебрежительное отношение к труду ребенка. «Отойди, ты все испортишь» -постоянно слышит малыш. Ирония и пренебрежение отобьет охоту даже у взрослого, что же говорить о малыше;

- Стремление родителей все сделать самим. Нехватка времени и нежелание переделывать работу за ребенком приводит к тому, что родители делают все сами - даже то, что малыш в состоянии сделать сам;

- Приучение к труду силой. Не часто, но все же случается, что родители слишком требовательны к ребёнку. Они не только дают ему слишком много работы, но и заставляют его делать всё идеально. У многих детей в данной ситуации возникает вполне объяснимое отвращение к труду;

- Отсутствие желания родителей помогать. Некоторые родители считают, что малыш должен до всего доходить «своим умом». Возможно, иногда это полезно, однако в большинстве случаев ребенок лишается поддержки в виде опыта и мудрости взрослых. Это ведёт к отставанию от сверстников.

Что делать?

1. Не запрещайте ребенку помогать вам. Наоборот, выразите радость и дайте понять ребенку, что без его помощи вам не обойтись. Если вы опасаетесь, что ваша квартира сильно пострадает после такой помощи, то давайте задания сами. Можно попросить собрать игрушки, протереть пыль, полить цветы или дать другие несложные задания. Когда ребенок справится, обязательно похвалите его, даже если что-то получилось не так. Понятно, что взрослым проще и быстрее сделать все самим, но дайте ребенку возможность ощутить свою полезность.

2. Превратите домашнюю работу в игру.

Если вы не хотите напрочь отбить желание ребенка вам помогать – не заставляйте его. А просто превратите домашнюю работу в игру. Вариантов много. Можно устроить соревнование: кто быстрее соберет игрушки, кто чище вымоет тарелку и т. д. Можно приобщать к выполнению работы игрушки: мама с зайцем моет посуду, а дочка с мишкой протирают пыль. Еще вариант – придумать небольшую сказку про мытье посуды или вытирание пыли. Возможно, вы придумаете свою игру. Самое главное, чтобы ребенку было интересно.

3. Еще одно очень важное правило - доверьте ребенку выполнять определенные вещи.

Пусть у каждого в семье будут распределены обязанности. Дайте малышу почувствовать себя полноценным помощником. Пусть в его обязанности будет входить уборка игрушек, полив цветов и т. д. Когда ребенок увидит, что каждый в семье выполняет свои обязанности, то он осознает свою важность и не будет отказываться от работы.

4. Объясняйте ребёнку, что вы от него хотите.

Многие взрослые привыкли, что их понимают с полуслова. Не ждите этого от детей. Если вы тяжело вздыхаете и говорите, что вам тяжело одной все делать по дому, не ждите, что ребенок сам догадается вам помочь. Нужно четко сформулировать, какую помощь вы хотите получить от ребенка. Не ругайте ребенка, если он не понимает, что вы хотите. Попробуйте объяснить еще раз. Очень важно не повышать голос, не говорить приказным тоном, а спокойно просить ребенка о конкретной помощи. Очень хорошо, если вы предложите ребенку сделать что-то вместе. Можно предлагать ребенку выбор: «Ты будешь мыть посуду или вытирать пыль?» Чтобы ребенок понимал обязательность домашней работы, но имел право выбора.

5. Самое главное - не забываем хвалить ребенка!

Многие родители совершают ошибку, обещая за выполненную работу материальные поощрения: вымоешь посуду - куплю мороженое, польешь цветы - пойдем на аттракционы. Ребёнок быстро привыкнет к такой схеме и будет вам помогать только за определенное вознаграждение.

Надо приучать малыша к тому, что, помогая вам, он приносит пользу близким людям. Он должен испытывать гордость за то, что может самостоятельно выполнять какое-то задание. Постарайтесь малышу давать задания, которые у него лучше получаются.

6. И последнее - не забывайте, что родители всегда являются примером для детей.

Обратите внимание, с какими эмоциями, словами и настроением вы выполняете домашнюю работу. Если она вызывает у вас отвращение, раздражение, вы всем своим видом показываете, как ненавидите мыть пол или посуд, и т. д. Я сомневаюсь, что ребёнок захочет делать домашние дела, увидев, как они напрягают вас. Старайтесь всем своим видом и поведением вызвать у ребёнка желание вам помочь. Он должен понять, что это интересно.

Уважаемые родители, помните, что только труд поможет детям вырасти самостоятельными, дисциплинированными, ответственными членами нашего общества.

Успехов вам в воспитании ваших детей!

Публикации по теме:

Фотоотчет «Трудовая деятельность детей на прогулке»Фотоотчет «Трудовая деятельность детей на прогулке» Фото отчет "Трудовая деятельность детей на прогулке"Воспитание любви к труду, формирование элементарных трудовых навыков, уважения к людям.

Фотоотчет «Трудовая деятельность на прогулке с детьми второй младшей группы»Фотоотчет «Трудовая деятельность на прогулке с детьми второй младшей группы» Гуляя с малышами на прогулке в очередной погожий осенний денек мы продолжили знакомство с деревьями - березой, рябиной и многочисленными.

Фотоотчёт. Прогулка, трудовая деятельность, уборка опавших листьев на участке.Фотоотчёт. Прогулка, трудовая деятельность, уборка опавших листьев на участке. Труд в природе, часто используется, как практический метод ознакомления дошкольников с природой. Основными задачами трудовой деятельности.

Консультация для родителей «Игровая деятельность дошкольников» Игра в дошкольном возрасте - ведущая деятельность детей. Прежде всего она определяет дальнейшее развитие ребёнка, и способствует его укреплению.

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность дошкольников Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу продолжить рассказ об опытно-экспериментальной деятельности в нашей группе. На этот раз мы проводили.

Стихотворение для детей «Трудовая пятница»Стихотворение для детей «Трудовая пятница» "Трудовая пятница" Автор: Панова Ирина Сергеевна. В таз нальём водицы мыльной, Приготовим тряпицы, Полки чтоб не стали пыльными, Их протираем.

Театрализованная деятельность дошкольников. ФотоотчетТеатрализованная деятельность дошкольников. Фотоотчет Жизнь детей пронизана игрой. Именно этот вид деятельности отражает их основные интересы и переживания. Одной из разновидностей игр, которая.

Театрализованная деятельность младших дошкольниковТеатрализованная деятельность младших дошкольников Воспитательные и образовательные возможности театрализованной деятельности очень широки. Участвуя в ней, дети непосредственно знакомятся.

Трудовая деятельность детей на прогулке. ФотоотчётТрудовая деятельность детей на прогулке. Фотоотчёт Цель : учить детей оказывать посильную помощь, развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и растениями;.

Трудовая деятельность детей в рамках подготовки к акции «Покормите птиц зимой»Трудовая деятельность детей в рамках подготовки к акции «Покормите птиц зимой» Каждый год в образовательных учреждениях проходит экологическая акция «Покормите птиц зимой». Уже начиная с младшего дошкольного возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Трудовая деятельность дошкольников
Опубликовано: 26 мая 2020 в 10:12
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Трудовая деятельность дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Смирнова (УИ 832381) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД