Наталия Вахитова
Консультация для родителей «Труд — важнейшая составляющая человеческой жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
«Труд - важнейшая составляющая человеческой жизни» консультация для родителей
Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность
доставлять радость другим.»
В. А. Сухомлинский
Публикация «Консультация для родителей „Труд — важнейшая составляющая человеческой жизни“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Трудовое воспитание. Консультации
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2023
Труд - важнейшая составляющая человеческой жизни. И материальные, и культурные ценности создаются благодаря труду. Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства.
Основной целью трудового воспитания самых маленьких дошколят, с учётом их возрастных особенностей, является формирование положительного восприятия труда и умения выполнять посильные трудовые действия.
Задачи трудового воспитания в этом возрасте не столь обширны, как в старшем, но не менее важны. Ведь от того, сумеем ли привить уважение и любовь к труду малышам, зависит их отношение к важнейшей составляющей человеческой деятельности в последующем. Во второй младшей группе мы используем такие виды труда как самообслуживание, общественно – полезный труд и труд в природе.
Самообслуживание:
В самообслуживании приучаем детей правильно и аккуратно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком в игровой форме с помощью потешек, стихов «Водичка, водичка…», «Ай лады, лады…».
С помощью игр «Закатаем рукава», «Мы пришли умыться» и игровых и сюрпризных моментов «К нам пришла в гости кукла Маша и просит помочь научить мыть руки».
Эмоциональных, настраивающих на положительный результат пояснений «Сейчас мы помоем руки этим душистым мылом, и они тоже будут хорошо пахнуть, станут чистыми, а после вытрем их красивым пушистым полотенцем». Личным примером, дети очень внимательно наблюдают за действиями взрослых.
Также используем чтение стишков и потешек по теме, художественных произведений, если конечно произведение не слишком длинное.
Приучаем детей правильно пользоваться ложкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом. Формируем элементарные навыки поведения за столом. Дети уже отлично справляются со столовыми приборами, знают салфетки и умело используют по назначению.
С помощью стихов, игр, дидактического материала – карточек на тему одевания и раздевания, рассматривания иллюстраций и бесед учим детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды.
Большинство детей в группе уже самостоятельно одеваются и раздеваются. Складывают и вешают аккуратно вещи в шкаф. Некоторые дети уже сами проявляют желание и помогают детям во время одевания и раздевания. С помощью пояснений «Если вы повесите одежду каждый на свой стульчик, то она не помнётся и после сна её будет легче найти». При подготовке к дневному сну стараются аккуратно складывать на стульчик вещи.
Воспитываем навыки опрятности ежедневно после сна, туалета и приема пищи умываться, смотреть на себя в зеркало, учимся замечать и устранять непорядок в одежде при небольшой помощи взрослого.
Благодаря формированию навыков самообслуживания у детей возникают такие качества, как уверенность в себе, способность самостоятельно решать свои проблемы и быть независимым от родителей или других важных взрослых. Тем более, что уже в возрасте 3-4 года повышается активность, а стремление к самостоятельности становится основной характеристикой возраста. («Я сам! Я хочу! Я умею! Я тоже буду.») Ребенок начинает верить в свои возможности.
Общественно - полезный труд :
Дети очень активно участвуют в посильном труде и уже многое умеют и выполняют простейшие поручения.
Приучаем соблюдать чистоту и порядок в группе:
- собираем игрушки в игровой форме создавая проблемную ситуацию «Пришел зайка грустный сообщает, что от него ушли все игрушки, а в беседе выясняется, что герой не умеет складывать и ставить игрушки на место. Ребята вызываются помочь ему, научить, как это правильно делать.» после игры дети убирают на место игрушки;
- разными интересными не длинными историями обращаемся к непосредственному опыту детей: «Сегодня я нашла в раздевалке на полу носочек. Он плакал, потому что его забыли положить в шкаф. Я подняла его, положила на место и пообещала, что наши дети никогда не будут бросать свои вещи на пол».
Во второй половине учебного года мы начали формировать у детей умения, необходимые при дежурстве по столовой – дети помогают накрывать стол к завтраку: раскладывают индивидуальные салфетки, ложки, расставляют салфетницы.
Каждый день наблюдая за тем, как взрослые действуют, используя разнообразные предметы, дети повторяют за ними и тем самым учатся новому навыку. Вот, например, наблюдая за работой помощника воспитателя, дети, играя в игру «В гости к нам пришли…»
Так же проводим занятия «Игрушки любят чистоту» дети с огромным удовольствием выполняют поручения по подготовке и мытью игрушек. У детей развивается интерес к трудовой деятельности и желание помогать.
Активизируется словарный запас: дети называют игрушку, проговаривают каждый этап работы. Дети бережно относятся к результатам труда. При мытье игрушек используем полиэтиленовые фартуки, целлюлозные тряпки, теплая вода, тазы и сами игрушки.
Труд в природе :
Труд детей в природе создает благоприятные условия для физического развития, укрепляет нервную систему, в этом труде, как ни в каком другом сочетается умственные и волевые усилия, эстетическое воспитание.
Дети во второй младшей группе занимаются посильным трудом : осенью дети собирали сухие листья в игровой форме «Осенний букет» тем самым очищали участок и получили положительные и эмоции, развивали эстетическое восприятие и творчество. Нагружали ведерки и кузова грузовиков листвой и отвозили в кучу листвы. Использовали игрушечные грабельки, лопатки, ведерки и машинки.
В зимнее время мы с детьми активно участвовали с помощью инструмента в чистке дорожек от снега. В игровой форме «Построим горку», сгребали снег в кучу. Дети после положительного результата очень радовались и сами использовали горку для развлечения. Собирали снег для кустарников объясняли детям, что деревьям и кустарникам будет хорошо спать под снегом, а на расчищенной площадке удобно играть. С интересом, с помощью воспитателя, кормили птиц, всю зиму поддерживали интерес: есть ли в кормушке корм, нужно ли еще подсыпать?
Уже сейчас с удовольствием сами предлагают свою помощь по сбору мусора на участке. Продолжаем формировать чувство радости и удовлетворения от произведённых трудовых действий.
Посадили с детьми семена настурции.
«Посадка семян» разбили его на 3 этапа. Сообщать детям будем результат по мере его приближения.
1 этап: перед посадкой: «Сегодня мы посадим семена цветов, польём, она вырастет с зеленой листвой и красивыми цветами». Показываем, как нужно присыпать семена землей и тщательно полить водой из лейки. Показываем, как лучше держать лейку, каким образом перемещать ее.
2 этап: после появления зеленых листьев: «Вот какие зеленые листочки выросли». В течение всего сезона будем наблюдать за ростом и развитием рассады.
3 этап: посадка в клумбу. «А сейчас мы пересадим цветы в клумбу на участке и будем ухаживать за ними, цветы будут радовать нас своей красотой». Таким образом дети увидят пользу своего труда, и повторят информацию о развитии и росте цветов.
Уважение к труду взрослых :
Формируем положительное отношение к труду взрослых. Рассказываем детям о понятных им профессиях, расширяем и обогащаем представления о трудовых действиях и результатах труда, воспитываем уважение к людям знакомых профессий, побуждаем оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда :
Провели знакомство с профессией «Музыкальный руководитель» Педагог рассказала о музыкальном инструменте – пианино.
Закрепили знания о музыкальных инструментах – ложки, барабан, колокольчики. Чему нас учит музыкальный работник – играть колокольчиком, ложками, петь песенки, танцевать в хороводе, играм. Мы уже с вами дети умеем петь, плясать и играть на ложках и колокольчиках. С помощью беседы развиваем интерес детей к музыкальной деятельности; формируем представления о профессиях, связанных с музыкой; приобщаем детей к миру взрослых людей, прививаем любовь к музыке, творчеству.
Познакомились ближе с профессией «Помощник воспитателя» проводили беседы «Чем занимается помощник воспитателя?» сформировали представления о видах деятельности помощника воспитателя о предметах деятельности. Проводили наблюдения за трудом помощника воспитателя: сервировка стола, мытье посуды, смена постельного белья, уборка группы. Оказывали посильную помощь - развешивали индивидуальные полотенца, сервировали стол. Играли в сюжетно – ролевые игры В гости к нам пришли…», «Сервировка стола», «Уборка». Обогатили словарный запас, закрепили понимание о значимости профессии «Помощник воспитателя» и уважение к труду взрослых. Материалы и оборудование для игр: детская посуда, скатерть, различные хлебобулочные изделия, фартуки.
Познакомились с профессией «Врач». С помощью сюжетно-ролевой игры «На приеме у врача», беседы о профессии, рассматривание картинок, отгадывание загадок дети обогатили знания о труде врача, получили представление о необходимости этой профессии. При ознакомлении у детей развивается познавательный интерес, речь, внимание, уважительное отношение к труду врача, сочувствие, понимание к больным, готовность лечиться самим, преодолеть страх по отношению к врачу, медицинским инструментам. Во время игры в уголке «Кабинет врача» используем халаты, повязки на голову, градусник, шприц, фонендоскоп, чемоданчик для инструментов.
Познакомились с профессией «Парикмахер». В беседе, с помощью сюжетно-ролевых игр «парикмахерская», отгадывания загадок на тему «Парикмахер», и иллюстрированных картинок по теме дети узнали о пользе этой профессии, орудиях труда, о творческой составляющей этой профессии. Пополнили словарный запас и теперь дети активно используют в речи. Используем атрибуты уголка «Парикмахерская» : инструменты для парикмахера, пеньюары, фартуки.
Хотелось бы уделить внимание на то, что хвалить детей необходимо за каждое малое достижение, и даже в случае неудачи нужно найти положительное: «Сегодня ты старался застегнуть пуговицы, и у тебя почти получилось! Мы с тобой немножко потренируемся, и скоро ты сможешь застегнуть их все! Зато рубашку ты сам надел, молодец!» Поощряя ребёнка, мы закрепляем в его памяти, что труд связан с успехом. Это формирует у детей положительное отношение к труду в общем и вызывает желание выполнять трудовые действия в дальнейшем.
С малых лет приучать детей к посильному труду, воспитывать уважение к работающим специалистам, желание расти, помогая ближним. Поэтому все усилия следует обратить на формирование у детей понятия: труд важен и необходим, а трудиться — полезно и увлекательно. Получив в раннем детстве такую жизненную установку, ребёнок сумеет стойко преодолеть временные невзгоды, с лёгкостью будет учиться в школе и найдёт своё место в жизни.