Сливницина Елена
Теневой театр для детей 3–4 года
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ ТЕНЕВОГО ТЕАТРА
В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ 3 - 4 ЛЕТ.
Сливницина Е. С.,
воспитатель, МБДОУ города Кургана
«Детский сад комбинированного вида № 1»
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, т. к. игра — ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. В своей работе я активно использую театрализованную деятельность.
Публикация «Теневой театр для детей 3–4 года» размещена в разделах
- Младшая группа
- Театр теней своими руками
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2020
Театр способствует творческому развитию детей, формирует навыки взаимодействовать коллективно, дети пробуют свои силы в исполнение сюжета, например «Колобок».
Большое внимание уделяю театру теней. Теневой театр – особый вид театра известный с древних времен. Первые упоминания о нем встречаются в хронике китайского писателя – историка Гань Бао. Помимо китайского театра теней, издавна известны теневые театры Индонезии, Турции.
Классический теневой театр является камерным видом исскуства. Для него характерны относительно маленький экран, применение в основном плоских или полуобъемных кукол-фигур, использование простого белого цвета. Такой теневой театр есть практически в каждом детском саду. Он прост в управлении и доступен детям дошкольного возраста.
Детский теневой театр является не просто разновидностью игры для ребенка – это дополнительный способ его развития. Игры с тенью стимулируют фантазию ребенка, развивают его воображение.
Один из вариантов теневого театра – показ на экране силуэтов различных животных с помощью рук. Самое трудное – не только сделать фигурку с помощью пальцев, но и суметь правильно отразить тень на экране, а также производить движения пальцами, чтобы заставить фигурку двигаться и разговаривать.
Как организовать теневой театр в группе детского сада? Главное иметь желание! Несомненна, и роль родителей здесь очень важна. Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Главная идея взаимодействия между родителями и дошкольным учреждением в том, что родители несут ответственность за воспитание детей, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Именно поэтому необходимо привлекать родителей к совместным идеям и проектам. Из опыта моей работы, родители с большим удовольствием идут на встречу педагогу. В создании нашего театра теней родители принимали самое непосредственное участие.
Все необходимое для показа подготовить несложно. Экран сделали из картонной коробки большого размера, прикрепили белую простынь, нужного размера. Лампу, я покупала на прищепке, она очень практична, но лампу может заменить и обычный фонарик, главное, чтобы свет располагался между актером и экраном, для этого лампу прикрепляют сверху, и направляют на экран.
Родителей привлекла к совместной деятельности для создания театра в группе, где они совместно с детьми сделали куклы - силуэты на палочках.
Теневой театр создает семейные традиции и тёплые отношения с родителями. Конечно, при условии, что они участвуют в спектакле ребенка, а не сидят в смартфоне перед включенным телевизором в комнате с включенным светом, пока ваш ребенок в углу пытается понять, зачем ему играть в картонку на палочке. Теневой театр - это как настольная игра, с виду какие-то картонки и бумажки, но если освоить, то там внутри целый мир и масса впечатлений и переживаний.
При знакомстве детей с оборудованием теневого театра, читаю детям сказки, рассматриваем иллюстраций к сказкам, беседуем с детьми об истории теневого театра, о театральных профессиях (актер, кукловод, режиссер, светооператор, художник). Беседуем с детьми о правилах поведения в театре.
Знакомлю детей с различными видами театра (кукольным, настольным, пальчиковым, театром теней, театром на фланелеграфе).
Играем в дидактические игры «Посчитай тени», «Найди тень больше, меньше», «Найди тень уже, шире», «Найди похожую тень», прослушиваем музыку к сказкам, играем на музыкальных инструментах во время постановок сказок. Рисуем по сказкам. Провожу с детьми беседу: «Есть ли тень в пасмурный день», «Есть ли зимой тень».
Театр теней – это удивительный и зрелищный вид театрального искусства, который позволяет развивать точные, дифференцированные и согласованные движения пальцев и кистей рук, вызывает и поддерживает у малыша интерес к выполнению упражнений по развитию моторики, позволяет ему более продолжительное время концентрировать внимание, быть усидчивым и активным.
Увиденное и пережитое в театре расширяет кругозор детей, создает обстановку, требующую от ребят вступать в беседу, все это способствует развитию творческой личности, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме, развивает творчество, фантазию, мелкую моторику, мышление, память, речь.
Дети очень любят теневой театр и быстро начинают придумывать свои спектакли. Стоит вам один раз провести теневой театр, и он будет помогать вам все время.
Теневой театр я использую в своей работе как:
сюрпризный момент на занятии
развлечение
Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению.
Использование теневого театра в работе с дошкольниками обогащает их жизнь и вводит в удивительный сказочный мир теней.
Теневой театр положительно влияет на процесс обучения, способствует воспитанию и развитию дошкольников. Этот вид деятельности требует от детей внимательности, сообразительности, быстрой реакции, организованности, умения действовать по определённому образу.
Любовь к теневому театру становится ярким воспоминанием детства, ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире.
В современных условиях только от педагогов зависит «быть» теневому театру в жизни ребенка или «не быть». Ведь только взрослые могут доставить детям огромную радость приобщения к театральному искусству.
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ:
Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» .
Интернет-источник: www/mir-teatra.org Театр теней.