Елена Рябченко
Консультация «Темперамент — основа поведения ребёнка»
▼ Скачать
Темперамент – основа поведения ребенка.
Слайд 1.
Почему одни дети с рождения очень спокойные, другие гиперактивные. Родители только удивляются «И в кого он такой тюфяк?» или «Вот чертенок, ни минуты покоя!», а причина таких отличий в темпераменте. Считается, что темперамент – это врожденный тип личности, обусловленный генетикой нервной системы. Дети не могут контролировать свое поведение, так как не они управляют темпераментом, а темперамент управляет ими. Изменить темперамент ребенка невозможно, можно только немножко подкорректировать.
Публикация «Консультация „Темперамент — основа поведения ребёнка“» размещена в разделах
Слайд 2.
Темперамент – индивидуальная психическая особенность человека, которая характеризует психологическую и эмоциональную сторону деятельности и поведения. Все свойства темперамента наиболее устойчивы по сравнению с другими психологическими особенностями.
Темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера и поведения человека, иногда определяет его поступки, его индивидуальность, поэтому полностью отделить темперамент от личности нельзя.
Свойства темперамента в основном биологически обусловлены и являются врожденными.
Основными компонентами темперамента являются :
- общая психологическая активность.
- моторика, движения.
- эмоциональность.
Слайд 3.
Условно выделяют четыре основных типа темперамента : меланхолик, холерик, сангвиник и флегматик. В основном в личности преобладают признаки одного из типов, но наслаиваются черты других типов темперамента, и очень редко встречается чистый темперамент одного вида. Определить какой у ребенка темперамент можно примерно с 3-4 лет и уже более явно он проявляется в возрасте 5-6 лет. Знать темперамент ребенка нужно для того, чтобы избежать возможных ошибок в воспитании и направить развитие малыша в нужное русло. Игнорирование темперамента ребенка может привести к отчуждению и замкнутости ребенка.
Для родителей очень важно знать, какой тип темперамента у их малыша. Это раскроет все особенности характера ребенка и поможет в понимании его поступков. Вам станет понятно, почему ваш малыш часами застегивает кофточку, а соседский мальчик ни минуты не сидит спокойно.
Зная тип ребенка можно подкорректировать увлечения и воспитание ребенка.
Слайд 4.
Холерик
Эмоциональный, вспыльчивый, самоуверенный. Ребенок – стихийное бедствие. Очень гиперактивный. Он не минуты не сидит на месте. Про таких говорят – фигаро там, фигаро здесь. Его шалости бесчисленны. Любит быть в центре внимания. Игрушки всегда раскиданы по всей комнате. Речь быстрая, громкая, с проглатыванием окончаний и очень эмоциональная. В компании всегда лидер и командир. Решения принимает быстро. Его невозможно рано уложить спать. Очень подвижен, неусидчив, непредсказуем, непоседа и спорщик. Холерик бесстрашен и настойчив. Вокруг него всегда риск и приключения. Может быть задирой и хулиганом.
Холерик: Буратино, Алекс (Мадагаскар, Тигра, Карлосон, Бабки Ежки, Обезьяна (38 попугаев, Нюша.
Слайд 5.
Рекомендации:
- исключить из обстановки все, что возбуждает (громкую музыку, громкие разговоры, игры с шумными детьми, большие компании)
- соблюдать установленный режим.
- укреплять процессы торможения спокойными играми и занятиями.
- разговаривать с таким ребёнком (да и между собой) надо тихо, спокойно. Тон взрослого при этом должен быть требовательным, без лишних уговоров.
- не злоупотребляйте просмотром телевизора.
- очень важно замечать и поощрять всякое проявление сдержанности «Как хорошо ты сегодня играл – тихо, спокойно».
- Направить эту бурную энергию в нужное русло, например активный вид спорта.
Холерику сложно усидеть дома, должен быть простор для игр. Не раздражайтесь, если ваш холерик не может усидеть за рисованием или ручными подделками. Найдите способ поощрять его усидчивость.
-Чтобы он научился контролировать себя в обществе, вместе анализируйте его конфликтные ситуации, рассматривайте, где бы он мог поступить другим образом и какие могли бы быть последствия.
- Научите его выплескивать гнев на подушку или грушу. Объясните ему, что все взрослые могут контролировать свои эмоции.
- Холерика нельзя ругать при посторонних людях, в случае с холериком это как бросить масло в огонь. Помните, холерик заложник своего бурного характера, помогите ему обуздать свою энергию.
Слайд 6.
Сангвиник
Живой, сильный, жизнерадостный, ребенок-солнце. Всегда в хорошем настроении, активен, любознателен, оптимистичен и уверен в себе. С таким ребенком легко и интересно. Он быстро забывает обиды и прощает обидчика. Его речь быстрая, с подвижной мимикой и жестами. Он быстро засыпает и просыпается с улыбкой и в хорошем настроении. От слез и капризов его легко отвлечь. Легко находит общий язык с людьми, обладает чувством юмора. Принимает и понимает людей такими, какие они есть. Со всеми в хороших отношениях, часто неосознанно становится лидером компании. Если занятие не интересно, то быстро теряет к нему интерес и не доделывает до конца.
Сангвиник: Мальвина, Марти, Забава, Ванька, Вини Пух, Крош.
Слайд 7.
Рекомендации
- Сангвиникам так же необходим подвижный вид спорта, но охотно они будут заниматься, только если спорт их заинтересует, а тренер вызывает симпатию.
- С сангвиниками можно быть в меру требовательным к выполнению заданий до конца.
- Сангвиники часто меняют свои увлечения, особенно если натыкаются на неинтересные мелочи. Помогите преодолеть эти мелочи, и сангвиник с новыми силами продолжит занятие.
- Важно поощрять усидчивость, целеустремленность и результативность. Если ваш ребенок – сангвиник, пусть вас не раздражает его непостоянность и неумение доводить начатое дело до конца. Помогите ему подкорректировать его характер, и он станет успешным и общительным.
- надо помочь такому ребёнку научиться делать все аккуратно, например: сложить одежду, игрушки. Если задание сделано плохо, предложить тут же переделать.
- контроль за его поступками, действиями должен быть систематический, требования – строгие и постоянные.
Слайд 8.
Флегматик
Медлительный, спокойный, обстоятельный и последовательный. Не любит шум и гам. С детства аккуратист. Может часами собирать пазлы или рисовать. Вывести из себя может, если кто-то сбивает его распорядок и берет его вещи. Не стремится к лидерству, не обижается, но если с кем-то ссорится, то может прекратить дружбу навсегда. Его сложно вывести из себя, он миролюбив и не любит риск. Его речь нетороплива, с паузами, без мимики и жестов. Редко раздражается и старается жить по своим правилам и установкам. Соблюдает режим дня и свои правила. Любит постоянство. Может нарочно медленно одеваться, чтобы родитель вышел из себя и быстренько одел его сам. Сложно дается выбор, будет долго смотреть весь ассортимент, взвешивать, но в итоге попросит выбрать за него.
Флегматик: Глория, Сова, Емеля, Полкан, Удав (38 попугаев, Багира, Черапаха Тортилла, Копатыч, Ёжик
Слайд 9.
Рекомендации
- Если ваш ребенок флегматик, и вы куда-то собираетесь, то начните это делать раньше. Криками и скандалами вы только затормозите процесс.
- Не делайте за него его работу, а то он вообще перестанет ее делать.
- Нельзя флегматика обзывать лентяем и тюфяком, ругать за медлительность или нерасторопность, у ребенка может выработаться страх перед действием и он будет себя чувствовать неполноценным.
- Развивайте любознательность флегматика и заряжайте его положительными эмоциями. Смотрите мультики, ходите в зоопарк и цирк.
- Для развития подвижности и ловкости отдайте флегматика в спортивную секцию.
- Помогите флегматику развивать свое мнение по поводу просмотренного фильма или мультика или по поводу окружающих людей и их поступков. Иначе он будет думать как все, и подстраиваться под поведение друзей.
Слайд 10.
Меланхолик.
Чувствительные, обидчивые, неуверенные в себе и несамостоятельные. Даже незначительное повышение голоса может довести его до слез. Такие дети плаксы и трусишки. Речь тихая, но с интонациями. Меланхолик добр и отзывчив, у него сильно развитая интуиция. Они теряются в незнакомой обстановке и не способны постоять за себя. Они молчаливы, говорят редко и тихо, легко подчиняются людям. Не любят ходить в садик или в школу. Они быстро устают и опускают руки. Но у меланхоликов, очень богатый внутренний мир. Они мечтатели, фантазеры, но в тоже время рассудительные. У них мало друзей, как правило, это один или два человека, с которыми они могут быть полностью откровенны. Меланхолики любят одиночество.
Меланхолик: Пьеро, Мелман, ослик ИА, Принцесса Несмеяна, Водяной, Бараш
Слайд 11.
Рекомендации
- Упрекая меланхоликов в лени и пассивности, вы только еще больше усугубляете его неуверенность в себе и развиваете комплекс неполноценности.
- Помогите меланхолику включаться в игры детей, научите его знакомиться и общаться с ними. Репетируйте знакомство с детьми. Внушите ему, что у каждого бывают неудачи и трудности.
- Поддерживайте его, хвалите как можно чаще, а в неудачах ищите положительные моменты. Говорите, что верите в него, что у него все получится, вспоминайте прошлые успехи.
- Спокойно разбирайте его неудачи, и вместе планируйте, как будете действовать в следующий раз. Постарайтесь стать для него близким человеком, с которым он может поделиться всеми своими секретами и чувствами. Слушайте его мысли, учите отстаивать свое мнение и не давите на него.
- важно приобщать его к самостоятельности. Слишком большая опека сделает его еще больше неуверенным в себе, ему, наоборот. Надо помочь преодолеть робость.
- говорить с таким ребёнком необходимо мягко, но уверенно, организуя его общительность со взрослыми, а затем и с детьми.
Большая ошибка думать, что есть положительные типы темперамента ребенка, а есть не очень, например, сангвиник это хороший темперамент, а холерик плохой. Плохих и хороших темпераментов не бывает. В каждом типе существуют положительные и отрицательные качества.
Идеально, если темперамент ребенка и родителей совпадает, но если нет, ни в коем случае не ломайте ребенка, а попытайтесь учесть все особенности и развивать согласно его темперамента. Помогите своему ребенку сохранить свою индивидуальность и пользоваться ее преимуществами. Ваш ребенок личность и с его темпераментом надо считаться.
Слайд 12.
А сейчас предлагаю вам провести несложный тест.
Начертите на листе горизонтальную ось и напишите у левого ее конца слово «замкнутость», а у правого слово «общительность»; поставьте в центр нулевую точку и отметьте на оси место, которое ребенок, по Вашему мнению, занимает (с учетом того, что у левого конца оси находятся дети действительно замкнутые, а у правого - очень открытые и общительные, а центр — это статистическая норма).
Затем проведите через центр горизонтальной оси вертикальную линию. Напишите у нижнего ее конца слова «эмоциональная стабильность», а у верхнего слово «невротизм» и поставьте на этой оси точку, соответствующую Вашим представлениям о душевном спокойствии ребенка (с учетом того, что внизу находятся спокойные, эмоционально устойчивые, а вверху — дети с повышенной нервозностью и неустойчивыми эмоциями). Теперь осталось провести перпендикуляры от точек на осях до их пересечения и определить, к какому типу относится Ваш ребенок. Точка пересечения перпендикуляров, оказавшаяся в левом верхнем секторе, свидетельствует о холерическом темпераменте; ее попадание в правый верхний сектор — о меланхолическом; если она оказалась в левом нижнем секторе — это говорит о флегматическом типе; а в правом нижнем — о сангвиническом.
Старайтесь оценить ребенка не по состоянию в данный момент, а в целом с момента его рождения. Данное определение достаточно схематично и приближенно определяет тип темперамента.
Слайд 13.
Общие правила воспитания: Кроме того, можно выделить и общие правила, которые необходимо учитывать при взаимодействии со всеми детьми, вне зависимости от типа их темперамента, особенно если тип темперамента у родителя и у ребенка отличается, и ребенок вечно ведет себя «не так» :
Не подавлять ребенка, а управлять его темпераментом. Учитывать не только минусы, но и плюсы типа темперамента ребенка.
Не раздражаться оттого, что ребенок «не такой», не ругать ребенка за его темперамент. Стараться все-таки научить ребенка тому, чего ему не хватает.
Слайд 14.
Подведем итоги
• Темперамент — это врожденное качество, не пытайтесь с ним бороться. Попытайтесь понять его и учесть при выборе занятий для ребенка.
• Не бывает «плохих» темпераментов. Грубость, агрессивность, эгоизм, низкий уровень культуры — это результат плохого воспитания.
• Выбирайте занятия согласно склонностям ребенка, его поведению. Учитывайте силу и скорость реакций ребенка, устойчивость и смену эмоций, активность и утомляемость, потребность в общении.
• Родители должны не только расширять кругозор малыша, но и развивать его способности, расширяя представления о различных видах деятельности. Важно предложить ребенку те занятия, которые подходят ему по темпераменту, по возможностям. Такие занятия сформируют у него интересы, склонности, помогут преодолеть неуверенность и страх
Слайд 15.
Литература по теме:
1. Ольга Шелопухо. Какой у вас ребенок?
2. Флоренс Литтауэр. Код личности вашего ребенка. Обращаем недостатки в достоинства.
3. Ю. Б. Гиппенрейтер. У нас разные характеры. Как быть?
4. Евгения Белонощенко. Рожденные с характером.
5. Е. Н. Корнеева. Почему они такие разные?