Папки-передвижки

«Театр Рассказа для самых маленьких». Инновационная методика работы с детьми раннего возраста с тяжелыми нарушениями речи (1 фото)

Наталья Олейникова
«Театр Рассказа для самых маленьких». Инновационная методика работы с детьми раннего возраста с тяжелыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы

Инновационная методика работы с детьми раннего возраста с тяжелыми нарушениями речи

«Театр Рассказа для самых маленьких». Инновационная методика работы с детьми раннего возраста с тяжелыми нарушениями речи

На сегодняшний день, в век когда активно развиваются технологи, ритм жизни ускоряется, а здоровье новорожденных детей оставляет желать лучшего, остро стоит проблема речевого развития детей. Разработано большое количество методик направленных на развитие речи детей с 3-х, 4-х, 5-ти лет, но к сожалению в этом возрасте уже многое упущено. Наиболее целесообразно начинать работу по диагностике речевых нарушений и развитию активной речи на более раннем этапе развития ребенка.

Публикация «„Театр Рассказа для самых маленьких“, Инновационная методика работы с детьми раннего возраста с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах

Известно, что именно в раннем возрасте (до 3-4 лет) наилучшим образом развиваются многие психические функции. Тема раннего развития детей была и остаётся очень популярной и требует самого серьёзного отношения. Время диктует свои условия.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО):

«речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Поэтому чем раньше начать занятия с ребёнком, тем больших успехов можно добиться в работе. Особенно пристальное внимание требуется в случае, если ребёнок отстаёт в речевом развитии.

В раннем возрасте различные нарушения развития по своим внешним проявлениям ещё не дифференцированы, часто имеют схожие проявления. Но нарушение развития речи в той или иной степени сопровождают любой дефект. Организация наблюдения за ребёнком и коррекционные занятия по нашей методики «Театр рассказа для самых маленьких» помогут дифференцировать нарушения речи от других нарушений (задержка психического развития, олигофрения, нарушение слуха, аутизм) поставить более точный диагноз.

При проведении систематических занятий по нашей методике часть детей, имеющих сходные речевые нарушения в раннем и младшем дошкольном возрасте, могут полностью преодолеть свой речевой дефект, догнать по уровню развития сверстников, а в будущем успешно обучаться в массовой школе. Другая часть детей даже в ходе систематических занятий по данной методике оказывается неспособна полностью преодолеть свою речевую недостаточность, в школьном возрасте у них возникают проблемы с овладением письменной речи (дисграфия, дислексия) в первом случае можно говорить о задержке речевого развития (ЗРР, а во втором - об общем недоразвитии речи. (ОНР).

Основная цель предлагаемой методики стимуляция речевой активности, расширение пассивного словаря и раннее выявление и компенсация тех проблем, которые создают трудности в речевом развитии ребёнка, развитие психических функций.

Образовательная задача - формирование целостной картины мира об окружающей действительности. Основные темы, используемые в сказках – быт человека животные, птицы, растения, сезонные изменения и погода. Организация развивающей среды в группе построена так, чтобы закреплять формируемые представления детей (внесение предметных игрушек, картинного материала, моделирование сказки в театральном уголке и внесение костюмов в уголок ряжения).

Здоровье сберегающая задача состоит в том, чтобы подбираемый литературный материал (сказки) соответствовал возрастным психологический возможностям детей 2-3 лет и тем самым мы сохраняем психическое здоровье детей (содержание материала соответствует детскому опыту; контроль длительности сказки, частая смена видов деятельности).

Физическое развитие осуществляется через формирование начальных представлений о здоровом образе жизни, развитие физических качеств, накопление и обогащение двигательного опыта, через показ и имитацию действиям героев сказки.

Складывается социальная ситуация развития, характерная для раннего детства может быть обозначена формулой: «ребёнок-предмет-взрослый» Ребёнку всё хочется потрогать, повертеть в руках, он постоянно обращается с просьбой к взрослому с требованием внимания и предложением играть вместе. Разворачивается совершенно новая форма общения – ситуативно-деловое общение, которое представляет с собой практическое, деловое сотрудничество по поводу действий с предметами и составляет основу взаимодействия ребёнка со взрослым впредь до 3 лет. Контакт становится опосредованным предметом и действием с ним. Средства общения – это привлечение внимания к предмету, обмен игрушками, обучение использованию предметов по назначению, совместные игры.

Взрослый для ребёнка раннего возраста – это, прежде всего, соучастник предметной деятельности и игры. Со стороны взрослого важны внимательность и доброжелательность к партнёру. Кроме того, он выступает как образец для подражания, как человек, оценивающий знания и умения ребёнка и эмоционально поддерживающий его, подкрепляющий успехи и достижения.

В течение 4 лет работая в диагностической группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи на базе ГДОУ № 35, была апробирована и внедрена методика «Театра Рассказа для самых маленьких».

Работа с детьми проводится в несколько этапов.

Каждой занятие включает в себя сказку, которая посвящена определённой теме, направленной на изучение свойств предметов, на усвоение бытовых навыков, на социальное развитие и адаптацию ребенка.

Работа со сказкой включает в себя несколько этапов:

1. Подготовительный этап. Включает в себя пальчиковые игры или двигательную гимнастику, проговаривание стихов и чистоговорок, знакомство с героями сказки, перед прослушиванием.

2. Этап просмотра сказки. Педагог рассказывает сказку с использованием настольного театра. В процессе просмотра сказки у детей формируются навыки концентрации внимания, произвольного запоминания, расширение пассивного словарного запаса и формирование дидактических понятий не в отрыве от жизни, а в сюжете представленной сказки, что имеет важное значение для процесса осознавания и дальнейшего использования полученных знаний в реальной жизни ребенка.

3. Этап стимулирования активной речи. На данном этапе каждому ребенку предоставляется возможность стать активным участником процесса. На начальных этапах с помощью педагога, ребенок пытается пересказать сказку, на основе подражания взрослому, так как у него это получается. Как правило дети с удовольствием и энтузиазмом готовы играть в новые игрушки в новых обстоятельствах. Задача педагога заключается в том, чтобы эта игра носила развивающий характер, а именно направить ребенка на целенаправленное воспроизведение сюжета, побудить воспроизвести запомнившиеся действия и восстановить "выпавшие" из памяти ребенка сюжеты. Но основная задача это пробудить экспрессивную речь, что достигается за счет вовлеченности ребенка в процесс игры и непосредственного желания озвучить происходящее в сюжете сказки. Затем закрепление сказки проводится воспитателями в группе (в организации продуктивной деятельности (лепке и рисовании, организации игровой деятельности, в рассказывании, услышанной сказки). Рекомендовано, для усиления результата каждую сказку рассказывать дома с родителями.

4. Этап творческого развития. Проведение детских спектаклей по сказкам. К концу года детям вместе с родителями предлагается участие в детских спектаклях по изученным сказкам.

Таким образом, данная методика является многофункциональной и направленной на всестороннее развитие ребенка. Она является более естественной для данного возраста, так как ребенок не вырывается из жизненной среды и все дидактические понятия и социальные навыки усваивает в контексте с его детским мироощущением. По данным проведенного исследования за 2008-2013 год на базе ГДОУ № 35 к концу года результаты работы по данной методике показали, что результативность работы повышается с 50% до 70% и коррекция нарушений речевого развития детей проходит быстрее по сравнению с периодом работы (2006-2008гг, когда эта методика не использовалась в работе. Благодаря этой методике, с помощью которой удалось естественно вызывать речь у детей, сначала через действия с предметами и появления звукоподражания, а после появления слов и фразы. Проведенная работа повлияла так же на развитие интеллекта, развитие любознательности, качественные различия выявлены и по конфликтности в группе (количество конфликтных ситуаций в группе между детьми, способствовала лучшему установлению контактов с родителями, которые могли само увидеть и оценить результат развития ребёнка без помощи педагога.

Публикации по теме:

Предметно-развивающая среда в группе «Непоседы»Предметно-развивающая среда в группе «Непоседы» .

Работы детей средней группы (рисование, аппликация)Работы детей средней группы (рисование, аппликация) Нашему детскому саду более 30 лет. В этом году, в июне, нас обещают закрыть на капитальный ремонт. Я решила, пока есть время, спокойно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Театр Рассказа для самых маленьких». Инновационная методика работы с детьми раннего возраста с тяжелыми нарушениями речи
Опубликовано: 8 ноября 2014 в 13:20
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Театр Рассказа для самых маленьких». Инновационная методика работы с детьми раннего возраста с тяжелыми нарушениями речи» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Олейникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД