МААМ-картинки

Танцевальная терапия как метод психокоррекции

ващенко светлана
Танцевальная терапия как метод психокоррекции
▼ Скачать + Заказать документы

Выступление на МО педагогов-психологов по теме :

«Впусти движение в себя или танцевальная терапия как метод психокоррекции».

Танцевальная двигательная терапия (танцетерапия) берет свое начало в танцевальном искусстве. Танцетерапия – это вид психотерапии, при котором во время движения (танца) происходит интеграция эмоционального и физического аспектов жизни человека.

Публикация «Танцевальная терапия как метод психокоррекции» размещена в разделах

В ее основе лежит связь между психикой и телом, ведь движение и эмоция взаимосвязаны. И во время танца мы можем их выразить и пережить. В процессе танцетерапии появляется возможность снять напряжение, усталость, улучшаются: равновесие, координация, развивается пластика, грация, чувство ритма, способность импровизировать, умение согласовывать услышанное с движениями тела.

Сегодня танцевальная терапия один из популярных методов терапии для детей, которая помогает корректировать и улучшать психическое, умственное и физическое развитие.

Маленькие дети владеют естественной грацией и свободой тела. Чем младше ребенок, тем больше свободы и легкости. Изначально, почти всю информацию об окружающем мире ребенок получает через телесные ощущения, поэтому на разных участках тела имеются зоны, «запоминающие» на всю жизнь положительные и отрицательные отпечатки его общения с миром.

Не зря считается, что память тела — самая крепкая. Поэтому очень важно при развитии ребенка постараться оставить на его теле как можно меньше негативных «отпечатков», напряжений и зажимов, образующихся в результате переживаний и эмоциональных проблем.

Если вы обратите внимание на слайд, то

Мы знаем, что игра ведущий вид деятельности. Одной из составляющих танцетерапии является танцевальная игра. Любое упражнение на занятиях можно преподнести в форме игры.

В играх детям предоставляется возможность примерить на себя разные роли: актёра, исследователя, животного, волшебника.

Танец в сочетании с игрой помогает в свободной импровизации переработать напряжения чувств, помогает проиграть свои внешние и внутренние ощущения, побороть свой страх, способствует развитию фантазии, воображения, творческих способностей, проявлению инициативы.

Движение помогает передать радость, боль, грусть, горе, злобу, агрессию.

Очень важен подбор музыки, музыка помогает выражению радости движения.

Таким образом мы понимаем, что танец выполняет Психофизиологические, психологические и психотерапевтические, коммуникативные, социально-психологические, социокультурные функции.

Танцевальные игры можно разделить на две части:

1. Игры, в которых взрослый (ведущий) четко формулирует задачи или сам показывает, что нужно делать, а дети (участники) «отзеркаливают» его движения:

ритмические игры;

игры-повторялки;

игры на перестроения в пространстве;

игры на понимание движенческих контрастов (быстрый - медленный, большой - маленький и т. д.)

2. Игры, построенные на импровизации, в которых ведущий только объясняет условия игры и дает необходимые инструкции:

импровизации на заданную тему («танец ветра», «танец бабочки» и т. д.);

импровизации с предметом (с цветком, с шарфом, с веером, со шляпой, с куклой и т. д.);

импровизации на заданное действие и смену предлагаемых обстоятельств (например, «знакомимся», «летим» и т. д.);

контактные импровизации (в паре, в группе);

упражнения на релаксацию.

При совмещении танцевальной игры в танцетерапии используется интерпретация. Здесь можно выделить два подхода:

1. Разработка конкретного упражнения.

2. Вариации движений и действий в соответствии с изменением содержания музыки и предлагаемых обстоятельств (меняется ритм, темп или способ выполнения).

Например, можно дать задание просто импровизировать с веером, а можно при этом чередовать ритм вальса и польки.

ВИДЫ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ

В настоящее время существуют наиболее распространенные виды танцевальной терапии :

индивидуальная;

парная (диадная);

терапия в малых группах;

групповая.

Наиболее часто используется групповая форма работы, она отличается наибольшей эффективностью, так как чаще всего в нее включены все виды терапии - индивидуальная и парная.

Эффективность терапии в работе с проблемными детьми дошкольного возраста обусловлена её способностями:

выявлять ритмические рефлексы;

приспосабливать организм к слуховым раздражителям;

нормализовать деятельность ЦНС (гипервозбуждённые успокаиваются, замедленные становятся более активными);

помогать в устранении дефектов речи через связь двигательных и речевых анализаторов;

развивать произвольную лицевую моторику.

Сегодня мы более подробно рассмотрим групповую танцетерапию. Танцевально-двигательная терапия часто используется для коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей дошкольного возраста.

Основные задачи:

устранение эмоционального дискомфорта;

повышение активности и самостоятельности;

реализация творческой составляющей;

ликвидация вторичных личностных реакций: агрессивности, гипервозбудимости, мнительности, тревожности;

коррекция уровня самосознания и самооценки;

формирование чувства ритма;

совершенствование навыков социализации.

В танцевальной терапии используются специальные упражнения, такие как:

• Свободное раскачивание;

• Движения, которые требуют собранности и контроль над телом;

• Чередование собранности и расслабления;

• Передвижение по помещению строго определенным способом.

Рекомендуемые упражнения: «Джаз тела» (есть индивидуальный и парный варианты, «Танец-вибрация», «Огонь-лёд», «Росток», «Насос и надувная кукла», «Улыбающееся солнышко», «Джангл».

Для детей с нарушениями речи:

Тесная связь двигательных и речевых анализаторов позволяет использовать танцевальную терапию как вспомогательный метод в работе логопедов.

Цели:

овладеть «языком движений»;

научиться выражать с помощью танца эмоции;

развить перцептивные и мнемические возможности;

снять мышечное напряжение;

расширить навыки в коммуникативной сфере.

Рекомендуемые упражнения: «Ритмическое эхо», «Мягкие руки», «Скользящее движение», «Ритмический диктант», «Канон», «Театральная азбука».

При нарушениях слуха:

Исследования показали положительное влияние танцевально-двигательной терапии на слуховой анализатор. У детей с нарушениями слуха обычно затруднена вербальная сторона общения. Танец минимизирует дискомфорт, снимает психологические барьеры, устраняет чувство скованности и неловкости. Через движение активируются ресурсные возможности организма: помимо работы с психикой, идёт развитие органов слуха при постоянном контакте с музыкальным материалом.

Для детей с ЗПР:

Танцевально-двигательная терапия помогает детям с ЗПР:

самовыражаться;

раскрывать внутренний мир;

налаживать эмоциональные контакты;

рефлексировать;

удовлетворять естественную потребность в движении.

В результате занятий дети становятся уверенными в себе, снижается уровень тревожности, уходят страхи, улучшается сон, устанавливается позитивный настрой.

ТЕХНИКИ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ

Для начала с детьми изучаются элементы танца, формируются новые двигательные навыки. Здесь важно понимать, что танцетерапия - это прежде всего направление психологии, а не искусства. Красота танцевальных жестов и движений, пластичность, техника исполнения и направление танца не являются ключевыми аспектами терапии.

Так же в работе с детьми для развития творческого начала присутствуют элементы постановок и игр, когда дети могут использовать выдуманные образы, включать фантазию, апеллировать к собственным душевным переживаниям и раскрывать эмоции.

В танцетерапии существует несколько возможных видов танца, которые применяются в зависимости от сохранности физических возможностей.

1. Неструктурированный танец, состоящих из спонтанных и разнообразных движений. Спонтанные движения воспринимаются как элемент игры, с помощью которых можно выразить эмоции и ощущения. Этот вариант часто выбирают для терапии неврозов.

2. Структурированный круговой танец, например – хоровод, дает чувство сопричастности, общности и близости, снижает тревожность и сопротивления; развивает внутригрупповое единстве и межличностные отношения.

3. Аутентичное движение, метод способствует выражению разнообразных аспектов личности, как сознательных, так и бессознательных, в безопасной обстановке принятия и внимания, во время выполнения движений психолог выступает в роли наблюдателя.

ЭТАПЫ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ

Групповые занятия выстраиваются по определённой схеме.

Первый этап «Разогрев» занимает несколько минут (3 минуты).

Цель: подготовить тело к работе, снять мышечные зажимы.

На нем проводится разминка, подготовливающая тело к работе. Разминочные упражнения затрагивают три аспекта: физический («разогрев», психический (идентификация с чувствами) и социальный (установление контактов).

Упражнение - «Танец по частям». Участники становятся в круг. Включается ритмичная музыка. Психолог называет части тела, которые нужно задействовать: голову, руки, плечи, бёдра, живот, корпус. Далее идёт обсуждение, кому что далось легко, а что — трудно. Там, где возникли сложности, скорее всего, имеется мышечный панцирь.

На втором этапе происходит разработка общегрупповой темы Танцевально-двигательная экспрессия

Время: 25-30 минут.

Цели:

• осознание собственного тела;

• развитие его возможностей и способностей;

• выражение чувств и эмоций;

• оттачивание социальных навыков при работе в группе.

Например, разрабатывается тема «встреч и расставаний». На уровне движений могут «встречаться» и «расставаться» отдельные части тела. Взаимодействию между членами группы могут способствовать «встречи» ладоней одного с локтями другого и т. д.

«Веду за собой»

Участники становятся в колонну. Включается музыка. Тот, кто стоит во главе, начинает двигаться, показывая различные па. Остальные повторяют его движения. Через 30 секунд, по хлопку специалиста, ведущий уходит в конец колонны. Тот, кто оказался первым, берёт на себя его обязанности. Каждый должен отыграть обе роли. Во время обсуждения все высказываются, в какой позиции (ведомого ил ведущего) они чувствовали себя более комфортно.

«Фауна»

Каждый участник выбирает любое животное или птицу и начинает под музыку изображать его, не сообщая другим, кого именно копирует. Перед выполнением упражнения специалист ставит три задачи:

Постараться, чтобы животного узнали другие, то есть изображать максимально реалистично.

Узнать как можно больше других зверей и птиц.

Вступать в контакт с другими во время танца.

Во время выполнения упражнения танцевальный психотерапевт делает наблюдения и записывает результаты. Почему участник выбрал именно этого животного? В психологическом плане разница между волком и кроликом, например, существенна. Насколько тесно он взаимодействует с другими? Сразу можно выделить социально активных и изгоев. Как именно проходят эти контакты? Кто-то выражает танцем агрессию, кто-то — дружелюбие и мягкость.

«Отзеркаливание»

Участники произвольно делятся на пары, становятся друг напротив друга. Один — показывает движения, второй — выполняет, отзеркаливая их. Главное — не касаться партнёра и смотреть глаза в глаза. Через минуту роли меняются. В течение нескольких минут можно создавать новые тандемы. В итоге обсуждается, что понравилось, а что нет.

«Танцевальный хоровод»

Участники берутся за руки и становятся в круг. Включается достаточно ритмичная музыка, под которую нужно спонтанно двигаться, выражая собственное «я», привнося в коллективный танец что-то индивидуальное. Единственное правило — не размыкать рук. Здесь специалисту важно увидеть навыки социализации. Кто-то слишком увлечён только собой, не обращая внимания на то, что доставляет неудобство окружающим (это свидетельствует о наличии расстройств). Другие стесняются. Третьи механически копируют движения соседа.

И в заключении занятия «Заминка» время 5 минут, тема разрабатывается с использованием всего предоставленного группе пространства, меняется скорость движений, их последовательность. Психолог создает обстановку спокойствия и доверия, позволяющую участникам исследовать себя и других, а также отражает и развивает спонтанные движения участников группы.

Цели:

• восстановить дыхание;

• снять напряжение и эмоциональное возбуждение;

• закрепить результаты.

Медитация. Включается медленная, спокойная музыка. На экране проектора - иллюстрация красивого восхода солнца. Дети произвольно рассаживаются (лучше прямо на пол, принимая удобную позу. Психолог произносит аффирмации о том, как хорошо и спокойно у всех на душе. Может быть использована аудиозапись. При этом дети могут двигаться в такт мелодии, закрыть глаза, даже лечь – никаких запретов нет.

Обычная продолжительность занятия – 30 минут. Занятия могут быть ежедневными, еженедельными (на протяжении нескольких месяцев или лет). Оптимальный количественный состав группы – 5-12 человек.

ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Диагностика может проводиться в форме ненавязчивого опроса: – Понравилось ли вам занятие? – Что запомнилось больше всего? – Какая игра показалась наиболее интересной? – В какой момент вы чувствовали себя наиболее комфортно? – Улучшилось ли ваше настроение? – Хотели бы вы еще раз посетить такое занятие?

В качестве диагностики могут быть применены приемы и методы художественной терапии.

Следует помнить при этом, что результаты такой диагностики имеют неоднозначность. Но интерпретация рисунков не должна быть самоцелью. Само по себе рисование уже несет терапевтическую функцию.

Для выявления особенностей отношения человека к группе и восприятия им своего места в этой группе может быть использован рисуночный тест «Я и группа».

Для определения эмоционального состояния участников по окончании тренинга можно попросить закрыть глаза и ответить на вопрос: «Какого цвета ваше настроение?»

Можно предложить участникам нарисовать свое настроение на листе бумаги цветными карандашами или красками.

Готовые рисунки вывешиваются на стене, чтобы все могли видеть, что получилось.

Любой участник по желанию может описать свою картину, придумать ей название, поделиться впечатлениями, которые возникли в процессе изобразительной деятельности.

По окончании рассказа группа аплодирует художнику. Тест завершается взаимными подарками рисунков с пожеланиями на память.

РОЛЬ МУЗЫКИ В ТАНЦЕВАЛЬНОЙ АРТ-ТЕРАПИИ

Правильный выбор музыкальной программы – ключевой фактор музыкотерапии. Мы знаем, что музыка, звуки, воздействует на нервную систему человека и животного, она является неотъемлемой частью танцевальной терапии и активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях.

Музыкальное сопровождение используется со следующими целями:

создание настроения;

выявление стереотипов движения;

обращение к своей памяти;

для подкрепления ритмов, способствующих возникновению определенных чувств и отношений (например, ритмов, вызывающих сильные и мощные движения, приводящие к уменьшению напряжения и агрессии);

стимулирование творческой деятельности.

Программа музыкальных произведений строится на основе постепенного изменения настроения, динамики и темпов с учетом их различной эмоциональной нагрузки.

Первое произведение должно формировать определенную атмосферу для всего занятия, налаживать контакты и вводить в занятие, готовить к дальнейшим заданиям. Это спокойное произведение, отличающееся расслабляющим действием.

Второе произведение – динамичное, драматическое, напряженное – несет основную нагрузку. Его функция заключается в стимулировании интенсивных эмоций, воспоминаний, ассоциаций проективного характера из собственной жизни ребенка. После его прослушивания в группе уделяется значительно больше времени обсуждению переживаний, воспоминаний, мыслей, ассоциаций, возникающих у слушателей.

Третье произведение должно снять напряжение, создать атмосферу покоя. Оно может быть либо спокойным, релаксирующим, либо, напротив, энергичным, дающим заряд бодрости, оптимизма, энергии.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Арт-терапия для воспитателейАрт-терапия для воспитателей Арт-терапия для воспитатей МАДОУ детский сад «Рябинушка» п. Селенгинск, р. Бурятия Арт-терапия лечение искусством. Арт-педагогика относительно.

Арт-терапия в детском садуАрт-терапия в детском саду В каждом ребенке от рождения заложен интерес к познанию и созиданию. И, познавая, дети неизбежно созидают: новые слова, новые игры, новые.

Песочная терапияПесочная терапия Актуальность программы: Специалистами отмечаются следующие изменения в психологическом и эмоциональном состоянии детей занимающихся с песком.

Программа психокоррекции «Через ощущения к осознанию»Программа психокоррекции «Через ощущения к осознанию» ПРОГРАММА «Через ощущения к осознанию» по развитию тактильного и кинестетического восприятия детей 3-18 лет с помощью игрового набора «Пертра».

Танцевальная композиция «Богатырская сила»Танцевальная композиция «Богатырская сила» Музыкальное сопровождение - песня А. Пахмутовой «Сила богатырская» Вступление И. П. – Мальчики стоят парами в двух колоннах у центральной.

Танцевальная композиция «Цыплята»Танцевальная композиция «Цыплята» Танцевальная композиция «Цыплята» Для детей 3-4 лет. Музыкальное сопровождение: фонограмма (минус) песни «Цып-цып, мои цыплятки» Любое количество.

Танцевальная композиция для выхода выпускников Добрый вечер,уважаемые коллеги. Представляю вашему вниманию танцевальную композицию для выхода выпускников под "Полонез" П. И. Чайковского.

Танцевальная композиция «Весёлая песенка»Танцевальная композиция «Весёлая песенка» Это оптимистичный, весёлый, ритмичный танец для любого праздника. Количество детей может быть любым. Музыкальное сопровождение – «Весёлая.

Танцевальная постановка «Скоморохи»Танцевальная постановка «Скоморохи» Танец под песню "Скоморохи-таратохи"Вступление:Выходят 2 шеренгами справа и слева, взявшись за руки 1-я шеренга разделяется на 2 и расходится.

Фотозарисовка «Вязание как терапия»Фотозарисовка «Вязание как терапия» Вязание как терапия. Многие считают, что вязание — это удел бабушек на пенсии, и они очень сильно заблуждаются. Вязание — это еще и терапия.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Танцевальная терапия как метод психокоррекции
Опубликовано: 26 мая 2022 в 14:15
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Танцевальная терапия как метод психокоррекции» (включая файлы) размещена пользователем ващенко светлана в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД