Альбина Иванова
Конспект занятия по бурятскому языку по сказке А. Тороева «Табан хурган» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по бурятскому языку по сказке А. Тороева «Табан хурган» для детей подготовительной группы. Интеграция по образовательным областям: «Коммуникация», «Познание», «Социализация»,
Публикация «Конспект занятия по бурятскому языку по сказке А, Тороева „Табан хурган“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Республика Бурятия
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
Цель: формировать интерес к познанию бурятского фольклора. Задачи: Образовательные: познакомить детей с содержанием сказки. Стимулировать желание описывать состояние героев, их настроения, свое отношение к событию в монологической форме. развивать стремление общаться с взрослыми и сверстниками по содержанию сказки, высказывать свое отношение к героям сказки, дать оценку, делать обобщения и выводы. Речевые: обогатить словарь детей новыми словами : hайхан хургад (красивые, гоёхон (нежные, жаахан (милые, тоомтой (послушные, хулуухада муу (воровать плохо, ажал хэхэдэ hайн (работать хорошо). Развивающие: развивать логическое мышление, внимание, память, речь, мелкую моторику. Воспитательные: воспитывать честность, порядочность. воспитывать бережное отношение к своему телу, к своему имени.
Ход непосредственной образовательной деятельности: Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку. Отгадав загадку, вы узнаете, о чем мы сегодня будем говорить на занятии.
Двое белых лебедей — У каждого по пять детей. - Как будет слово рука на бурятском языке. Дети: -Гар. - Давайте скажем все вместе. Энэ гар. Это рука. - На руке – пальцы. (хургад). У каждого пальца на руке есть имя. Давайте вспомним названия пальцев: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец. - Как называется большой палец руки на бурятском языке? Дети:- Эрхы
Воспитатель: Этот палец как называется? (показываю мышкой на указательный палец). Дети: Долёобор. Все: Долёобор.
Воспитатель: Следующий палец на бурятском языке называется как? Дети: Дунда хурган.
Воспитатель: Четвёртый палец как называется? Дети: Нэрэгуй хурган. Воспитатель: Энэ хурган (показываю мышкой на мизинец). Дети: Шэгшы. Воспитатель: Дети, ещё раз правильно по порядку назовите все пальцы руки на бурятском языке. Дети: Эрхы, долёобор, дунда хурган, нэрэгуй хурган, шэгшы. Воспитатель: Давайте, теперь сосчитаем, сколько пальцев на одной руке. Дети: Нэгэн, хоёр, гурбан, дурбэн, табан. Все: Табан хургад.
Воспитатель: Ребята, хочу вам рассказать одну бурятскую сказку : «Табан хурган». Итак, слушайте внимательно сказку : «Табан хурган». (Рассказывание сказки воспитателем). Ребята, о чем эта сказка? Что надумали большой и указательный пальцы. (большой палец надумал своровать овечку. А указательный палец решил ему помогать). - Поступок, который хотят совершить большой палец и указательный плохой или хороший? (плохой). - А почему? (они плохо поступают, нельзя воровать)
Воспитатель: Большому пальцу и указательному пальцу надо подсказать, что воровать это очень плохо! Дети: Большой палец и указательный палец, надо знать, что воровать плохо!
Воспитатель: Хулуухада муу! Дети: Хулуухада муу! Воспитатель: Ребята вспомните и скажите, что говорил средний братец? Дети: Средний палец знает о том, что воровать плохо.
Воспитатель: Как вы понимаете выражение – каждый из нас потеряет свое имя! Воспитатель: Того, кто ворует как называют? Дети: Вор! Вор! Педагог: Это выражение приятное? Дети: Неприятное!
Воспитатель: Очень неприятное! Средний братец понимает, что воровать плохо. Средний палец переживает и волнуется за братьев, чтоб они не пошли на это плохое дело, если же они своруют, то братьев будут называть: «Вор! Вор!» не будут называть, что это большой палец, а это указательный палец. Средний палец очень переживает за братьев. Средний братец хочет, чтобы у каждого брата было своё имя (большой палец – эрхы, указательный палец - долёобор) .
Воспитатель: Дети, вспомните и скажите, что говорил безымянный палец. Дети: Мне всё равно! Я своё имя смешаю с землёй, золой! Мне всё равно! Воспитатель: Каким вы видите этого братца? Дети: Плохим! Дети: Плохо говорит о своём имени.
Воспитатель: Безымянный палец не ценит свое имя. И ему все равно как его будут называть. Т. е. он не дорожит своим именем. Воспитатель: Мы с вами живём в России, есть такой закон, который гласит о том, что каждый гражданин имеет право на имя, фамилию, отчество. И каждый человек должен гордиться, радоваться своим именем, фамилией, отчеством.
Педагог: Что мы можем сказать безымянному пальцу? Дети: Безымянный палец, люби своё имя, береги своё имя! Педагог: Оорынгоо нэрэндэ дуратай бай! Любите своё имя!
Педагог: Дети, что вы скажете о самом младшем братце – мизинце. Дети: Он очень умный! Очень хороший! Очень строгий!
Воспитатель: Шэгшыхэн бэрхэ! Дети: Шэгшыхэн бэрхэ! Воспитатель: Сегодня вы послушали очень интересную бурятскую сказку : «Табан хурган», через эту сказку вы поняли, что такое хорошо и что такое плохо. Узнали о том, что друг к другу надо относиться заботливо, беречь своё имя, фамилию.
Динамическая пауза: «Тоб тоб тоборооб». Ребята, мы с вами немного отдохнули.
-А теперь, я предлагаю сесть за столы. У вас на столах лежит картон оранжевого цвета. Я предлагаю каждому обвести свою ладошку и вырезать. А что получится из наших ладошек- вы узнаете в конце нашего занятия.
Самостоятельное выполнение задания. Дети обводят свои ладошки и вырезают.
Воспитатель: Ребята, а теперь подходите к доске и приклейте свои ладошки по краю круга. Смотрите, что у нас получается. Дети: солнышко. Воспитатель: У нас получилось солнышко. А наши ладошки превратились в солнечные лучики. И я очень надеюсь, ребята, на то, что ваши руки будут всегда совершать только хорошие поступки, делать только добрые тела. И дарить всем тепло, как эти лучики солнца.