Лидия Калягина
Старые добрые сказки в помощь воспитателю
▼ Скачать + Заказать документы
Наши малыши очень любят слушать разные истории из жизни и конечно, сказки, расширяющие их познание и кругозор, показывающие, что, помимо реального, существует волшебный мир приключений и побед. Именно через сказки, обращённые к сердцу ребёнка и не подверженные влиянию современной цивилизации с её приверженностью к целесообразности и выгоде, ребёнок получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Даже когда действующие лица кажутся неправдоподобными, истинные сказки всё же исполнены огромного жизнеутверждающего смысла. Вспомним, как в реальной жизни люди сталкиваются с добром и злом. Форма восприятия этих понятий для взрослого не является образной. Мысли ребёнка в такой форме существовать не могут, им необходима игра воображения образность. В сказках это получается очень легко. Почему образ зла менее правдив, чем соответствующее необразное понятие? Наше понятие о добре предстаёт в сказке в виде богатыря, рыцаря, принца, воплощающего силу и храбрость, в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь. В старинных сказках и историях повествуется о внутренних эмоциональных переживаниях, чувствах героев, а не о внешних событиях, и разворачивающееся в них действо часто противоречит обычной реальности. Но это только на первый взгляд. Например, махнула царевна, убегающая от злого волшебника, рукой, и выстроился воздушный мост через реку. Если бы говорилось, что царевна нарубила кучу дров, притащила груду кирпичей и работала месяц, чтобы построить себе путь для спасения, сказка бы лишь правдиво и научно описала внешние факты. «Таких мостов никогда не бывает!» - скажет взрослый. Но если вспомнить, что в сказке повествуется о внутренних переживаниях, можно понять её правдивое содержание буквально. Взрослым, например, знакомо состояние поиска выхода из затруднения, когда человек очень устаёт, но мучительно хочет решить проблему. Мысли напряжены, то прерываются, то вновь возникают, замкнутый круг не даёт возможности найти выход. Снова и снова мы возвращаемся к проблеме, но решение не даётся. Мысли врезаются в память, причиняют боль и вызывают негативные переживания, и перед человеком действительно возникает картина, подобная широкой непреодолимой реке. Советы друзей, основанные на собственных мыслях и доводах, ещё больше «расширят» реку. А если совет будет совершенно нереальный, фантастический, нелогичный, новый взгляд на проблему – возникает воздушный мост, и река будет преодолена, проблема решена.
Публикация «Старые добрые сказки в помощь воспитателю» размещена в разделах
Ребёнок, услышав и представив подобные образы, легко учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра, обретает уверенность в них и в себе. Сказки ни в коей мере нельзя рассматривать только как интересное времяпровождение, как приятное, доступное ребёнку занятие; напротив они – существенный механизм развития в ребёнке тонкого понимания внутреннего мира людей, способ снятия тревоги и воспитания уверенности в своём будущем. С помощью сказок можно метафорично воспитывать ребёнка, помогать преодолеть негативные стороны его формирующейся личности. Например, жадному, эгоистичному ребёнку полезно послушать сказку «О рыбаке и рыбке», «О трёх жадных медвежатах»; пугливому и робкому – «О трусливом зайце»; шаловливому и доверчивому помогут «Золотой ключик, и Приключения Буратино», капризному – «Принцесса на горошине», активному и подвижному непоседе – «Кот в сапогах», сказки о храбрых богатых и рыцарях, посвятивших жизнь подвигам во имя людей, сказки «Волшебник изумрудного города» и «Приключинея Нилься с дикими гусями» воспитывают у детей нравственные качества (взаимовыручку, великодушие, стремление помочь товарищу в трудную минуту и т. д.
Необходимо понять эмоциональную проблему ребё нка: почему он тревожен, агрессивен, капризен – и сочинить сказку, где герои, их приключения и подвиги помогут решить ребёнку его существенную проблему (страх, одиночество, неуверенность, грубость и т. д.). Можно придумать фантастическое существо, слегка внешне (глазами, ушами, волосами) и характером (робкий, драчун и т. д.).похожее на ребёнка, у которого по сказочному сюжету появляются много возможностей для преодоления препятствий. Он сам почувствует помощь и найдёт выход из травмирующей его ситуации. Рассказывая ребёнку сказку, надо обязательно её закончить сразу, стараясь говорить своим обычным голосом и языком, доступным ему.
Понимая символический смысл сказок, мы выбираем их соответственно возрасту и эмоциональному состоянию ребёнка. Стараемся рассказывать ему добрые волшебные сказки с хорошим началом, смыслом и концом.
Наиболее ценные, «целебные» сказки те, что передавались из поколения в поколение. Существуют сюжеты, встречающиеся, практически у всех народов мира. Это вариации Золушки, Красной шапочки, Спящей красавицы. Живут в веках легенды о подвигах богатырей и доблестных рыцарей, о злых драконах и могучих волшебниках. Отбор временем прошли сказки, которые не только развлекали, но учили жизни и врачевали душу. Старенькая бабушка со своими сказками была для внучат одновременно участковым терапевтом, невропатологом и психологом. Поэтому, читая детям хорошие книги современных писателей, не стоит забывать и старые добрые сказки. Несмотря на детский интерес к человеку-пауку или к черепашкам-ниндзя, этих героев не назовёшь равноценной заменой семи богатырям.
Существует целое направление психотерапии, которое так и называется – «сказотерапия». Психолог сочиняет сказку, помогающую ребёнку избавиться от тревог и страхов, повысить уверенность в себе, научиться общаться, особенно эффективна в случаях детского упрямства, капризов, конфликтов со сверстниками и близкими…