Любовь Чиглинцева
Создание условий в ДОУ для ознакомления детей с основами здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Задача взрослых – научить ребенка безопасному поведению в различных ситуациях, подготовить его к жизни в динамичном мире.
Безопасное поведение в городе формируется у детей, через понимание необходимости соблюдения определенных правил поведения в разных областях жизни. Дошкольника опекают родители и персонал детского сада, получивший, же свободу школьник оказывается совершенно неподготовленным к ответственности за собственную и чужую жизнь. Попадая в непривычную ситуацию, дети теряются, не могут определить степень ее опасности, часто вообще не связывают происходящее с полученной ранее информацией и не могут адекватно действовать.
Публикация «Создание условий в ДОУ для ознакомления детей с основами здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности» размещена в разделах
Избежать этих опасностей можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с раннего возраста. В научной литературе понятие «безопасность» трактуется как предотвращение угрожающих жизни человека влияний внешних и внутренних факторов среды. Формула безопасности гласит : предвидеть опасность; при возможности избегать; при необходимости действовать.
В ДОУ педагогам необходимо:
Создавать условия для формирования естественности посильности движений, добровольности и желания их выполнять (физическое здоровье).
Обеспечить ребёнку чувства психической защищённости, доверия к миру, радости (психическое здоровье).
Формировать начало личности, развивать индивидуальность, базис личностной культуры (социальное здоровье).
Это основные составляющие ОБЖ.
Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений. Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей.
Безопасность жизнедеятельности человека представляет серьезную проблему современности. Формула безопасности гласит : предвидеть опасность, при возможности избегать; при необходимости действовать. Для детей она зарифмована в стихах:
Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности - всё избежать,
А где надо - на помощь позвать.
У дошкольников часто наблюдается слабое развитие умений и навыков анализа обстановки, прогнозирования последствий своих действий. Таким образом, возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив их естественную любознательность, открытость и доверие к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни. В связи с этим необходим поиск педагогических условий обеспечения социальной безопасности ребёнка.
Наравне с данной проблемой мы рассматриваем и проблему сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Ведь уберечься от опасности может достаточно сильный и здоровый человек.
Потребность в сохранении здоровья детей есть у родителей, школы, общества, и все вместе мы пытаемся внушить ребенку свое представление о здоровье.
Поэтому и в образовательных программах дошкольных учреждений все больше разделов, посвященных изучению организма человека, обеспечению безопасности его жизни. Не исключая этих подходов, мы считаем, что главное - помочь малышам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.
Возможно ли это в таком юном возрасте? При создании определенных условий возможно. Необходимо погружение ребенка в особо организованную жизненную среду, формирующую привычки здорового образа жизни без их декларирования взрослыми. Новая организация жизненной среды, активизация методов профилактики требует решения не только организационно - методических проблем, но, прежде всего изменения управленческих подходов к оздоровительной деятельности дошкольного учреждения и соответственного изменения его структуры. Для этого важно уметь конструировать познавательную деятельность детей на занятиях, в быту и в игре.
Главная задача дошкольного учреждения является создание условий, которые способствуют формированию и укреплению здоровья детей. Средством реализации этой задачи является формирование культуры здорового образа жизни. Для этого все мероприятия оздоровительно – педагогического характера должны быть систематичными и комплексными. Поэтому, работая с детьми, важно помнить и соблюдать «заповедь», трудное надо сделать привычным, а привычное – лёгким и приятным. Воспитывать у дошкольников осознанное отношение к здоровью – задача не из лёгких. Как, каким образом способствовать формированию культуры здорового образа жизни ребёнка и когда начинать эту деятельность?
Нужна ежедневная работа, проводимая в различных формах обучения и воспитания. Сохранению здоровья нужно учить ребёнка так же, как обучать счёту, письму, чтению. Именно до семи лет ребёнок проходит огромный путь развития. Этот возраст – самый благоприятный для выработки правильных привычек.
Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям? Это работа не одного дня, а процесс длительный. Для того, чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия или беседы с детьми. Работа должна быть систематической. И ещё одно важное требование: детям не достаточно только теоретических знаний, они должны применять их на практике. Знания должны преподноситься в доступной и увлекательной для детей форме : эксперименты, проблемные ситуации.
В нашей группе работа по этому вопросу ведётся ежедневно и выступает как составная часть комплексной программы. В основном это касается занятий по ознакомлению с окружающим миром, ознакомлению с художественной литературой, развитию речи и т. д., а также нерегламентированных видов деятельности и отдельных режимных моментов, например гигиенические и оздоровительные процедуры.
Работа ведётся по формированию основ безопасности по нескольким разделам, а именно:
1. «Безопасность собственной жизнедеятельности» - В котором даётся объяснение тому, что именно может быть опасным в общении с другими людьми; что не всегда приятная внешность совпадает с добрыми намерениями и какое поведение следует выбрать в сложной ситуации. Пожароопасные предметы, острые и тяжёлые предметы, балкон, открытое окно и другие бытовые опасности, поведение следует выбрать в сложной ситуации.
2. «Безопасное поведение в природе» - Мы говорим о загрязнении окружающей среды, о бережном отношении к живой природе; с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния, радуга, с правилами поведения при грозе; о ядовитых растениях; о правилах оказания первой помощи при ушибах и укусах насекомых, о контактах с животными.
3. «Здоровье и его эмоциональное благополучие ребёнка» – изучение строения организма, закрепление навыков личной гигиены, о роле лекарств и витаминов, отношение к больному человеку, а также детские страхи, конфликты между детьми и т. д.
4. «Безопасность на дорогах» – правила дорожного движения, правила поведения в транспорте, если ребёнок потерялся, ориентирование на местности.
Для лучшего усвоения материала в своей работе использую различные дидактические пособия и игры такие, как «Можно – нельзя», «Отбери опасные предметы», «Лесник» «Полезно или вредно» «Сломанный светофор», «Дорожные знаки», «Добрый огонь, злой огонь», «Источники опасности в лесу»; лото: «Транспорт», «Азбука безопасности» и домино: «Дорожные знаки», предметные карточки: «Дорожные знаки» «Ядовитые растения и ягоды»,
Мною разработаны лэпбуки: «Мы здоровью скажем да!»; «Азбука безопасного движения» макеты: «Пожарная безопасность», и «Дорога»., а также большой альбом «Азбука безопасности» в котором собраны по всем трем разделам пословицы, стихи, дидактические игры, подвижные игры, и различные ситуации в картинках.
А также в календарном планирование постоянно уделяется на безопасность большое внимание, например рассматриваем такие игровые ситуации: «Улица», «Ребёнок потерялся. Что он будет делать?»
Сложные – ролевые игры: «Улица», «Поездка в лес», «Путешествие по улице города», «Будь внимателен».
Опыты:
Со снега – на улице белый, чистый, а дома – вода грязная; со спичками – как потушить огонь при помощи воды, песка, без доступа воздуха.
Проведение опытов и экспериментов – это самый короткий и результативный способ закрепления информации. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» – гласит народная мудрость.
Вся работа с детьми осуществляется в тесном контакте с родителями, где для родителей постоянно введется запланированная работа по трем папкам «ПДД» «Пожарная безопасность» и «Травматизм», где в ней собраны как познавательный материал и консультации, также различные папки передвижки.
Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.