Галина Уланова
«Создание условий для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы воспитателя
МБДОУ детский сад № 102
Улановой Г. А.
"Создание условий
для профилактики нарушений
опорно-двигательного аппарата
у детей старшего дошкольного
возраста"
2013 год
Физическое воспитание сегодня приобретает особую актуальность, на смену двигательным коллективным играм пришли компьютерные. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребенка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребенка остаётся все меньше времени для подвижных игр, прогулок, общения со сверстниками, поэтому одной из основных задач физического развития и оздоровления детей старшего дошкольного возраста считаем профилактику нарушений осанки и плоскостопия и формирование навыка правильной осанки.
Публикация «„Создание условий для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата у детей“» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2014
Какой же должна быть работа по профилактике нарушений ОДА?
Анализируя состояние здоровья, ОДА и физическое развитие детей выявлено :
Основная масса детей имеет вторую группу здоровья, а это значит, что они имеет какие – либо отклонения в здоровье.
Большинство детей старшего дошкольного возраста имеют отклонения в состоянии опорно – двигательного аппарата, особенно нарушения осанки.
Не достаточно развиты силовые качества детей.
На основании результатов обследования мы поставили перед собой следующую цель:
Создать условия для профилактики нарушений опорно – двигательного аппарата у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Формировать правильную осанку.
2. Содействовать профилактике плоскостопия.
3. Укреплять мышечный корсет.
4. Развивать все группы мышц.
5. Развивать физические качества детей, особенно силу.
6. Воспитывать у детей потребность в регулярных занятиях физической культурой.
Для реализации цели и задач работы мы спланировали следующие направления работы:
1. Создание предметно-развивающей среды и санитарно гигиенических условий, способствующих профилактике нарушения ОДА.
2. Организация двигательного и статико – динамического режимов в д/с.
3. Работа с семьей по данной проблеме.
Сначала были созданы материально – технические условия для профилактики нарушений осанки и физического развития детей.
Во всех возрастных группах подобрана мебель (столы, стулья, кровати) соответствующая требованиям СанПиН и росту детей.
В группах и в зале мы создали естественную, комфортабельную, рационально – организованную обстановку, насыщенную разнообразным оборудованием.
Укрепляем стопу!
Представим оборудование для профилактики нарушений ОДА, которое условно мы разделили на группы.
Вид Название оборудования Назначение
Стационарное Шведская стенка Укрепление свода стопы, мышц туловища
Гимнастическая скамейка Укрепление мышечного корсета. Удержание равновесия.
Стена осанки (сюжетно оформленная) Контроль правильной осанки
«Дорожка шагов» Правильная постановка стопы
Переносное Массажные дорожки, Профилактика плоскостопия, массаж ног
Роликовые массажеры.
Бревнышки для перешагивания Укрепление мышц ног и стопы, тренировка равновесия
Полусферы и балансиры Укрепление мышечного корсета, тренировка равновесия
Ортопедические мячи Укрепление мышечного корсета. Развитие силы.
Мелкое оборудование Обручи, гимнастические палки, косички. Укрепление мышечного корсета
массажные мячики Массаж
кубики, косички, шнуры и др. для перешагивания и ходьбы. Профилактика плоскостопия, тренировка координационной устойчивости
Разнообразные самодельные массажеры (варежковые и спинные роликовые). Массаж туловища и конечностей.
Самодельные мешочки для удержания на голове Тренировка координационной устойчивости
Разрабатываем кисти рук.
Т. е., предметно – развивающая среда зала и групп соответствует возрасту детей и программе и направлена на профилактику нарушений опорно – двигательного аппарата.
В детском саду создан статико – динамический режим, соответствующий требованиям:
Мебель и оборудование соответствуют росту детей и возрастным требованиям;
Время занятий не превышает нормы;
Сбалансированное питание;
Оптимальный двигательный режим.
Занятие по физическому развитию проходят 3 раз в неделю фронтально, и 2 из них проводятся в физкультурном зале, одно на улице.
Составлен двигательный режим, где используются разнообразные формы двигательной активности. В течение всего дня используются физические упражнения как основное средство профилактики нарушений ОДА.
Детей, которые имеют отклонения в формировании опорно-двигательного аппарата, мы условно выделили в отдельные группы.
«Змейка»- дети, которые имеют серьезную патологию- сколиоз или перекос таза. Эти дети не выполняют упражнения на скручивание, лазанье по канату и др. Они выполняют другие упражнения, полезные для них.
«Ручеек»- дети, у которых плоскостопие. Упражнения на спрыгивание в глубину, с отягощениями мы заменяем на упражнения для укрепления мышц стопы и голени.
«Радуга» - дети 3 группы здоровья, с хроническими заболеваниями. Им снижаем нагрузку: уменьшаем дозировку, интенсивность, заменяем упражнения.
На физкультурной форме у них нашит специальный значок – зеленая вертикальная ленточка «змейка», синяя горизонтальная ленточка «ручеек», три разноцветные ленточки – «радуга».
Выше палку!
Во вводную часть утренней гимнастики и физкультурных занятий мы обязательно включаем профилактическую ходьбу на носках, пятках, внешнем крае стопы, ходьбу по ребристой дорожке или массажным коврикам и др.
В каждый комплекс утренней гимнастики и ОРУ физкультурного занятия мы включаем упражнения, которые укрепляют мышцы-разгибатели спины, межлопаточные и мышцы брюшного пресса.
В гимнастике после сна – используются дыхательные упражнения, само массаж рук и ног, упражнения, формирующие правильную осанку.
В двигательном режиме применяются физкультминутки, двигательные разминки, насыщенные упражнениями для профилактики нарушений ОДА.
Укрепляем спинку.
Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций. Поэтому подвижные игры и разнообразные игровые упражнения мы также используем для данной цели.
Для профилактики плоскостопия.
Игровые упражнения:
«Пингвины» Прыжки с мячом, зажатым стопами ног.
«Футбол» Передача мяча друг другу и остановка стопой ноги.
«Играйте ногами» Из положения сидя на полу, бросать мяч друг другу, зажав его стопами.
«Художник» Рисование, зажав карандаш пальцами ног.
«Весёлый барабан» Сидя на стуле – отбивание ритма поочередно правой и левой стопой, не отрывая пятки от пола.
«Волчок» Прыжки на двух ногах на носочках вокруг себя – руки на поясе
Подвижные игры:
«Ловля обезьян» Бег и лазание по гимнастической стенке.
«Пожарные на учении» Лазание по гимнастической лестнице и переход с пролёта на пролет.
«Перелет птиц» Бег и лазание по гимнастической стенке.
«Рыбак и рыбки» Прыжки, подскоки на двух ногах.
«Бой петухов» Прыжки на одной ноге, единоборство.
«Маленький – большой» Поднимание на носочки, приседание с прямой спиной.
Для профилактики нарушений осанки.
Игровые упражнения:
«Цапля» Удержание равновесия на одной ноге.
«Оловянный солдатик» Принятие и удержание правильной осанки из положения стоя.
«Самолет» Из положения стоя, ноги вместе – наклоны туловища вправо, влево с поднятыми в стороны руками.
«Бокс» Резкое сгибание и разгибание рук, пальцы сжаты в кулак.
«Уточка» Пальцы сжаты в кулак, кулачки у плеч – локти вниз, лопатки вместе.
«Пронеси, не урони» Ходьба с предметом на голове с сохранением правильной осанки.
Подвижные игры:
«Лягушки и цапля» Приседание с прямой спиной и удержание правильной осанки в положении приседа.
«Тише едешь – дальше будешь» Ходьба и приседание с прямой спиной.
«Ловишка с обручем» Приседание с правильной осанкой.
«Два Мороза» Бег и принятие правильной осанки из положения стоя.
«Совушка» Бег и удержание статического равновесия
«Школа мяча» Игры с мячами разного диаметра.
Выше носик!
В своей работе с родителями мы использовали следующие формы:
Консультации,
семинары Совместные мероприятия: праздники, развлечения. Беседы,
анкетирование
В начале учебного года мы сообщили родителям итоги обследования состояния здоровья и опорно – двигательного аппарата и физического развития детей. Увеличилось количество родителей, обращающихся за индивидуальной консультацией. По их запросам проводились беседы, консультации. Также в ноябре был проведен семинар с родителями по профилактике нарушений ОДА.
Играем вместе с мамой.
Результаты нашей работы показали, что включение родителей в процесс физического развития детей, их взаимодействие с детским садом и заинтересованность в этой работе – необходимы для полноценного физического развития и оздоровления их собственного ребёнка.
Таким образом, систематическая работа по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата и оптимальный двигательный режим способствуют укреплению и оздоровлению детского организма, формированию навыка правильной осанки.
Результатами проделанной работы, на наш взгляд, стали:
1. Улучшение состояния опорно – двигательного аппарата детей старшего дошкольного возраста.
2. Повышение интереса детей к двигательной деятельности.
3. Развитие физических качеств детей.
4. Укрепление мышечного корсета детей.
5. Повышение заинтересованности родителей процессом физического развития и оздоровления детей.