Коневская Светлана Владимировна
Игры в интерактивной песочнице. Программа «Совёнок в стране чудес»
▼ Скачать + Заказать документы
Интерактивная песочница — это уникальное оборудование, позволяющее раскрыть внутренние резервы и природные способности дошкольников. Интерактивная песочница — комплекс, в котором с помощью технологий дополненной реальности обычный песок превращается в земную поверхность с озёрами и горами, вулканами и долинами. Перед пользователями открываются живописные пейзажи, которые он может перекроить в одно мгновение: выкопать озеро, построить вулкан или даже целый замок.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ :
Темочки:
- Игры для детей. Игровые технологии
- Игры с песком
- Интерактивная песочница
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная фантазия. Программы для дошкольников
- Сова, совушка, совенок, совята
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2024
Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, можем использовать интерактивную песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, рассказываем о событиях и законах окружающего мира.
Основная идея программы – используя игры в интерактивной песочнице формировать у ребенка желание узнать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно; позитивно влиять на эмоциональное самочувствие детей, стабилизировать внутреннее состояние, способствовать возникновению положительных эмоций.
Современный подход к использованию песочницы в развитии ребенка, а также коррекции эмоционально- волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста направлен на:
- понимание и принятие индивидуальных особенностей ребенка в качестве важнейшего компонента процесса обучения и формирования навыков проживания своих эмоций в различных эмоциональных ситуациях;
- формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки, развитие коммуникативных навыков;
- гибкость и вариативность занятий, методическое модулирование одного и того же материала, позволяет педагогу, трансформируя, видоизменяя, дополняя, повторяя одну и туже модель, открыть новые возможности творчеству ребенка.
- песочница используется как среда для общения человека с самим собой и символами реального мира.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Методы и приёмы
I. Виды познавательных игр в песке:
• игры на ознакомление с окружающим миром (познаем то, что рядом с нами: животные, реки, моря, города)
• географические игры (моделируем в песочнице климатические зоны и жизнь на них, узнаем, как живут люди в разных уголках планеты)
• фантастические игры (дети имитируют жизнь на других планетах- ландшафт Луны, поверхность Марса)
• исторические игры (строят, ломают, изучают стратегию боевых действий и снова строят)
• игры-экскурсии по городу (знакомим с родным городом и его историей).
Познавательные игры на песке предлагаются детям в виде дидактической сказки через:
• сенсорные игры (о своих физических и чувственных возможностях, о свойствах вещей и окружающего)
• языковые игры (поупражняться в грамматике и развить фонематический слух)
• дидактические навыки (конкретные умения и навыки, развить психические процессы)
• игры-загадки (развивают саморегуляцию и учат четкому выполнению учебной задачи)
• При этом опора идет на зрительное-слуховое-тактильно-кинестетическое восприятие.
• Задействованы все анализаторы. Дети не только видят и слышат, а еще и включают «телесную» память, плюс развитие моторики.
Важно, что в такой игре дети не ученики, а «герои» сказки.
Примерная структура занятия:
I. Вводная часть:
1. Особое приветствие.
2. Правила работы с песком.
II. Основная часть:
1. Упражнения на развитие тактильно-кинестетической чувствительности.
2. Игры и упражнения, направленные на решение основной цели образовательной деятельности.
III. Заключительная часть:
1. Подведение итогов.
2. Упражнение на релаксацию. Рефлексия.
3. Ритуал прощания.
1. Организационный момент.
Введение в игровую среду. Для активизации внимания ребенка в начале игры предлагаются стихотворные вступления, проблемная ситуация.
2. Правила.
Необходимо ознакомить детей с правилами игры в песочной стране.
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Песок — мирная страна.
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была
Дети, поняли меня?
3. Ход образовательной деятельности.
Знакомство с игрой и ее героями. Подготовка и проведение игр с песком подразумевает непосредственное участие в игре взрослого, помогающего детям:
- Рассказ детям о сказке (путешествии).
-Постройка игрового пространства (сказочной страны, замков, дорожек, рек, лесов и так далее).
-Знакомство с различными персонажами (сказочными героями, животными, буквами и прочее).
-Выбор помощи. Обращение к ребенку за помощью: - Что будет с жителями страны? Что делать? Как быть? Сможешь ли ты помочь?
При этом взрослый может облачаться в сказочные одежды и непосредственно участвовать в игре.
4. Рефлексия.
Выведение из игровой среды. Поощрение участников игры и рассказ о возможных последующих играх, приключениях.
II. Обучающие игры
Игры, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук
Тактильная форма ощущений является наиболее древней для человека. Это те ощущения, которые мы получаем через кожу: горячее — холодное, сухое — мокрое, колючее — гладкое, мягкое —твердое и т. д. Кинестетические ощущения возникают у нас и когда мы двигаемся, и когда находимся в состоянии покоя. Тактильно-кинестетические ощущения непосредственным образом связаны с мыслительными операциями, с их помощью познается мир. Поэтому игровые занятия начинаются с развития именно этого вида чувствительности.
«Отпечатки наших рук»
С использованием режима интерактивной песочницы «Разноцветный песок», на ровной поверхности чуть влажного песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук:
внутренней и внешней стороной. При этом важно немного задержать руку, слегка вдавив ее в песок, и прислушаться к своим ощущениям.
Взрослый начинает игру, рассказывая ребенку о своих ощущениях: "Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, по моим ладоням скользят маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?"
"Я перевернул руки, и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка, по-моему, он стал чуть холоднее. А что чувствуешь ты? Мне не очень удобно держать так руки. А тебе?" Если у ребенка появились сходные ощущения, можно обсудить возможные
дальнейшие действия, направленные на то, чтобы их изменить. Может, подвигать руками? Каким цветом остаются следы от ваших рук? А если сильнее надавить на песок?
Попробуйте:
- скользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинка, змейка, санки и др.);
- выполнить те же движения, поставив ладонь ребром;
- "пройтись" ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;
- создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук всевозможные причудливые узоры на поверхности песка и попытаться найти сходство полученных узоров с какими- либо объектами окружающего мира (ромашкой, солнышком, капелькой дождя, травинкой, деревом, ежиком и пр.);
- "пройтись" по поверхности песка поочередно каждым пальцем правой и левой рук, после — двумя руками одновременно (сначала только указательными, потом — средними, затем — безымянными, большими, и наконец — мизинчиками);
- "поиграть" пальцами по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом двигать не только пальцами, но и кистями рук, совершая мягкие движения вверх- вниз. Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола;
- сгруппировав пальцы по два, по три, по четыре, по пять, оставлять на песке загадочные следы. ( Как хорошо вместе пофантазировать: чьи они)
Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, такого рода игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук мы
учим ребенка прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное — ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Играя, он учится понимать себя и других. Так закладывается основа для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.
«Что же спрятано в песке?»
Используя режим интерактивной песочницы «Рельеф земли», взрослый и ребенок вместе погружают в сухой песок кисти рук и начинают шевелить ими, наблюдая за тем, как изменяется рельеф песчаной поверхности.
«Найди предмет»
Используя режим интерактивной песочницы «Сетка», один ребенок закапывает игрушку, второй ребенок, используя подсказки должен ее найти. В процессе игры закрепляются понятия «влево», «вправо», «ниже», «выше» и т. п.
«Чудесный мешочек»
Используя режим интерактивной песочницы «Рельеф земли», взрослый предварительно нагребает горы и прячет туда мелкие предметы. В процессе раскопок ребенок пытается догадаться по открывающимся частям предмета, что же именно закопано. Закапывать можно не один, а несколько предметов и игрушек и наощупь узнавать, что или кто спрятано (вариации игры) и т. п.
Любой из этих вариантов игры можно предлагать ребенку в виде сказки.
«Откопай разгадку»
Используя режим интерактивной песочницы «Цвета и формы» ребенок «рассекречивает» не только цифры, но туда можно предварительно закопать буквы, геометрические фигуры, картинки с животными, цветами и д. р.
«Норки для мышки»
Используя режим интерактивной песочницы «Разноцветный песок» ребенок вместе со взрослым копает небольшие ямки — норки руками или совочком. Затем педагог обыгрывает постройку с помощью игрушки. Например, педагог берет игрушечную мышку в руки, имитируя ее писк. Затем ее «мышка-норушка» пробирается в каждую норку и хвалит ребенка за то, что он сделал для нее замечательные домики. Домики можно делать и для других игрушек — зайчиков, лисят, медвежат и пр.
«Я пеку, пеку, пеку»
Используя режим интерактивной песочницы «Разноцветный песок», ребенок «выпекает» из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем
ребенок «угощает» пирожками гостей, кукол.
«Заборчики»
Используя режим интерактивной песочницы «Разноцветный песок» или «Рельеф земли» малыш руками лепит заборчики по кругу. За таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка.
«Волшебные отпечатки на песке»
Воспитатель и малыш оставляют отпечатки своих рук на мокром песке, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осьминожки, птички и т. д.
«Следы»
Используя режим интерактивной песочницы «Разноцветный песок» предложить пройтись по проложенным дорожкам ладошками, пальчиками (сгруппированными по 2, 3, 4, 5) оставляя следы. Пофантазируйте вместе с ребенком (чьи это следы).
«Отпечатки»
Сделать отпечатки кулачков, костяшек кистей рук, пальцев. Попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира.
«Игра на пианино»
Сначала предложить ребенку «исполнить произведение» на краю песочницы. Затем – на песке. Обратить внимание на движение не только пальцев рук, но и кистей.
«Страна слов»
На поверхности песка написано слово с пропущенной буквой. Ребенку предлагается написать пропущенную букву палочкой.
«Мое имя»
В песке спрятаны буквы (имя играющего). Ребенок должен найти их и составить свое имя. В последующих играх педагог добавляет буквы из других имен.
«Бусы для мамы»
«Что же делать? Где взять бузы для красавицы моей? Ничего, я постараюсь, и сложу их поскорей!» С помощью мелких цветных камушек, ракушек, фасоли ребенок выкладывает последовательно бусинки на песке.
III. Проективные игры
В игре-занятии «Песочный детский сад» поэтапно обыгрываем целый день в детском саду, с соблюдением последовательности выполнения основных режимных моментов (приход ребенка в садик, зарядка, завтрак, занятие, прогулка и т. д., а также все доступные ребенку навыки самообслуживания. Особое внимание уделяем игре с фигурками в реальных проблемных ситуациях, например, расставание с родителями или прием пищи.
Игрушка-посредник, выбранная ребенком, выполняет роль его самого. Ребенок при желании доступным для него способом может озвучивать действия своей игрушки. Песочная фея выполняет роль воспитателя. Она объясняет правила поведения игрушек - «детей» в группе и демонстрирует положительное отношение к игрушке ребенка.
Материалы и оборудование песочницы
Важная составляющая любой песочницы – собственно песок. Перед тем, как насыпать его в песочницу, песок следует промыть и просеять, а затем прокалить в духовке. Так он станет безопасным для детских игр. Обязательны и игрушки для занятий в песочнице. Важно, чтобы они были разнообразными
и позволяли ребенку задействовать в своих играх разные аспекты жизни. Это должны быть:
-Фигурки людей (желательно разного возраста, разной национальности, профессии, категории, причем как реальных, так и воображаемых.
-Фигурки животных – домашних, диких, мифических.
-Деревянные фигурки: куклы-матрешки, грибочки, листочки;
-Символические предметы вроде зеркал, яиц, бабочек.
-Игрушечные здания и мебель: домики, церкви, башни, замки.
-Соединяющие игрушки: лестницы, веревки, камни, зернышки, фасоль.
-Машинки, самолеты, поезда, лодки (сухопутные, водные, космические и другие)
-Растительность: деревья, веточки, цветы, кусты, овощи, фрукты;
-Разные вещи: пуговицы, перья, монетки.
-Естественные предметы: ракушки, веточки, камни, крышечки;
-Домашняя утварь, флакончики из-под духов, болтики;
-Пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигурки.
Педагог не просто дает задание создать картину своего настроения, а перед занятием кратко объясняет детям, что обозначает каждая группа предметов. В зале для занятий может играть спокойная музыка, а может царить полная тишина – в зависимости от настроя группы и возраста детей.
Для игр с песком можно использовать:
Традиционные материалы:
-совочки
-формочки
-машинки
-различные "сокровища" буквы или цифры карточки с узорами или буквами (цифрами)
Бросовый материал:
-пластиковые стаканчики,
-контейнеры из-под яиц
Приспособления:
-«расчески» для песка из пластиковых лотков
-«разравниватель» для песка (из деревянной дощечки и дверной ручки)
Словом, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в вашей «коллекции».