Виктория Цаер
Современные средства организации патриотического воспитания дошкольников
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Центр развития - ребенка детский сад №18 "Теремок"
«Современные средства организации
патриотического воспитания дошкольников»
Средствами патриотического воспитания дошкольников являются само окружение (природное и социальное, в котором они живут, художественная литература, музыка, изобразительное искусство. Средствами служат та или иная деятельность (игра, труд, праздники, которые отмечаются в стране и детском саду. Основными направлениями патриотического воспитания детей дошкольного возраста являются :
Публикация «Современные средства организации патриотического воспитания дошкольников» размещена в разделах
формирование представлений о семье - семья, род и родословная;
ознакомление с явлениями общественной жизни;
формирование знаний об истории государства, государственных символах; ознакомление с традициями и культурой своего народа;
формирование знаний о родном крае. Благоприятным для основного систематического патриотического воспитания является старший дошкольный возраст, когда особенно активизируется интерес ребенка к социальному миру и общественным явлениям.
Еще одним важным направлением патриотического воспитания является приобщение детей к народоведению - изучению культуры, обычаев своего народа путем ознакомления с характерными признаками быта (жилья, одежды, предметов быта, народной игрушки, народных ремесел (плетение, гончарное дело, резьба, литье, роспись и т. п.). Народоведение развивает у дошкольников нравственные, патриотические, эстетические, творческие задатки. Сложно переоценить воспитательную силу народной сказки, песни, игрушки, которые являются важнейшими средствами развития социального индивидуума нашего будущего.
В процессе ознакомления с традициями и обычаями эмоциональный опыт детей обогащается новыми впечатлениями, расширяется круг их знаний об окружающей среде, в том числе о близких людях и своей Родине. Средством патриотического воспитания старших дошкольников является природа, которая дает возможность вызывать у детей любовь к родному краю, восхищение его красотой, гуманные чувства, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на личность старшего дошкольника многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания патриотических чувств и поведения.
Таким образом, рассмотрев основные подходы к воспитанию патриотизма как одной из высших духовных ценностей современного общества, сделан вывод о необходимости создания оптимальных условий для формирования социальной и гражданской активности, ведения усиленной работы по пробуждению интереса к отечественной истории и культурному наследию, привитию уважительного отношения к символам государства и любви к Родине. Средством патриотического воспитания дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Средством патриотического воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет старший дошкольник : атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, т. е. она активизирует весь механизм патриотического воспитания и влияет на формирование определенных качеств личности ребенка.