Гиматдинова Эльмира Геннадьевна
Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в рамках реализации ФОП доо
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
1. Повысить теоритический и практический уровень знаний педагогов о современных подходах к нравственно- патриотическому воспитанию в ДОУ.
2. проанализировать уровень организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ.
3. Активизировать деятельность педагогов в данном направлении.
Ход:
1. Выполнение решения педагогического совета №2.
1.1. Продолжать повышать педагогическую компетентность родителей по вопросам воспитания детей через различные формы работы. (консультирование в родительских чатах «Сферум», организация консультирования через родительские уголки, привлечение родителей для участия в акциях, родительских гостиных, индивидуальное консультирование по запросу, активная позиция родителей на официальных страничках учреждения в социальных сетях).
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
2.1. Включить в работу с родителями на 2025 год мероприятия к празднованию 80-летия Победы в ВОВ. Ответственные – воспитатели групп, срок до 25.11.2024г. (План мероприятий разработан).
3. Организовать работу по оформлению отзывов родителей воспитанников в «Книге добрых слов». (Отзывы родителями прописываются).
СЛАЙД 3
АКТУАЛЬНОСТЬ.
Что включает в себя слово «Патриотизм»? Я считаю, что нравственно-патриотическое воспитание в детском саду нужно…».
Исходя из поставленной годовой задачи, которая заключается в том, что нашему педагогическому коллективу необходимо продолжить создавать условия для формирования у воспитанников нравственно-патриотических чувств, основ гражданственности, любви к большой и малой Родине в рамках реализации ФОП ДОО.
Нам всем известно, что основы воспитания закладываются в дошкольном возрасте, а затем воспитание человека продолжается. Из детства ребёнок выносит то, что потом сохраняется на всю жизнь, т. к. детское восприятие самое точное, а детские впечатления самые яркие. Знания о том, что каждый человек живет не сам по себе, а является членом общества и должен знать свои права и обязанности, лучше всего закладываются с детства. Потому, то всё, что усвоено в дошкольном периоде, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающие черты характера – оказываются особенно прочными и являются фундаментом дальнейшего развития личности. При правильном воспитании в дошкольном возрасте интенсивно развивается целостное восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление, творческое воображение, эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Идея воспитания патриотизма и гражданственности становится государственной. ФГОС ДО а также в соответствии с ФОП требования к объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
В. В. Путин высказал своё мнение о нравственно-патриотическом воспитании подрастающего поколения, которое заключается в следующем: «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».
СЛАЙД 4
2. Принципы работы по нравственно-патриотическому воспитанию в детском саду. Анализ.
2025 год в Российской Федерации объявлен годом защитника Отечества и годом празднования 80-летия Победы Великой Отечественной войне. В Детском саду «Рябинка» разработан план мероприятий на 2025 год. Работа проводится планомерно согласно воспитательного плана в рамках реализации ФОП и рекомендованных мероприятий для проведения согласно ПЛАНА РФ.
Проведены акции «Собери армейский рюкзак, встречи в родительских гостиных «Письма солдата» «Четвероногий друг и защитник на страже Родины», военно-спортивная игра «Зарница», спортивно-праздничная программа «Знай наших», Выставка ко Дню защитника Отечества, конкурс чтецов «Стихами расскажем о войне», Акция «Открытка солдату», Посещение библиотечных занятий «Детство, опаленное войной», «Встреча с ветеранами боевых действий», посещение городского центра гуманитарной помощи «За Вятку! и передача различного вида гуманитарной помощи, конкурс центров нравственно-патриотической направленности, проведение тематических занятий «Снятие блокады Ленинграда», «2 февраля - день разгрома фашистских войск под Сталинградом».
Каждый педагог строит свою работу в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников на основе следующих принципов:
- Принцип расширения связей ребенка с окружающим миром;
- Принцип приоритетности регионального культурного наследия;
- Принцип опоры на эмоционально – чувственную сферу ребенка;
-«Позитивный центризм» (усвоение ребенком знаний, наиболее актуальных для его возраста);
- Непрерывность, преемственность и интегративность педагогического процесса;
- Дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом его психологических особенностей, возможностей и интересов;
- Рациональное сочетание разных видов детской деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
- Деятельностный подход;
- Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
СЛАЙД 5
3. Технологии гражданско - патриотического воспитания. Методы и формы работы с детьми дошкольного возраста.
Сегодня совершенно необходимо внедрять современные технологии в процесс воспитания детей. Существуют разнообразные технологии, некоторые из них представлены на слайде. Создаются инновационные методы патриотического воспитания путём использования технологий с применением компьютерной техники.
В условиях дошкольного учреждения очень важна роль педагога при осуществлении проектной деятельности детей.
Еще одна интересная технология – квест. Если говорить о квесте как о форме организации детских мероприятий, то это командная игра, включающая различные задания соревновательного характера и имеющая определенный сюжет. Детские квесты отличаются наличием заданий, затрагивающих самые разные области знаний и умений.
Таким образом, внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий, способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым.
СЛАЙД 6
В работе с детьми используются разнообразные методы и формы с учётом возраста детей, а именно:
- экскурсии и целевые прогулки (возложение цветов к памятнику);
- рассказы воспитателя;
- беседы о родном городе, стране, её истории;
- наблюдение за изменениями в облике родного города;
- за трудом людей в детском саду и в городе;
- показ иллюстраций, фильмов, слайдов;
-прослушивание аудиозаписей (гимн страны, гимн города, патриотические песни о Родине);
- использование фольклорных произведений (пословицы, поговорки, игры русские народные, сказки, песни, потешки, заклички);
- ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством (роспись, игрушки, вышивка);
- знакомство с творчеством поэтов, художников, композиторов);
-организация тематических выставок;
- участие в общественных и народных календарных праздниках;
- конкурс чтецов;
- участие в городских мероприятиях, конкурсах;
- участие детей в посильном общественно-полезном труде.
СЛАЙД 7
Основные методы образовательного процесса:
- игровые;
- поисково-исследовательские;
- проблемные;
- воспитывающие ситуации;
- анализ и самоанализ;
- похвала, одобрение;
- пример;
- обращение к книге и к другим культурным источникам.
Средства нравственно-патриотического воспитания дошкольников можно объединить в несколько групп:
- Художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы можно объединить в группу художественных средств. Эта группа средств, способствует эмоциональной окраске познаваемых явлений. Дети эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам. На ребенка производят сильное впечатление работы художников, изображающих мир реалистично и понятно. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей представлений и воспитании чувств.
- Средством нравственно-патриотического воспитания дошкольников является природа родного края. Она вызывает у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи. Воздействие природы на личность детей формирует ощущение причастности, принадлежности к этому уголку Земли, и принадлежности этого уголка маленькому человеку.
- Средством нравственно-патриотического воспитания дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания практики нравственно-патриотического поведения.
- Особое место в группе средств отводится общению. Оно как средство нравственно-патриотического воспитания выполняет задачи корректировки представлений о нравственности и патриотизме, на основе пробуждения чувств и формирования отношений.
- Средством нравственно-патриотического воспитания является атмосфера, в которой живет ребенок.
Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения. Она активизирует весь механизм нравственно-патриотического воспитания и влияет на формирования нравственных и патриотических качеств.
Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственно-патриотических качеств.
ВЫВОД: Все вышеизложенные педагогические условия взаимосвязаны и взаимообусловлены, мероприятия проводятся не только для детей, но для родителей.
СЛАЙД 8
Проектная деятельность по нравственно - патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Детство, опаленное войной». Презентация.
Вывод
Воспитать патриота своей Родины – это ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, совместные усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы. И как сказал В. В. Путин: «От того, как мы воспитаем молодёжь, зависит то, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя». Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается.