Елена Шульга
Современные формы и методы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из важнейших проблем воспитания, над которой бились и бьются поколения педагогов, это проблема духовного и нравственного становления личности.
Очень важно сегодня создавать среду. В которой происходит становление этой самой личности ребёнка, противостоять современной среде. Которая калечит души наших детей.
Актуальность духовно нравственного воспитания связана по крайней мере в следующем:
-Наше современное общество нуждается в подготовке высоконравственных образованных людей обладающими не только глубокими знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Публикация «Современные формы и методы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
-В нашем современном мире на неокрепшую душу ребёнка на ещё формирующуюся сферу нравственности обрушиваются источники сильного воздействия как позитивного, так и негативного характера.
-Реальность сегодняшнего дня диктует необходимость вырастить в душах детей таких общечеловеческих ценностей как: Истина-Добро-Красота—Вера-Надежда-Любовь.
Суть духовно-нравственного воспитания заключается в формировании у ребёнка понятий о нематериальных ценностях в жизни. Это осознание значимости семьи для каждого человека, уважение старшего поколения, желание совершать добрые поступки, бережное отношение к природе. Воспитать нравственность возможно только через личный пример взрослого и взаимодействие с ребёнком. Детский сад часто называют вторым домом малышей, и здесь (наравне с домашним воспитанием) происходит процесс духовного развития. Необходимость духовно-нравственного воспитания в ДОУ зафиксирована Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС ДО).
Эмоциональное развитие ребёнка-дошкольника является важным этапом духовно-нравственного воспитания. Для ребёнка способного понять чувства и эмоции другого человека, такие понятия как дружба, справедливость, сострадание, доброта-не являются пустым звуком. Усваивая язык эмоций и чувств, ребёнок овладевает принятыми в обществе формами выражения своих переживаний при помощи словесных и несловесных средств. Он овладевает наукой управления своими эмоциями, учится пользоваться своими чувствами осознанно.
Нравственное воспитание не должно строиться на основе заучивания и отработкой привычек поведения. Нравственные ценности ребёнок может постичь только на основе личных эмоциональных переживаний путём своих проб и ошибок в реальной жизни.
Влияние личности педагога на ребёнка является одним из условий для нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Воспитатель должен придерживаться следующих принципов:
-Нравственный пример воспитателя
-Социально педагогическое партнёрство
-Индивидуально-личностное развитие
-Уважение к Отечественной истории и родному языку.
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Духовно-нравственное воспитание в дошкольном учреждении имеет целью формирование у детей гуманного отношения к окружающему миру.
В детском саду реализуются следующие воспитательные задачи нравственной направленности:
• Сформировать в детях способность сопереживать.
• Зародить уважение к своей нации и к представителям других национальностей.
• Воспитать любовь к родному дому, семье, малой родине.
• Усвоение знаний о культуре и истории родной страны.
• Формирование сопричастности к народным и религиозным традициям.
Задачи духовно-нравственного развития реализуются в рамках следующих воспитательных направлений :
1. Духовно-образовательное направление (На занятиях дети совместно с педагогом изучают сказки, стихотворения и рассказы, обязательно обсуждаются поступки героев, черты характера. Произведения для совместного чтения с дошкольниками всегда содержат элемент нравственного воспитания. Например, сказка «Репка» учит ценности совместного дела, «Три медведя» — важности семьи, «Цветик-семицветик» — жертвенности, «Чук и Гек» — любви к труду и родине и т. д. занятия, чтение детям, устные поучения, обсуждение поступков героев и детей)
2. Воспитательно - оздоровительное направление («В здоровом теле — здоровый дух» — это надо запомнить и осознать с раннего детства. Духовно-нравственное воспитание состоит в том числе и в привитии детям здорового образа жизни. Важность двигательной активности передаётся через динамичные игры и праздничные действа в детском саду. Прелесть пеших прогулок познаётся во время экскурсий и походов)
3. Культурно-познавательное направление (концерты, просмотры фильмов и мультфильмов, участие в православных праздниках)
4. Нравственно-трудовое направление (труд по самообслуживанию, изготовление подарков, атрибутов для игр)
Для успешной работы необходимо использовать разные методы :
Наглядный, словесный, и практический.
Наглядный метод используется вовремя (Чтение воспитателем устного народного творчества; наблюдений; показа сказок и других произведений как педагогом, так и детьми; рассматривание книжных иллюстраций; проведении дидактических игр; целевых прогулок экскурсий)
Словесные методы наиболее эффективные в процессе:
(рассказ воспитателя; чтение произведения воспитателем; заучивание потешек, песен, пословиц, поговорок; бесед с элементами диалога; загадывание загадок; рассматривание наглядного материала; разбор житейских ситуаций; проведение конкурсов, утренников)
Очень важное значение имеет практический метод, который используется когда необходимо:
(изготовить с детьми наглядные пособия; провести различные виды игр инсценировок; изготовить поделки на выставку; организовать постановку сказки;)
Система мероприятий духовно-нравственной направленности предусматривает следующие формы :
— участие в ежегодных муниципальных конкурсах духовно-нравственной направленности;
— участие педагогов и воспитанников ДОУ в международных, региональных, муниципальных конкурсах детского творчества, в конкурсах методических разработок;
— организация и участие педагогов и детей в социальных акциях; (посещение приюта для животных, рисунки для бойцов, сбор посылки с медикаментами на передовую, возложение цветов к памятнику павших героев);
— организация и участие педагогов и детей в мероприятиях, направленных на развитие любви к природе (посадка деревьев, образовательные прогулки, квесты на экологической тропе, организация огородных грядок).
Эти формы организации подходят для проведения различных праздников, посвященных той или иной теме учебного процесса, для формирования духовно-нравственных качеств детской личности в более торжественной обстановке.
В повседневной жизни могут использоваться следующие формы организации совместной деятельности педагога и воспитанников :
- игры- путешествия;
- виртуальные экскурсии по достопримечательным местам;
- театральная деятельность;
- праздничные развлечения;
- познавательные викторины;
- сюжетно- ролевые игры;
- разыгрывания нравственно- этических ситуаций;
- тематические и ситуативные беседы-рассуждения;
- художественно-продуктивная деятельность;
- занятия,
- чтение произведений,
- просмотр социальных видеороликов, видиофильмов, мультфильмов о добре;
- тематические вечера,
- экскурсии,
- организация выставок.
Хочется немного остановиться на новой форме, которая стала доступна благодаря развитию информационных технологий — это виртуальная экскурсия.
Именно она позволяет ребенку наглядно увидеть то, о чем он уже слышал от педагога, посетить памятные места города, музеи, центры культуры и т. д. Преимущества виртуальных экскурсий:
1. не требуют денежных затрат;
2. нет границ, что позволяет посетить необходимые места, не покидая здания детского сада;
3. погодные условия не мешают реализовать намеченный план и провести экскурсию по выбранной теме;
4. не влияют ограничения по передвижению во время пандемий;
5. дает возможность остановить экскурсию при необходимости обдумать что-то или обсудить;
6. наглядность — «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»;
7. наличие интерактивных заданий способствует закреплению знаний, в том числе и по современным компьютерным технологиям.
Самым важным инструментом работы воспитателя в любом направлении является семья.
Существует множество форм работы с родителями :
1. коллективные (общее родительское собрание, педагогический совет с участием родителей, тематические консультации, групповые собрания, открытые занятия с детьми в саду для родителей, «Дни самоуправления», «Дни дегустации», дни добрых дел, оформление группы и участка);
2. индивидуальные (педагогические беседы с родителями, индивидуальные консультации, портфолио ребенка, гость группы);
3. досуговые («Осенний праздник», «Новогодний праздник», «День защитника Отечества», «День Российского флага», «День семьи», «День дошкольного работника» (праздник для ветеранов педагогического труда, мероприятия и выставки работ родителей и детей, благотворительные акции, кружки и секции, выпуск стенгазеты в группах, домашние гостиные, музыкальный фестиваль «Мама, папа, я — музыкальная семья»);
4. наглядно-информационные и информационно-аналитические (анкетирование, пособия, доска объявлений, ящик для предложений, уголок для родителей, выставки, вернисажи детских работ,
Из всего выше сказанного можно сделать следующий вывод:
Для повышения эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников необходима системная организация работы, включающая учебную, досуговую, трудовую, спортивную, повседневную жизнедеятельность дошкольников; использование многообразных форм и методов приобщение дошкольников к истокам национальной культуры; педагогическое взаимодействие детского сада и семьи в основании основ народной педагогики.
А закончить свой доклад я хочу такими словами: «Если каждый воспитатель будет верить в это сам и убедит своих воспитанников в правильности этого утверждения, то каждое его занятие превратиться в праздник и для детей, и для самого воспитателя. То, что мы получили в наследство от наших предков, мы должны, обогатив и приумножив, передать в дар нашим потомкам. В этом заключается духовно-нравственное воспитание».
Спасибо за внимание!