Ася Исакова
Современное занятие. Опыт применения нового инструментария, полученного на курсах повышения квалификации
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель – луч солнца для молодой души, который ничем другим заменить невозможно»
В. А. Сухомлинский
Профессия воспитателя особенная, она выделяется среди других своей многогранностью, многозадачностью и, что особенно важно, «судьбоносностью»! Не случайно труд воспитателя сравнивают с трудом садовника, сеющего семена добра и знания. Пока жив род человеческий, пока рождаются дети, профессия воспитателя будет существовать как миссия «выращивания» человека для его счастливой жизни.
Основные задачи современного педагога связаны, прежде всего,
• с организацией полноценного проживания ребенком своего детства,
Публикация «Современное занятие, Опыт применения нового инструментария, полученного на курсах повышения квалификации» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• формированием базовых основ культуры личности,
• всесторонним развитием психических и физических качеств с учетом индивидуальных особенностей детей.
И вместе с тем детский сад как важная ступень образования призван
• развивать у дошкольников социальные, нравственные, интеллектуальные качества, инициативность, самостоятельность и ответственность,
• формировать у них предпосылки учебной деятельности.
Мне предоставлена возможность поделиться опытом работы полученного на курсах повышения квалификации, формированию учебной деятельности у своих воспитанников в процессе формирования элементарных математических представлений.
Воспитательно-образовательный процесс в нашей группе организуется в соответствии с основной образовательной программой нашего ДОУ.
Формирование элементарных математических представлений происходит в процессе освоения курса математического развития дошкольников «Игралочка» (авторы Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова).
Одним из наиболее значимых отличий дошкольного образования от следующих ступеней – начального и среднего образования – заключается в том, что развитие ребенка дошкольного возраста осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Именно поэтому данный курс и называется «Игралочка». Он строится на системе дидактических игр и оптимальных для детей дошкольного возраста форм работы с детьми (беседы, наблюдения, решение проблемных ситуаций, игры с правилами, опыты, моделирование, экспериментирование и др.).
Основными задачами математического развития дошкольников в курсе «Игралочка» являются:
• формирование любознательности, активности, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества;
• развитие мыслительных операций (анализ свойств исследуемых объектов или явлений, сравнение свойств предметов, обобщение, распределение предметов в группы по выбранному свойству, синтез на основе выбранной структуры, конкретизация, классификация, аналогия);
• формирование предпосылок логического мышления;
• формирование сенсорных процессов и способностей;
• увеличение объема внимания и памяти;
• расширение и обогащение словаря, совершенствование связной речи, развитие умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;
• развитие вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей;
• формирование предпосылок универсальных учебных действий; • сохранение и поддержка здоровья детей.
Под универсальными учебными действиями подразумевается следующее (Л. Г. Петерсон) :
произвольность поведения,
умение целенаправленно владеть волевыми усилиями,
устанавливать правильные отношения со взрослыми и сверстниками,
работа по правилу и образцу,
фиксация затруднения в деятельности,
выявление его причины,
выбор способов преодоления затруднения,
обдумывание и планирование своих действий, проверка их результатов, исправление ошибок и др.
В основу организации образовательного процесса положен деятельностный метод, который означает, что новое знание не дается детям в готовом виде, а входит в их жизнь как «открытие» закономерных связей и отношений окружающего мира путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков и обобщения. А мы, воспитатели, подводим детей к этим «открытиям», организуя и направляя их через систему дидактических игр, в процессе которых они исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, делают «открытия». В ходе таких игр и осуществляется личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой.
Большое внимание уделяем развитию вариативного мышления, воображения и творческих способностей ребенка. Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур. Работа с дошкольниками ведется в зоне их ближайшего развития: наряду с заданиями, которые дети могут выполнить сами, им предоставляются и задания, требующие догадки, смекалки, наблюдательности.
Дети не замечают, что идет обучение, они перемещаются по комнате, работают с игрушками, картинками, мячами, кубиками. Вся система образовательных ситуаций воспринимается ребенком как естественное продолжение его игровой и практической деятельности.
В дошкольном возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому необходимым условием организации образовательного процесса с детьми является атмосфера доброжелательности, создание для каждого ребенка ситуации успеха. Это важно не только для развития познавательных процессов детей, но и для сохранения и поддержки их здоровья.
Специально организованная деятельность по формированию элементарных математических представлений (непосредственно образовательная деятельность) в программе «Мир открытий» проводится в технологии «Ситуация», которая является модификацией технологии деятельностного метода Л. Г. Петерсон для дошкольной ступени.
В курсе «Игралочка» выделяются три типа образовательных ситуаций:
• образовательные ситуации «открытия» нового знания;
• образовательные ситуации тренировочного типа;
• образовательные ситуации обобщающего типа (итоговые).
Сегодня вашему вниманию была представлена образовательная ситуация «открытия» нового знания.
Структура образовательных ситуаций «открытия» нового знания имеет следующий вид:
1 этап. Введение в игровую ситуацию
На этом этапе создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать (так называемую «детскую цель»).
2 этап. Актуализация знаний
На данном этапе в процессе дидактической игры мы организуем предметную деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются знания и опыт детей, а также мыслительные операции (анализ, синтез, классификация и пр., необходимые им для самостоятельного построения нового способа действия. При этом дети находятся в игровом сюжете, движутся к своей «детской цели» и даже не догадываются, что педагог, как грамотный организатор, ведет их к новым «открытиям».